Рефераты. Функции философии и ее роль в жизни общества

Социальная философия, действительно, придерживается научных основ при анализе и объяснении происходящих в обществе процессов, она исходит из соответствующих принципов. К ним можно отнести:

- подход к обществу как к целостной социальной системе, все элементы которой находятся между собой во взаимосвязи или взаимозависимости; при этом особое значение придается причинно-следственным и закономерным связям, анализ которых составляет основное содержание социального детерминизма как теоретического и методологического принципа исследования социальных явлений, ориентирующего на всесторонний учет существующих между ними причинно-следственных и закономерных связей и отношений;

- рассмотрение всех общественных явлений и процессов в их постоянной динамике, т.е. в движении, изменении и развитии; это есть принцип историзма, требующий анализа любых социальных явлений в исторически развивающемся социальном; контексте, т.е. в системе их развивающихся и изменяющихся связей с другими общественными явлениями, вместе с которыми и под влиянием которых развиваются и данные явления. Это значит, что при анализе социальных явлений нельзя искусственно вырывать их из исторического контекста, т.е. той системы обстоятельств, в которой происходило или проис-ходит их развитие, чтобы не получить поверхностных, а то и ложных выводов об их сути и социальном значении;

- нахождение и анализ тех социальных противоречий, которые определяют суть и источник развития данных обществен-ных явлений и процессов;

- рассмотрение последних в их исторической преемственности с учетом того, что действительно устарело и играет ныне консервативную, а то и откровенно реакционную роль, а что продолжает жить, сохраняет свое значение и дает возможность обществу развиваться по пути цивилизации и прогресса;

- все это выражается в принципе перехода от абстрактного к конкретному в анализе развития общества, отдельных социальных явлений, исторического процесса в целом; данный принцип, обоснованный в рамках диалектического метода, не потерял своей актуальности и значения по сей день.

4. Философия в системе культуры

Для фи-лософии культура является предметом изучения и осмысливания. Этим философия отличается от других форм культуры. Действительно, для науки предмет познания -- не она сама, а природа; для искусства предмет творческой деятельности -- не оно само по себе, а творимый им особый художественно-предметный мир; для политики цель ее устремления -- не она сама, а власть и государство; для религии пред-мет познания и поклонения -- опять же не она сама, а Бог. Поскольку задача науки и искусства, политики и религии не состоит в направле-нии рефлексии на самих себя, в их рамках не ставится вопрос о дос-тижении полного сознания самих себя. Иначе говоря, они уясняют свою сущность, свое место в обществе и культуре лишь в той мере, в какой это необходимо для решения стоящих перед ними задач. Поэтому, только будучи постигнуты философски, отдельные формы культу-ры (наука, искусство, политика, система образования и воспитания, религия и др.) могут стать органическими частями единого целого культуры.

Очевидно, что смысл и предназначение культуры в том, чтобы возвышать и облагораживать человека, пробуждать в его душе лучшие чувства и мысли. Культура призвана предохранять от варварства и обскурантизма. Вне культурного воздействия человеку грозят огрубение и ожесточение Очевидно вместе с тем и то, что далеко не всегда культура соответствует своему смыслу и предназначению. Культура часто не справляется с задачей противодействия грубым проявлениям человеческой натуры. Это особенно отчетливо обнаружилось в XX н. Казалось бы, наблюдаемый в наше время небывалый прогресс науки и тех-ники, всеобщая грамотность и информатизация, доступность достиже-ний культуры большинству населения должны обеспечить нравственный прогресс и гармонию межчеловеческих отношении. Однако, к сожале-нию, этого не происходит. Поэтому ситуация, возникшая в XX в., дали серьезные основания говорить о кризисе культуры. Одной из причин кризиса культуры, повлекшей за собой неспособность исполнять соб-ственную миссию, стала дифференциация культуры.

На определенном этапе культура начинает распадаться на множе-ство не связанных или почти не связанных между собой направлений и форм. Целое культуры утрачивается. Вот как характеризовал сложив-шееся положение П. Флоренский: «Уже давно, вероятно с XVI в., мы перестали охватывать целое культуры, как свою собственную жизнь... Да, уже давно попытка обогатиться духовно, покупается жертвою цельной личности. Жизнь разошлась в разных направлениях, и идти по ним не дано: необходимо выбирать. А далее, каждое направление жизни расщепилось на специальности отдельных культурных деятелей, вслед за чем произошло раздробление и их на отдельные дисциплины и узкие отрасли. Но и эти последние, есте-ственно, должны были подвергнуться дальнейшему делению. Отдель-ные вопросы науки, отдельные понятии в области теоретической впол-не соответствуют той же крайней специализации в искусстве, в тех-нике, в общественности. И если нередко слышится негодование на механизацию фабричного труда, где каждому работнику достается лишь ничтожная часть какого-нибудь механизма, конструкции, и может быть, назначения которого он не понимает... то сравнительно с этой специализацией рук, насколько более вредной и духовно разруши-тельной должна быть оцениваема специализация ума и вообще ду-шевной деятельности?»

