Рефераты. Философское определение цивилизации и культуры

Философское определение цивилизации и культуры

25

Министерство образования Российской Федерации

Тамбовский государственный университет

им. Г.Р. Державина

Академия непрерывного образования

РЕФЕРАТ

Дисциплина: Философия

На тему: «Философское определение цивилизации и культуры»

Выполнил: студентка

Мечетина Т.А гр.: МЗ - 04

Спец.: «Менеджмент организации»

Проверил: Галушкин А. М.

г. Липецк 2006

План

Введение……………………………………………………………….3

1 Культура……………………………………………………………...5

1.1 Что такое культура…………………………………………………5

1.2 Идея ценностей……………………………………………………..7

1.3 Виды, формы, содержание и функции культуры…………………8

1.4 Движущие силы развития культуры……………………………..13

2 Цивилизация…………………………………………………………15

2.1 Что такое цивилизации…………………………………………….15

2.2 Цивилизация как социокультурное образование………………...16

3 Культура и цивилизация…………………………………………….18

Заключение………………………………………………………….....24

Введение

Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Но это говорит скорее о многозначности скрывающихся за ним значений, чем об изученности и осмысленности явления. Разнообразие обыденного словоупот-ребления перекликается со множественностью научных определений. Такая неоднознач-ность говорит, прежде всего, о многообразии самого феномена культуры. Мы привык-ли говорить о материальной и духовной культуре, и прекрасно понимаем, что речь идет о музыке, театре, религии, в одном случае и о земледелии и садоводчестве, в другом. Но, классифицируя, в соответствии со сложившимся словоупотребле-нием, различные области культуры, мы редко задумываемся над тем обстоятельством, что культура - это не только различные области действительности, но и сама дейс-твительность человека в этих областях.

Тема культуры - до относительно недавнего времени была новой для учебной литературы по философии. И это не случайно. В прошлом даже в исследовательских работах понятие культуры нередко трактовалось весьма упрощенно, что отражало положение и общий уровень философского анализа культуры в стране. Необходимость изменения такого подхода продиктовала сама жизнь. Перед философией встала задача осмыслить и должным образом оценить тот факт, что проблематика культуры самим объективным ходом общественного развития все больше стала выдвигаться на передний план при осуществлении социальных преобразований, приобретая небывалую остроту.

Культура интересует философию не в своих частных, эмпирических проявлениях, а как феномен общественной жизни в целом. Этот философский взгляд на культуру важен потому, что именно философия может, отвлекаясь от всевозможных деталей, поставить вопрос о том, что такое культура как таковая, что дает ее изучение для понимания истории, какую роль она играет в развитии человека и общества. Общие проблемы, имеющие мировоззренческое значение, и являются предметом философского анализа культуры.

Наряду с проблемой культуры не менее актуальной является тема «цивилизации».

Развитию цивилизаций сопутствуют свои противоречия и проблемы, которые в конечном счете приводят цивилизации к неизбежному старению и гибели или к смене одних другими. В этом смысле нет абсолютно никаких оснований считать развитие земной цивилизации исключительной. Жизнь - это не столько форма существования материи, сколько одна из форм самоорганизации материи. Для образования биологических видов, в том числе и человека, не потребовались особые компоненты или вещества. Любое становление - это процесс самостоятельного творения. Можно утверждать, что наша цивилизация - не единственная и не уникальная в просторах Вселенной, а ее теперешняя стадия - это лишь мгновение в бесконечных изменениях.

Вокруг смысла слов «культура» и «цивилизация» ведутся споры, порой обретая острый характер, и редко кто путает эти слова, когда контекст однозначный, хотя порой вполне правомерно употребление их как синонимов: так тесно они переплетены. Но между ними имеется не только сходство, но и различие, в некоторых аспектах доходящее даже до враждебной противоположности.

Цель этой работы - выяснить, что скрывается под понятиями «культура» и «цивилизация», определить их сходство и различие.

В первой главе мы рассмотрим культуру - ее виды, формы, содержание, функции, движущие силы развития. Во второй главе попытаемся определить, что же такое цивилизация и, наконец, в третей главе рассмотрим взаимодействия культуры и цивилизации.

I Культура

1.1 Что такое культура

Существует несколько толкований происхождения и значения слова культура.

В учебнике по философии Радугина А.А. термин «культура» рассматривается от латинского происхождения - cultura. По изложению Радугина, первоначально этот термин означал возделывание почвы, её культивирования, чтобы сделать почву пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку. В этом контексте, пишет автор, под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Радугин А.А., Философия, М.: 1998 - 237с.

По другим источникам, культура в переносном смысле - уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека, соответственно сущест-вует культура тела, культура души и духовная культура. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В современной научной литературе встречается более 250 определений культуры.

В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов (культура нации, государств, цивилизаций - отсюда множество религий, верований, ценностей). Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различ-ные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, посе-лений, работы, постановка восприятия, экономика, характер армии, общественно-по-литическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления объективного духа данного народа. Культурный человек всем обязан образованию и воспитанию, и это и составляет содержание культуры всех народов, сохраняющих культурную преемственность и традиции как форму коллективного опыта во взаимоотношениях с природой.Философско-энциклопедический словарь, «ИНФРА М», М.: 1998 - 229с.

Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

Специалисты по теории культуры А.Крёбер и К.Клакхон проанализировали свыше ста основных определений и сгруппировали их следующим образом. Крёбер А., Клакхон К. Культура: образ концепций и определений. М., 1964

1 Описательные определения, восходящие в своей основе к концепции основоположника культурной антропологии Э.Тейлора. Суть таких определений: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины и т.п., знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычаи, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.

2 Исторические определения, подчеркивающие роль социального наследия и традиций, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития человечества. К ним примыкают и генетические определения, утверждающие, что культура является результатом исторического развития. В нее входит все то, что искусственно, что люди произвели и что передается от поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования.

3. Нормативные определения, акцентирующие значение принятых норм. Культура - это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.

4. Ценностные определения: культура - это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакция поведения.

5. Психологические определения, исходящие из решения человеком определенных проблем на психологическом уровне. Здесь культура есть особое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям, и складывается из всех результатов такого приспособления.

6. Определения на базе теорий обучения: культура - это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.

7. Структурные определения, выделяющие значимость моментов организации или моделирования. Здесь культура представляет собой систему определенных признаков, различным образом связанных между собой. Материальные и нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью) культуры.

8. Идеологические определения: культура - это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т.е. с помощью слов или подражаний.

9. Символические определения: культура - это организация различных феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.

Легко заметить, что каждая из перечисленных групп опреде-лений схватывает какие-то важные черты культуры. Однако в це-лом, как сложный общественный феномен она ускользает от оп-ределения. Действительно, культура является результатом пове-дения людей и деятельности общества, она исторична, включает идеи, модели и ценности, избирательна, изучаема, основана на символах, "суперорганична", т.е. не включает биологических компонентов человека и передается отличными от биологиче-ской наследственности механизмами, она эмоционально воспри-нимается или отбрасывается индивидами. И все же этот перечень свойств не дает нам достаточно полного понимания тех сложных явлений, которые имеются в виду, когда речь заходит о культурах майя или ацтеков. Древнего Египта или Древней Греции, Ки-евской Руси или Новгорода.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.