Рефераты. Гендерные проблемы современной философии

"Мужская модель" поведения связывается с регулярным и достаточно частым потреблением крепких спиртных напитков в мужской компании: опьянение вполне допускается. Для женщин потребление спиртного допускается лишь в некоторых ситуациях, преимущественно в кругу семьи, а напитки - только легкие. Разведенные женщины и вдовы пьют значительно реже, чем замужние, а разведенные и вдовые мужчины - чаще, чем женатые [3].

Более существенные отличия можно обнаружить в ответах респондентов на намеренно провоцирующие вопросы. Респондентам предлагалось выразить согласие (несогласие) с рядом суждений, отражающих патриархальные и модернистские ценности (табл.3).

С утверждением "иметь работу - лучший способ быть независимой" (п.2) согласились более половины опрошенных женщин, причем среди них - 65% самых молодых и женщин 41 - 55 лет, а также 90% старше 55 лет. А вот женщины в возрасте 25 - 40 лет проявили больше сдержанности. Думается это происходит потому, что последние имеют на своем попечении детей, а именно на этом этапе жизненного пути им нужна не столько независимость, сколько материальная поддержка; работать же, имея детей, не все они оказываются в состоянии. Что же касается самих молодых респонденток, то сравнительно высокая доля затруднившихся ответить (25%), говорит о том, что они пока еще только начали осваивать эгалитаристские ценности.

С утверждением "Быть домашней хозяйкой - такая же работа, как и трудиться за деньги" согласны от 3/4 до 4/5 респонденток во всех возрастных группах. Наиболее часто согласие выражали женщины 25-40 лет, с этим солидаризируются и мужчины, что говорит скорее об общесоциальной, чем гендерной межпоколенческой ориентации на признание важности домашнего труда.

Ответы респондентов демонстрируют удивительную противоречивость: поддерживая тезис 3, они в то же время выражают поддержку патриархальной позиции (тезис 4), причем с возрастом все чаще (за исключением женщин-пенсионерок, у которых, по всей видимости, уже опустел дом, дети выросли, в связи с чем актуальным стал поиск иных жизненных приоритетов).

Большинство респонденток во всех подгруппах не согласны с утверждением 5. Сторонников такой точки зрения удалось обнаружить лишь среди женщин (56%) и среди представителей возрастной группы от 25 до 40 лет, где положительно ответивших мужчин 8 женщин поровну.

Судя по полученным данным, а также проанализировав результаты ряда других исследований, можно сделать вывод, что в целом итог социальных трансформаций в России заключается в том, что дискриминация женщин во всех сферах общественной жизни стала более заметной. Патриархальная установка преобладает, отчасти женщинами же и поддерживаемая. Модернизационные тенденции имеются, но пока весьма слабые: женщины участвуют в преобразовании российской экономики, меняют формы своей трудовой активности. В общественном мнении женщин крепнет вера в их способность занимать руководящие должности. Эти изменения протекают по-разному и пока вызывают значительные противоречия, отражаемые в сознании респондентов в качестве вариативности горизонтальных (внутри одного поколения) ценностных совмещений.

Глоссарий

АРХЕТИП - первичный образец, праобраз. Архетипы - данные от рождения психологические структуры. Это временные схемы, которые возникли ещё в первобытном обществе и при помощикоторых осознает, отражает мир. Согласно идеям Юнга, человеческая психика включает в себя множество различных архетипов. Их человек воспринимает интуитивно, интуитивно они всплывают в его сознании, в ведениях, снах, в виде символов. Типичным примером архетипа является рспространенное в живописи изображение мандала - круга с вписанными в него квадратами, крестами, ромбами. Мандала дает представление о единстве Вселеной и окружающего человека мира.

БРАК - форма отношений между мужчиной и женщиной. Общество черезь систему норм устанавливает их взаимоотношения, права и обязанности по отношению к друг другу. От брака зависит рост народонаселения, физическое и духовное состояние новых поколений. В браке упорядочиваются и регулируются потребности людей в продолжении рода. Брак регулируется юридическим образом. Например, определяется минимальный возраст вступления в брак, обязанности родителей по отношению к детям, юридические основания по его расторжению и т.д.

Другие нормы брака определяются обычаями, традициями, моралью. Например, в разные исторические периоды были разные правила ухаживания, добрачного поведения, распределения обязанностей между супругами. До сих пор в некоторых странах Азии и Африки сохраняются обычаи заключать брак по сговору родителей. В зависимости от характера брачной церемонии браки бывают гражданские и церковные. ПО своей структуре браки делятся на моногамные и полигамные. В моногамном браке супругов двое, в полигамном - мужчина может иметь несколько жен.

ГЕНДЕР - система социо - половых отношений, возникающих у мужчин и женщин в результате их общения между собой и с внешним миром, и проявляющихся во всех сферах жизни человека и общества.

ГЕНДЕР (МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ КОНСТРУКТ) - научная дефиниция, определяющая социально - культурные функции пола и позволяющие отличать эти функции от функций биологических (равно как от биологического пола, именуемого сексом)

ГЕНДЕР (СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТ) - определяет его как реально (а не только мыслительно) существующую систему межличностного взаимодействия, посредством которого создается, подтверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как категориях социального порядка.