В советское время в нашей стране задача обеспечения единства культуры решалась главным образом за счет насаждения единой госу-дарственной идеологии -- марксизма-ленинизма. Это было опреде-ленным решением проблемы. Однако, как показали последующие со-бытия, идеологический путь обеспечения единства культуры неэф-фективен: единство оказалось формальным, поэтому непрочным. В постсоветское время остро переживается процесс распадения це-лостного культурного организма России и других стран постсоветско-го пространства. Распадение культуры вследствие дифференциации и соответствующей специализации сопровождается распадением ее вслед-ствие количественного преобладания массовой и откровенно коммер-ческой культуры. В произведениях этих типов культуры ставятся задачи достижения быстрого эффекта популярности или коммерческого эф-фекта. Проблема развития и сохранения духовной целостности чело-веческого бытия перед создателями массово-коммерческой культуры просто не возникает. Если сравнивать в рассматриваемом аспекте по-ложение в постсоветском пространстве с положением в западных стра-нах, то в последних оно выглядит более благополучным, хотя и дале-ким от совершенства, так как там преодолены лишь экстремальные (самые крайние) отрицательные последствия расчленения культуры. Задачу синтеза культуры и сохранения ее единства нельзя решить раз и навсегда. Она требует постоянно возобновляемой работы духа. По существу своему это задача философская.

В процессе осмысления культуры как целого философия рассмат-ривает ее не как готовый безжизненный продукт чего-то другого, а с точки зрения производства культуры. По словам Э. Кассирера (1874-- 1945), философское постижение культуры «не удовлетворяется ко-нечным продуктом, но желает понять и тот особый способ производ-ства, который производит данный продукт. Ведь от этой производи-тельной активности, отделявшейся и постоянно возобновляемой работы духа зависит в конечном счете не только язык, но и миф, и религия, и искусство. Понять и прояснить это для каждой отдельной отрасли духовной деятельности человека, понять во всей ее индивидуальнос-ти и особенности, во всей неповторимости формы и способа суще-ствования должна философия»'. Тем самым философия направляет свои усилия на уяснение условий существования культуры и ее форм Она стремится понять искусство, науку, технику, политику, рели-гию, мифологию и т.д. не только в их фактической данности, но и обнаружить их истоки. В философии уясняется, в частности, какой потребностью и творческой силой человеческого духа порождается та или иная форма культуры. Это дает основание философскому анализу не останавливаться на фиксации современного положения в сфере культурного творчества, но и ставить вопросы относительно того, какой культура должна быть.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значение философии можно усмотреть не в практической полез-ности (утилитарности), а в нравственном пафосе. История филосо-фии свидетельствует, что философская мысль ищет и обосновывает идеал, способный служить путеводной звездой в жизни людей. Это прежде всего нравственный идеал, связанный с отысканием смысла жизни человека. Это также и общественный идеал, призванный объяснить смысл общественного развития. В этой связи немецкий философ М. Шелер (1874-1928) характеризовал философию как «знание ради спасения», противопоставив его «знанию ради дости-жений и господства», т.е. позитивному, -- научному и технологичес-кому знанию.

На базе философии формируется система знаний, научная картина мира, правильный образ мира, что позволяет в итоге повышать теоретический уровень и эффективность последних научных изысканий. Не менее важно и то, что философия помогает формировать необходимый в обществе благоприятный нравственный климат, духовный мир человека, его нравственные ценности, отвечает на смысло-жизненные вопросы.

Вместе с тем надо иметь в виду, что отдельные специализирован-ные сферы философского знания косвенно способны приносить зна-чительные практические результаты. Например, философия и ме-тодология науки помогают отдельным наукам в решении стоящих перед ними задач. Тем самым философия способствует научному и техническому прогрессу. Социальная философия участвует в реше-нии общественно-политических, экономических и др. проблем. Мож-но с полным правом утверждать, что во всех достижениях челове-чества присутствует значительный, хотя и косвенный вклад фило-софии.

Список литературы

1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко 2-е изд., испр. и доп. -- М.: Юристъ, 1998. -- 520 с.

2. А.Н. Лощилин, Е.А. Лощилина «Философия. Учебно-методическое пособие для студентов-заочников по темам: «Предмет философии», «Античная философия». М., 2000

3. Основы философии. От классики к современности, изд. 2-е, дополненное: Учеб. пособие для вузов. -- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 608 с.

4. Смирнова Н.Н., Конспект лекций по философии; СПб.: ООО «Издательство “Альфа”», 2000г.

5. СпиркинА.Г. Философия:Учебник. -- М.: Гардарики, 1999. --816с.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.