Рефераты. Философско-политические воззрения Hиколо Макиавелли и современность

Философско-политические воззрения Hиколо Макиавелли и современность

22

Министерство образования УР

УдГУ

Факультет психологии и педагогики

РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

ТЕМА: ФИЛОСОФСКО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ НИКОЛО МАКИАВЕЛЛИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Ижевск СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

НИКОЛО МАКИАВЕЛЛИ. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. 4

“ГОСУДАРЬ” МАКИАВЕЛЛИ. 7

ПОНЯТИЕ “МАКИАВЕЛЛИЗМА”. 15

МАКИАВЕЛЛИЗМ И СОВРЕМЕННОСТЬ ( ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ ЛИДЕРОВ). 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

ВВЕДЕНИЕ.

Цель оправдывает средства.

В разработке теории политики Николо Макиавелли, несомненно, стоял на прагматических и утилитарных позициях, следуя принципу “цель оправдывает средства” и четко отграничивая политику и мораль. Он решительно отстаивал смелость и решительность, уверенность и гибкость в проведении политики, выступал за соединение в политике “черт льва и лисицы”, отмечая, что “необходимо быть лисой, чтобы разглядеть западню, и львом, чтобы сокрушить волков”. К сожалению, эти и аналогичные высказывания были односторонне истолкованы как проявления крайнего аморализма, лицемерия, вероломства, жестокости и даже преступности политики, в связи с чем понятие “макиавеллизм” нередко используется лишь в негативном плане. Это серьезно искажает действительную позицию Макиавелли, который хотя и был сторонником решительного и смелого достижения поставленных политических целей, подчинения морали высоким политическим целям, но отнюдь не стоял на позиции безоговорочного признания, что любая цель всегда и везде оправдывает любые средства ее достижения.

В данной работе мы попытаемся рассмотреть различные точки зрения: традиционную, излагаемую в большинстве учебных пособий по политологии < 4, 6 >, а также анализ основного труда Макиавелли “Государь” Л.М.Баткина< 1 >.

НИКОЛО МАКИАВЕЛЛИ. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

НИКОЛО МАКИАВЕЛЛИ (1469--1527) -- италь-янский политический мыслитель, основатель свет-ской политической науки. Широкое распростране-ние получил термин “макиавеллизм”, под которым понимается тактика вероломного захвата власти, диктатура личной власти, авантюристическая внеш-няя политика тайных сговоров, обмана союзников, лицемерие и цинизм; все может быть выражено девизом: “цель оправдывает средства”.< 6 >

Политические позиции и воззрения Макиавелли отражали конкретно-историческую обстановку того времени. В условиях раздробленной Италии XVI в. необходимы были, по мнению Макиавелли, и жест-кая диктатура власти, и насилие в отстаивании идеалов республики, и использование иных мер, ко-торые в другие времена были бы неоправданны.

На этапе раннебуржуазного развития политика, как и другие сферы общественной жизни, начина-ет осознаваться как особая и крайне важная сфера человеческой деятельности. Ренессансные концеп-ции общества и государства отрывались от своей теологической основы, бывшей господствующей в средние века. Одним из первых, кто откликнулся на политику как самостоятельную сферу жизни общества, был Макиавелли.

Мыслитель из Флоренции в своих произведени-ях фокусирует один из критических моментов гу-манистической традиции -- момент преодоления синкретизма Возрождения. Так, из человеческих мотивов поведения на первое место выносятся два: страсть к приобретению (собственничество) и чес-толюбие (чувство собственного достоинства). Эти два интереса, первый из которых является преоблада-ющим, учитываются не только при анализе пове-дения отдельных личностей, но и поведения широ-ких масс. Деятельность собственника дистанцируется от деятельности власть имущих, но последние про-должают сохранять свою опеку. “Он (государь) дол-жен побуждать граждан спокойно предаваться тор-говле, земледелию и ремеслам, чтобы одни благоустраивали свои владения, не боясь, что эти владения у них отнимут, другие -- открывали свою торговлю, не опасаясь, что их разорят налогами; более того, он должен располагать наградами для тех, кто заботится об украшении города или госу-дарства”< 3 > .

Еще более определенно Макиавелли отделял по-литику от религии и морали. Им было положено начало секуляризации политической мысли, ее осво-бождению от теологии. В своем взгляде на соотно-шение церкви и государства он резко расходился со средневековыми представлениями и ставил ре-лигию на службу государству, а не государство на службу религии.

Макиавелли стал на исторически перспективную точку зрения в важнейшем для Европы XVI--XVIII вв. вопросе -- о соотношении религиозной и государ-ственной власти -- и обосновал определяющую роль светской власти. Политика имеет свои закономер-ности, которые должны изучаться и осмысливать-ся, а не выводиться из теологических постулатов, из Священного Писания. Макиавелли не выявляет природу экономической власти. Но есть анализ че-ловека “политики”, включающего в себя то, что поз-днее было названо Вебером понятием социальной роли и ролевой функции, которые так или иначе соотносятся с понятием личности новоевропейско-го типа и культуры, индивида, принадлежащего самому себе.

