Рефераты. Философско-культурная концепция науки Кассирера

В философии Кассирера находит дальнейшее развитие кантовская идея о заданности форм восприятия и мыш-ления как условий возможности опыта и познания. По-добно тому, как кантовские априорные формы восприя-тия и мышления определяют «мир для нас», так и «формы культуры» Кассирера суть единственно возможные фор-мы существования «мира для нас»; потому и они суть формы именно культуры, т. е. мира, созидаемого общественным человеком.

Характерные особенности критического идеализма Кассирера можно сформулировать следующим образом: 1) расши-рение области применения критического анализа; 2) по-пытка построить на основании философии Канта (и да-же вывести из «критического, или трансцендентального, идеализма Канта») философию культуры и философию истории; 3) отказ от сведения форм культурного созна-ния к логическим основаниям науки; и наоборот, поиск оснований всей культуры в исторически первичных, «низших» ее формах.

Эти формы, «содержащие в себе систему символов, призваны не просто отображать мир, в них отложились различные основные способы мышления, понимания, представления, вооб-ражения и описания» мира человеком; они (каждая из них) составляют тот целостный мир, в которых осу-ществляет себя человек и в которых он живет.

2. Роль и место культуры в концепции науки Кассирера

Отношение не миру самому по себе, а к миру как он дан нам в со-зерцании,--эта мысль обобщается Кассирером таким образом, что она относится не только к познаватель-ному отношению человека к миру. Согласно Кассиреру, человек живет в мире культуры, и его отношение к объективной действительности опосредствовано фор-мами культуры; объективная действительность дана человеку не иначе, как в формах языка, мифа, рели-гии, искусства, науки, т. е. как некоторое культурное явление.

Концепция Кассирера сохраняет самостоятельную ценность каждой из форм культуры; они не сводятся им к их научному осознанию; и вообще они не ограничивают-ся духовной сферой, аферой сознания человека, сфе-рой «культурного сознания»; объективированные от человека, они составляют тот мир, мир культуры, в котором человек живет, ту подлинную действитель-ность, которая непосредственно дана человеку.

Кассирер говорит о культуре и формах культуры, имея в виду то обстоятельство, что термин «культура» уже обозначает объективированный от индивидуального бытия и сознания человеческий мир. Чтобы разъяс-нить эту функцию форм культуры, обеспечивающую переход от индивидуального бытия к общечеловече-скому миру, в некоторых случаях Кассирер употреб-ляет «формы культуры» как синонимичные «формам «общественной жизни», ибо человек есть общественное существо, и его индивидуальное бытие возможно (и может быть понято) в общественном целом. Это -- важная особенность форм культуры: каждая из них есть некоторая целостность, «тотальность». И, соответ-ственно, задача философско-исторического исследова-ния в том и состоит, чтобы включить отдельные яв-ления в эту целостность, рассмотреть их в этой целост-ности, т. е. производить синтез. Эта идея и лежит в основе философии истории Кассирера.

Другая важная особенность форм культуры заключается в том, что каждая из них представляет собой качественно определенную систему символов и образов. У человека, отмечает Кассирер, нет раздель-ного индивидуального бытия: он живет в великих фор-мах общественной жизни--в мире языка, религии, искусства, политических учреждений. Он творит вербальные симво-лы, религиозные символы, образы мифов и искусства, и только в целостности, в системе этих символов и об-разов он может поддерживать свою общественную жизнь, т. е. быть способным сообщаться с другими человеческими существами и сделать себя доступным для понимания другими.

