Рефераты. Философское определение цивилизации и культуры

1.2 Идея ценностей

Культура - это материальные и духовные ценности. Под цен-ностью имеется в виду определение того или иного объекта ма-териальной или духовной реальности, высвечивающее его поло-жительное или отрицательное значение для человека и человече-ства. Лишь для человека и общества вещи, явления имеют осо-бый смысл, освященный обычаями, религией, искусством и во-обще "лучами культуры". Иначе говоря, реальные факты, собы-тия, свойства не только воспринимаются, познаются нами, но и оцениваются, вызывая в нас чувство участия, восхищения, любви или, напротив, чувство ненависти или презрения. Эти всевоз-можные удовольствия и неудовольствия составляют то, что именуется вкусом. Мы, например, испытываем удо-вольствие при "виде полезного для нас предмета, мы называем его хорошим; когда же нам доставляет удовольствие созерцание предмета, лишенного непосредственной полезности, мы называ-ем его прекрасным". Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 737

Та или иная вещь обладает в наших глазах определенной ценно-стью благодаря не только своим объективным свойствам, но и нашему отношению к ней, которое интегрирует в себе и восприятие этих свойств, и особенности наших вкусов. Таким образом, можно сказать, что ценность - это субъективно-объективная реальность. "Приятным каждый называет то, что доставляет ему наслаждение, прекрасным - то, что ему только нравится, хорошим - то, что он ценит, одобряет, то есть то, в чем он усматрива-ет объективную ценность". Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1966. Т.5. С.211. Нечего и говорить о том, насколь-ко значимы оценочные суждения для разумной ориентации чело-века в жизни.

Каждая вещь, вовлеченная в оборот общественной и личной жизни или созданная человеком, имеет кроме своего физического еще и общественное бытие: она выполняет исторически закреп-ленную за ней функцию и поэтому имеет общественную цен-ность. Ценности бывают не только материальные, но и духовные: произведения искусства, достижения науки, философии, нормы нравственности и т.д. Понятие ценности выражает обществен-ную сущность бытия материальной и духовной культуры. Если что-то материальное или духовное выступает как ценность, то это значит, что оно так или иначе включено в условия общест-венной жизни личности, выполняет определенную функцию в его взаимоотношении с природой и социальной действительностью. Люди постоянно оценивают все, с чем они имеют дело, с точки зрения своих потребностей, интересов. Наше отношение к миру всегда носит оценочный характер. И эта оценка может быть объ-ективной, правильной, прогрессивной или ложной, субъектив-ной, реакционной. В нашем мировоззрении научное познание мира и ценностное отношение к нему находятся в неразрывном единстве. Таким образом, понятие ценности тесно связано с по-нятием культуры.

Культура, трансформируясь, передается от одного поколения другому. В культурном наследии необходимо вдумчиво отделять то, что принадлежит будущему, от того, что отошло в прошлое.

1.3 Виды, формы, содержание и функции культуры

Многообразие предметного вида культуры определяется мно-гообразием самой человеческой деятельности. Очень сложно классифицировать различные виды деятельности, как и пред-ставленный (предметный) вид культуры. Но примем условно, что это может быть приложимо к природе, обществу и отдельному человеку.

Виды культуры по отношению к природе

В данном контексте выделяют культуру земледелия, а также само растение, рекультивацию ландшафта, т.е. полное или частичное восстановление определенной природной среды, нарушенной предшествующей хозяйственной деятельно-стью.

Сюда же можно отнести и общую культуру материального производства, как воздействие на природную среду. В основном подобное воздействие губительно для природы, и это экологическая проблема, которая угрожает существованию самой цивилизации.

Виды культурной деятельности в обществе

Материальное производство как посредник между обществом и природой включает в себя и специфически общественные виды культурной деятельности. К ней относится, прежде всего, труд. Еще К.Маркс различал живой и овеществленный труд. Культура живого труда - это культура непосредственно производительной деятельности и культура управления чем либо. Очевидно, в конечном ито-ге мы придем к совокупности знаний, умений, навыков отдель-ного человека, которой и определяется его культура и отношение к труду.

Понятие «культура» употребляют при характеристике истори-ческих эпох или памятников, при характеристике обществ и регионов, при характеристике народностей.

Это понятие применяют и по отношению к отдельным сферам деятельности и жизни (художественная, физическая культура, культура быта), а также по отношению к видам ис-кусства (театральная культура, культура зодчества). Уровень или степень развития общества, представ-ленные в каких-либо достижениях, также характеризуют понятием «культура».

Понятие «культуры» по отношению к отдельному чело-веку

Культура отдельного человека не существует в отрыве от пе-речисленных видообразований культуры. Понятие «культура» применяют буквально к каждой челове-ческой способности - телесной или духовной (психической). Общая культура человека все же предполагает единство и гармонию его тела и души (психики). Древние мудрецы большое значе-ние придавали культуре психики человека.

Предметный и личностный виды культуры.

Среди недостатков в понимании культуры отметим сведение ее к внешнему, предметному виду. Но видимый нами мир куль-туры - это одна из ее частей. Видеть предметы - дан-ной способностью обладают все более или менее развитые живые существа. Человека отличает умное видение, или умовидение. Английский писатель О.Уайльд считал, что лишь поверхностный человек не судит по внешности. Для умного человека внешность чего бы то ни было говорит о многом. Русский философ В.С. Соловьев писал когда-то:

Милый друг, иль ты не знаешь,

Что все видимое нами

Только отблеск, только тени

От незримого очами... Цит. по: Гаген-Торн Н.И. Вольфила: Вольно-философская Ассоциация в Ленинграде в 1920 - 1922 гг. // Вопр. филос. 1990. №4. С. 104

Предметный вид культуры - ее видимость. Культу-ра имеет личностный вид, который запечатлен в вещах. Но чтобы увидеть личностное выра-жение культуры, нужно быть личностью. Каждый из нас видит личностный мир культуры ровно настолько, насколько сам явля-ется личностью. В такой же мере мы и привносим в культуру что-то от себя, т.е. служим ее источником.

