Философско-психологическая концепция
организации мышления.
Вопросы устройства мышления человека волновали лучшие умы Человечества во все времена. Тема достаточно запутанная, потому что самый сложный объект исследования в Мире - это сам человек. Он пристрастен и поэтому обычно с трудом разбирается в своем внутреннем мире, хотя с удовольствием исследует строение атома и далеких звезд. Мною предпринята попытка по-новому взглянуть на устройство мышления. Предлагаю на Ваш суд свои досужие размышления.
Основные определения:
МИР - все, что может явиться источником информации.
ИНФОРМАЦИЯ - любое воздействие на нервную систему, головной или спиной мозг, а также на отдельные участки головного мозга.
Хочу сделать одно общее замечание. Если Вы заметили, все образование строится на отрицании отрицания, то есть сначала утверждаются простые истины, потом от них отказываются в пользу более сложных, более обобщенных и детализированных, то есть информационно насыщенных. Данная работа построена подобным образом, то есть на каждом этапе приходится от чего-то отказаться в пользу дальнейших рассуждений.
Часть 1. Источники информации.
Свойства каждой части Мира определяются скоростью изменения характеристик (V) составляющих ее элементов (реальных или виртуальных).
Таблица №1
Часть Мира
Соответствие
V =?; время не отслеживается
Сфера чувств
(V - скорость движения)
Элементарные частицы, атомы и молекулы
Газы
Жидкости
Твердые тела
ЗАКЛАДКА V =0
Неизменная установка или понятие
Часть 2. Скорость мышления.
Мир мысли способен отражать все другие части Мира, поэтому диапазон возможных скоростей его соответствует 0V ?; V =0 и V =?.
Течение мысли способно изменять свою скорость в зависимости от выполняемой функции и достигаемой цели.
Бесконечная скорость мышления ведет к прямому знанию, то есть ответу на любой вопрос, минуя процесс познания. Данный эффект в русском языке называется проницательностью.
Средняя скорость мышления благоприятствует разумному, взвешенному принятию решения. Это расчетливость.
Остановка мышления делает человека посторонним наблюдателем происходящего. Умение останавливать мыслительный процесс ведет к внутреннему покою.
Если рассматривать мышление как инструмент достижения целей, можно резюмировать однозначное соответствие между применяемой скоростью мышления, заинтересованностью, поставленной целью и типом отношений, возникающих в процессе достижения этой цели.
Таблица №2
V мышления
Функция
Заинтересованность
Тип отношений
Цель
V=?
Проницательность
Чувственная
Равенство
Счастье (Пример)
0V?
Расчетливость
Материальная
или партнерство
благополучие
V=0
Отстранение
Желание отдохнуть
Независимость
Покой
Известно высказывание Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю». Подобный подтекст описан призывом: «Учиться, учиться и еще раз учиться». Практическое использование высокой скорости мышления позволяет сократить время приятия информации. Это новшество можно определить афоризмом: «Я знаю, что я все знаю. Если встречаюсь с неизвестным, узнаю и снова все знаю». (Идея об ускорении мышления!)
Часть 3. Управление скоростями мышления и воплощения.
МЫШЛЕНИЕ здесь - процесс преобразования информации в умозаключение.
ВОЛЯ - способность воплощать задуманное.
ФОРМУЛА
КАЧЕСТВО
ФУНКЦИЯ
X1=0
Знание без процесса познания
X1=?
Защита от посторонней информации
0< X1<?
Разумное, взвешенное принятие решения
X2=0
Самоотверженность
Преобразование умозаключения в поступок, минуя страх, неуверенность, усталость
X2=?
Предотвращение нежелательных поступков
0< X2<?
Размеренность
неторопливые поступки
X1+ X2=0
Мастерство **
Слияние с процессом, в котором участвуешь
* Здесь ПОСТУПОК - слова и телодвижения, смена состояния нервной системы (покой, возбуждение), а также выбор подходящей скорости мышления и воплощения для каждого источника информации.
Часть 3. Соревнование воль.
Теперь исходя из определения воли весь ход событий возможно представить как соревнование воль. В соревновании участвуют воля индивидов, заинтересованных в достижении своих целей, и воля событий или воля случая. Почему можно волю событий определять аналогично воле человека? У хода событий есть определенная логика событий. Эта логика позволяет преобразовывать информацию о причинах в последствия событий, которые, в свою очередь, являются причиной следующих событий. Таким образом, логика событий является аналогией логики мышления, то есть можно говорить о разумной или логичной последовательности событий. Отсюда, причину всех явлений можно считать задуманной. А преобразование информации о причинах событий в сами события можно считать поступком. Поэтому воля обстоятельств является полноправным действующим лицом на соревновании воль. Если воля людей сильнее, они преодолеют обстоятельства. В ином случае приходится смиряться.
Чем сильнее воля человека, тем выше его положение во властной иерархии. То есть феномен власти здесь определяется очень просто. Власть бывает политическая, экономическая, военная и т.д. Чем выше положение индивида во властной иерархии, тем больше его способность воплощать задуманное.
Следовательно, главную задачу воспитания можно определить как приобретение удачной закладки для стабильной работы информационной системы мозга и отработку качеств управления мышлением и воплощением для достижения наибольшей силы воли. Такая формулировка может стать основой идеологической системы государства, которое наибольшей ценностью считает своих граждан.
Часть 4. Практическая польза от применения данной модели.
Предлагаю в процессе воспитания, а также школьного и высшего образования, применять схему, вытекающую из приведенных умозрительных построений. В данном варианте управления мышлением человек не только манипулирует действием или бездействием, но и регулирует волевым путем прохождение потока информации через мышление, а также преобразованием ее в поступок посредством изменения зазора между информацией и мышлением, между моментом поступления информации и моментом формирования умозаключения, и также между умозаключением и поступком. Имеется и механизм контроля над поступком, что видно из таблицы №2. Все сводится к тренировке соответствующих качеств.
Такой вариант организации мышления способен послужить лучшей Закладкой, не имеющей отношения к идеологии или религии. Так как данная закладка индифферентна к любой религии и идеологии, кроме тоталитарных, старающихся установить контроль над мышлением своих подданных или своей паствы, она может стать ядром мировоззрения, которое впервые предлагает человеку полное свободомыслие. Вероятно, со временем Человечество способно объединится для решения главной задачи - выживания в Космосе. Земля очень мала и уязвима, поэтому сохранение жизни на нашей планете возможно лишь в условиях взаимопонимания всех народов. А взаимопонимание подразумевает общее мировоззрение.
Часть 7. Заключение.
Согласно Философскому словарю под ред. Фролова И.Т., «Мировоззрение - это система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих направление деятельности отношение к действительности отдельного человека, социальной группы, класса или общества в целом. (…)Важная роль в мировоззрении психологических, социально-психологических и эмоциональных моментов обусловлена тем, что они определяют черты характера и настроение человека, а в конечном счете - готовность к действию, к борьбе за принципы своего мировоззрения. Именно убеждения, вырастающие на основе знаний, являются источником активности личности, группы, класса».
На основании этого определения можно утверждать, что в данной работе присутствуют все признаки нового мировоззрения.