Эта мысль лежит в основе и другой идеи Кассирера, которая условно получила оценку «исторический релятивизм». Идея Кассире-ра заключается в том, что человеческая цивилизация осуществляет себя в единичных, уникальных формах, она строит себя в каждую эпоху каждый раз по-но-вому. Она создает новые формы, новые символы, но-вые материальные вещи, в которых жизнь человека находит свое внешнее выражение. В отличие от объектов природы, которые обладают относительной устойчивостью, символическое, внешнее выражение жизни человека изменчиво: меняются значения, смыслы символов, появляются новые символы; по сущест-ву, каждому времени присущи свои системы символов, свои синтетические целостности, составляющие различ-ные формы культуры данного времени. Поэтому мо-жет появиться «культурная разобщенность» и во вре-мени. Она не появляется благодаря истории, историческиму сознанию. Ведь через короткий промежуток времени те символы, в которых человек выражает свои идеи и чувства, свои эмоции и желания, свои мысли и верования, становят-ся непонятными. И здесь начинается действительная работа науки истории. Эта действитель-ная работа заключается в том, чтобы реконструиро-вать--воссоздать, заново строить--ту реальную жизнь, которая лежала в основе символов и их систем; вос-создать таким образом, чтобы они стали понятными теперь, для тех, кто живет в мире новых систем сим-волов. Без такой работы, без исторического сознания не было бы связи времен, прошлого с настоящим и ожидания будущего, ибо «мысль о будущем и мысль о прошлом зависят друг от друга».

3. Роль и место истории в концепции науки Кассирера

Важно отметить, что согласно Кассиреру, объективно история возможна благодаря тому, что существует историческое сознание.

Задача реконструкции прошлого, задача воссозда-ния подлинной жизни, получившей внешнее выраже-ние в символических системах своего времени, выпол-няется историей благодаря особому научному методу, характерному только для истории--методу интерпре-тации. Интерпре-тация как историческое понимание у Кассирера -- научный метод, рационально представимый и рацио-нально применимый. Кассирер полагает, что всякое понятие и рассуждение содер-жит моменты и универсальности, и индивидуальности; общие понятия и общие законы (правила), открываемые познанием, должны применяться к частным, осо-бенным случаям. Образование поня-тий и суждений, формы рассуждения и аргументации, метод гипотез и подтверждений должно быть использовано в истории в таком же смысле, как во всякой другой науке. Логическое единство науки истории и естествознания дополняется указанием на то, что историк так же, как и естествоиспытатель, име-ет дело с эмпирической реальностью и должен иссле-довать и описать эту реальность. И действительно, мы можем сказать, что исторические закономерности, устанавливаемые историческим исследованием, эмпирич-ны в том смысле, что они обнаружены в эмпирическом материале и обнаруживают себя в опыте. Что же касается различий в методах наук, то они, по Кассиреру, относятся к способу, по которому они производят интеллектуальный синтез эмпирических яв-лений, таким образом, что они, эти явления, будучи включены в некоторую целостность, в некоторое си-стематическое .целое, получают объяснение, интерпре-тацию, смысл.

История, как и всякая наука, включает в себя знание общих законов: Однако историю составляют исторические со-бытия, которые нельзя уже дедуцировать из общих законов. Кассирер считает, что историческое событие есть нечто большее, чем результат совокупности причин. Описать и понять явление не значит най-ти и указать всю совокупность причин, приведших к нему. Понять явление--значит интерпретировать его; в истории же--это значит включить его в ту целост-ность, в которой оно функционировало, т, е. произво-дить особого рода синтез.

Опытное основание исторической науки--это осо-бого рода физические объекты--исторические докумен-ты и исторические памятники. Вся работа историка зависит от этих документов и памятников, данных ему в виде материальных вещей: письмен, надписей, книг, статуй, построек и т. д. Он не только собирает эти фрагменты, он должен восполнить и синтезировать их, привести их в согласованный порядок, показать нам их единство и логическую последовательность. Этот интеллектуальный и воображаемый синтез и есть то, что мы называем историей [наукой истории], точно так же, как синтез частных материальных феноменов в пространстве и времени согласно общим законам на-зывается естествознанием.

Этот «интеллектуальный и воображаемый синтез», составляющий суть работы историка, хорошо иллюст-рируется аналогией с расшифровкой неизвестных пись-мен: отдельные знаки и их сочетания представляются в качестве символов, за которыми скрывается целый человеческий мир; с самого начала они мыслятся как элементы некоторой системы, в которой только они ос-мыслены и через которую только могут быть поняты; воссоздав эту систему, эту целостность, мы можем ус-лышать чуждую нам речь и войти в неведомый нам человеческий мир.