Виды культуры и формы культуры.

Все содержание культуры оформлено или организовано опре-деленным способом. И организована она подобно тому, как орга-низован сам человек, поскольку культура - способ деятельного существования человека. А способ существования не может принципиально отличаться от того, кто существует. В философии способ существования, или организации, называется формой. Следовательно, как человек есть единство внешнего и внутренне-го, так и культура представляет собой такое единство, т.е. пред-метного и личностного видов.

Внешний, или предметный, вид культуры организован по принципу материального существования. Это означает, что ве-дущую роль в нем играют законы природного, материального мира.

Совокупность материальных ценностей принято называть материальной культурой.

Внутренний, или личностный, вид культуры организован по принципу духовного существования. Это означает, что ведущую роль в нем играют идеалы и цели, побуждения и влечения самого человека, его представления о себе и окружающем его мире.

Совокупность духовных ценностей принято называть ду-ховной культурой.

Разумеется, выделение в культуре материальной и духовной форм существования носит условный характер. Отделить мате-риальное от духовного, строго говоря, можно только в воображе-нии. Для духовного существа все в мире пронизано духом. Некоторые ав-торы вообще склонны применять понятие "культура" только к духовной жизни общества. См., например: Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М„ 1980. С. 45, 46, 54, 56.

Но пренебрежение материальной, или внешней, стороной куль-туры - отнюдь не признак культуры.

Таким признаком является единство и гармония внешнего и внутреннего, материального и духовного.

Содержание культуры

Культура - способ существования человека. Человек, как вид есть культура. Итак, он не потому культурен, что является чело-веком, а потому он и человек, что является культурным. Это зна-чит, что содержанием культуры становится все содержание чело-веческой деятельности. Границы деятельности - это и есть то, что можно назвать и миром, и куль-турой. В.М. Межуев, один из теоретиков культуры в нашей стра-не, так и считает: "Весь мир в целом есть для философии мир культуры, существующий в непосредственном единстве с чело-веком''. См., например: Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М„ 1980. С. 45, 46, 54, 56 . Но культура - все же способ организации деятельно-сти, а не только сама деятельность. Это значит, что она представ-ляет собой и способ выражения человека, или, как мы говорили выше, культура - явление человека. Это значит, что человек хоть и находится в единстве с нею, но все же не растворен в ней среди массы предметов. В.М. Межуев писал: "Действительным содер-жанием культуры оказывается развитие самого человека как об-щественного человека, развитие его творческих сил, отношений, потребностей, способностей, форм общения и т.д." Там же с.78. Примем данный взгляд на содержание культуры за осно-ву. Но при этом добавим, что действительным содержанием культуры является не сам человек, а его представление о самом себе.

Функции культуры

Культура как форма деятельности в конечном итоге предна-значена для сохранения развития своего собственного содержа-ния, т.е. человека. Предназначение культуры, ее "обязанность" или роль, которую она играет в человеческой жизни, выражены в ее функциях. Все функции осуществляются ради человека как общественного существа. В соответствии с этим и функции культуры призваны обслуживать эгоистические устремления общественного человека. Иногда в истории культу-ры появлялись личности, которые не могли мириться с ее чисто служебной ролью. К числу таких личностей, например, относится Руссо. Подобные личности полагали, что культура и ее функции должны обслуживать не эгоистические интересы людей, а чистоту нравов, сохранность окружающей природы, культивировать любовь и веру в человеке.

Познавательная и информативная функции культуры

В сегодняш-них представлениях о функциях культуры важнейшее место, как правило, отводится человекотворческой функции. Но ре-альная жизнь культуры все же не ограничена человекотворческой функцией. Многообразие потребностей человека послужило ос-нованием для появления самых различных функций. Культура - это своеобразное самопознание человека, поскольку она показы-вает ему не только окружающий его мир, но и его самого. Результаты познания и самопознания передаются в виде опыта, житейской мудрости, посредством знаков, символов от поколения к поколению, от од-ного народа к другому. Информативную функцию культуры оце-нивают очень высоко представители семиотического подхода к культуре. В этой функции культура связывает поколения, обога-щая каждое последующее опытом предшествующих. Необходимо различать понятия "культурность" и "современность". Чтобы стать культурным, человеку необходимо пройти, как говорил И.В. Гете, "через все эпохи мировой культу-ры".

Коммуникативная функция и культура общения.

Культуры разных народов, как и люди - представители различ-ных культур, взаимно обогащаются благодаря информативной функции. Известно сравнение Б.Шоу результатов обмена идеями с обменом яблоками. Когда обмениваются яблоками, у каждой из сторон остается лишь по яблоку, когда же обмениваются идеями, то у каждой из сторон оказывается по две идеи. Обмен идеями в отличие от обмена предметами взращивает в человеке его лично-стную культуру. Дело ведь не только в получении знаний, но и в том отклике, в том ответном идейном или эмоциональном дви-жении, которое они рождают в человеке. Если такого движения нет, то нет и культурного роста.

Регулятивная и оценочная функции культуры.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.