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ - формирование психики человека через усвоение структур внешней социальной деятельности. Это понятие было введено психологами Ж. Пиаже и А. Волланом для выявления перехода структуры отношений между индивидами внутрь психики. В результате этого процесса возникает безсознательное, которое и определяет внутренний строй самого сознания.

ЛИБИДО - одно из основных понятий психоанализа. Оно означает бессознательное стремление, желания, склонности, сексуальное влечение.К. Юнг считает, что либидо есть энергия бессознательного оказывающая определяющее влияние на действия человека.

ЛИЧНОСТЬ - индивид, обладающий целостной человеческой индивидуальностью. Личность - это система устойчивых, социально - значимых черт.

В философии личность этот некоторое ядро, объединяющее начало, которое связывает воедино различные психические процессы индивида. Личностные свойства сообщают поведению человека необходимую последовательность и устойчивость.

МАТРИАРХАТ - форма родовой организации, при которой женщина занимала главное место в жизни родовой общины. Матриархат возник при первобытно - общинном строе до возникновения частной собственности. Труд женщины в этот период времени имел решающее значение для добывания пищи (собирательство, мотыжное земледелие).

Женщина сделалась главой рода в котором люди объеденены по признаку родства. Переход к более сложным способам земеледелия привел к господству мужчин, поскольку именно их труд обеспечивал главное пропитание. В результате матриархат сменился матриархатом.

ОБРАЗ ЖИЗНИ - единство типичных видов жизни, жизнедеятельности человека, социальной группы. Образ жизни берется в соответствии с условиями жизни. При помощи понятия "образ жизни" рассматриваются различные виды деятельности людей в их взаимосвязи: их быт, культура, стиль жизни, качество жизни.

С помощью этого понятия можно показать как живет человек в том или ином обществе. Как общество создает условие для реализации творческих сил и способностей индивидов.

ПОЛО - РОЛЕВОЙ СТЕРЕОТИП - стереотипное представление о мужчине и женщине в ту или иную эпоху, в той или иной стране.

ПОЛО - РОЛЕВАЯ НОРМА - нормы поведения мужчины и женщины в том или ином обществе.

ПОЛО - РОЛЕВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ - соответствие поведения того или иного индивида представлению о мужчине и женщине в то или иное время.

СЕКСИЗМ - дискриминации по признаку пола.

СЕМЬЯ - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связвны общностью быта, взаимной моральной ответственностью взаимопомощью, любовью. Семья - отношения между мужем и женой, родителями и детьми. Семья является одним из осонвных социальных институтов. Её формы и уклад жизни тесно связаны с экономикой, политикой, правом и духовной культурой, религией и моральными традициями.

Многие теоретики в области семьи считают, что в ближайшем будущем семья сменится "свободным сожительством", другие утверждают, что семья будет укрепляться на основе любви и духовности. Как будут развиваться эти отношения - покажет будущее. В то же время бесспорным может считаться факт, что рост свободы пропорционально увеличивает личную ответственность каждого члена семьи за общий образ семейной жизни.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ - это взаимодействие личности (социальной группы) с социальной средой. В ходе этого взаимодействия происходит согласование самооценки и притязаний человека с его реальными возможностями и реалиями социальной среды. Происходит усвоение личностью правил, норм окружающей жизни и изменение, приспособление личности к ней.

СОЦИО - ПОЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ - отношения, возникающие у мужчин и женщин в результате их общения между собой и с внешним миром, и проявляющиеся вов сех сферах жизни человека и общества.

СУФРАШИЗМ - движение за предоставление женщинам избирательных прав.

ФЕМИНИЗМ - понятие, требующее определения в двух уровнях, т.к, с одной стороны, представляет собой широкое общественное движение за права женщин, а с другой стороны - это комплекс социально - философских, социологических, психологических, культурологических теорий, анализирующих положение женщины в обществе.

Список литературы

Белоконная Л. Гендерная статистика в России. \\ Вопросы экономики. 2007.,№ 3, с.110 - 121.

Грошев И. Информационные технологии: гендерный аспект \\ Высшее образование в России, 2006, №4, с.115 - 120.

Гусейнова Л.А. Ценностные ориентации: гендерный аспект \\ Социс. 2006., №5, с.130 - 133.

Знаков В.В. Макиавеллизм и феномен вранья \\ Вопросы психологии, 2006, № 6, с.59 - 70.

Козлова Н.Н. Гендер и вхождение в модерн \\ Общественные науки и современность 2006, № 5, с.164 - 174.

Коротец И.Д., Штомпель Л.А., Штомпель О.М. Человек и общество. Словарь - справочник. Ростов - на - Дону, 2003.

Митина О.В. Женское гендерное поведение в социальном и кросскультурном аспектах \\ Общественные науки и современность. 2006, №3, с.179 - 191.

Пушкарева Н.Л. Как заставить заговорить гендер…\\ Этнографическое обозрение. 2007, №2, с.27 - 39.

Серегина И.И. Профессиональная карьера \\ СоцИс 2006, № 4.

Современный философский словарь. Москва. Бишкек. Екатеринбург. 2003.

Цимбаева Е.Н. “Гендер" как категория исторического анализа. Вестник МГУ, сер.8, История 2006, №3.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.