В традиционалистском обществе, как отмечают исследователи, нет “ролей”, которые не сливались бы с человеком в целом. Макиавелли, сконструи-ровав абсолютно нетрадиционалистского индивида, таким образом провозгласил смену принципов: принцип традиционализма уступал место принци-пу личности. Признавалась не только сила “Фортуны” (судьбы), обстоятельств, которые заставляют че-ловека считаться с силой необходимости, но и сила “доблести” (“вирту”) --человеческой энергии, уме-ния, таланта. “Вирту” -- активное и ведущее на-чало в жизни человека и общества.

Макиавелли вводит один из ключевых терминов политической науки -- государство. Го-сударство означает политическое состояние общес-тва. Необходимость тех или иных форм правления Макиавелли выводит из задач, стоящих на поли-тической повестке дня. Для объединения государ-ства лучшей формой правления выступает монар-хия, но после объединения страны лучшей формой является республика.

Деятельность государства -- это такая сфера про-явления интересов, чувств, настроений людей, групп, правительств, в которой действуют свои пра-вила поведения, морали, отличающиеся от отноше-ний между частными лицами.

Государство создается и сохраняется не только с помощью насилия, но и хитрости, коварства, обма-на. “Надо знать, -- пишет мыслитель, -- что с вра-гом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй -- зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второ-му. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека и зверя... Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса -- волков, сле-довательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков”< 3 >.

Макиавелли удалось выявить ряд общих зако-номерностей политической жизни, поэтому многие положения не утратили своего исторического зна-чения и в наши дни. Его работа “Государь” явля-ется настольной книгой политических деятелей раз-ных стран, что говорит о прозорливости автора и глубине его идей.

“ГОСУДАРЬ” МАКИАВЕЛЛИ.

“Первая задача -- понять произ-ведение так, как понимал его сам автор, не выходя за пределы его понимания. Решение этой задачи очень труд-но и требует обычно привлечения огромного материала.

Вторая задача -- использовать свою временную куль-турную вненаходимость. Включение в наш (чужой для автора) контекст”.

М. М. Бахтин

Как уже говорилось выше, основное произведение Макиавелли “Государь” и сегодня является настольной книгой для многих политических деятелей, служит своеобразным сво-дом правил политического властвования.

Непосредственно Макиавелли занимают свойства чи-стой индивидности. Именно в них -- как в неустранимое условие--упирается решение его прикладной задачи. Индивид как субъект исторического действия и он же как “универсальный человек”, который должен ссохнуться до “государя”,-- это как-никак один и тот же индивид. Обычный политик -- конкретный “этот” -- ограничен сво-ей отдельностью; он, скажем, по природе склонен дейст-вовать или обдуманно, медлительно, осторожно, или напористо и безоглядно. Между тем выясняется, что лучше всего, если правитель был бы человеком, который спосо-бен вести себя и так, и этак, и по-всякому, т. е. меняться по обстоятельствам, поступать, как он считает нуж-ным,-- и в этом смысле преступать границы своей при-роды, с ее единичностью и готовностью, быть творцом самого себя. Его-то Макиавелли, как известно, и вообра-жает, описывает, ожидает, о нем возвещает в трактате о “Государе”. Лишь такой человек может стать великим политиком и спасителем Италии.

“Индивидуализм” Макиавелли не имел внутренних, духовных проблем, все проблемы Госу-даря -- во внешнем мире.

Возрождение еще не знало понятия личности, но оно его подготавливало вплотную. Основанием предощущения личности послужили концепции гумани-стического диалогизма и “варьета”. Свернутые внутрь индивида, они дали в высшей степени парадоксальную концепцию “универсального человека”, т. е. своего рода ренессансного человека без свойств, индивида в качестве собственной возможности. Это и было нечто вроде первого фантастического наброска идеи личности.

Так вот: у Макиавелли можно наблюдать первый кри-зис этой идеи. По Макиавелли, если подойти к природе индивида с за-просами энергичного практического целеполагания, по-требно ее коренное преобразование. “Фортуне” не в си-лах противостоять природный индивид, сам являющийся лишь одним из моментов прихотливой натуралистиче-ской комбинации случайностей. Только свободная в от-ношении к себе индивидуальность, не предопределенная готовыми парадигмами поведения, не ограниченная своей частичностью и малостью, только ее доблесть в состоянии бросить вызов судьбе. Нечто крайне важное именно для конституирования новоевропейской индивидуальной лич-ности было преподано, таким образом, в “Государе” с не-сравненной остротой.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.