Эта аналогия хороша тем, что иллюстрирует имен-но рациональный, логически эксплицируемый, характер кассиреровского метода «исторического понима-ния», «интерпретации» и, тем самым, его качествен-ное отличие от других концепций понимания, противо-поставляющих понимание научным, рациональным ме-тодам и связывающих его с интуицией, «вживанием», «вхождением» в иную культуру и в иное время и т. п.

Работа историка, по Кассиреру, в зна-чительной части состоит именно в осуществлении «ин-теллектуального синтеза», т. е. в воссоздании «под-линной человеческой жизни», в восстановлении опре-деленного исторического явления в своей целостности, на основании приведения в систему исторических па-мятников, через них, через их истолкование, понимание. По Кассиреру, исторические памятники, через ко-торые воссоздается историческая действительность, являются лишь средством познания исторической действительности, лишь теми предмета-ми, через которые просвечивает подлинная история. А этой самой подлинной исторической действительно-стью оказываются лишь формы культуры--язык, миф, искусство, религия, наука,--в которых отложилась жизнь человека. Вопреки этому воззрению, для исторической науки памятники истории не просто средства, а сами по себе составляют часть историче-ской действительности, и когда восстановлена--воссозда-на их систематическая целостность, то она принадле-жит к исторической действительности так же, как и формы культуры, нашедшие предметное выражение («отложившиеся») в ней. Между тем историческая действительность сведена Кассирером к культуре (формам культуры), а эта последняя--к духовной сфере жизни человечества, которая и названа «подлин-ной жизнью человечества.

Метод «исторического понимания»--интеллектуаль-ного синтеза, восстановления целостности историче-ской действительности на основании приведения в систе-му и истолкования исторических памятников--никоим образом не противоречит методу исторического объ-яснения, т. е. нахождения закономерностей, осущест-вляющихся в историческом процессе и обеспечиваю-щих единство истории. При опи-сании и обосновании метода «исторического понима-ния» Кассирер прямо отвергает философско-исторические си-стемы, предполагающие наличие общеисторических закономерностей, на основании которых обеспечивает-ся единство истории. Для такой позиции Кассирера существуют два основания. Во-первых, историческая действительность сведена Кассирером к культуре, а «культура не может быть определена и объяснена в терминах необходимости, она должна быть определена в тер-минах свободы, которая должна быть понята в нравственном, а не в метафизическом смысле. Во-вторых, Кассиреру представляется, будто бы всякая общеисторическая закономерность может быть введен в историю лишь извне, умозрительно, а это противоречило бы антиметафизической природе истории, опирающейся, как и всякая наука, на опыт, исходящей из опыта и вы-водящей закономерности, «работающие» в опытном материале.

Кассирер отказывается сводить формы культурного сознания к логическим основаниям нау-ки. По Кассиреру, рациональное и эмоциональное, логическое и мифологическое суть различные, но рав-ноценные характеристики различных модификаций мира культуры

Учение Кассирера нельзя отнести в разряд теорий, мифологизируюших рациональные формы освоения мира. Уче-ние Кассирера низлагает науку с пьедестала высшей формы сознания, включает науку в целостность культуры как одну из возможных форм видения, чувствования, представления, понимания мира, как одну из форм объективации человека в мире культуры.

Заключение

Анализ показал, что, поскольку Кассирер принадлежал к марбургской школе неокантианства, в его концепции естественным образом нашла выражение кантовская идея о совпадении объек-тивного содержания знания с процессом познания--с мысленным построением предмета познания. В философии Кассирера находит дальнейшее развитие кантовская идея о заданности форм восприятия и мыш-ления как условий возможности опыта и познания.

Рассмотренный материал позволяет видеть, что главная особенность концепции Э. Кассирера состоит в том, что наука включается ею в культуру в качестве одной из основных ее форм.

Отсюда Кассирер развивает идею о культурном созна-нии: наука (научное знание) есть только одна из форм объективации сознания; искусство, религия и нравст-венность также являются формами, в которых снят, «элиминирован», отчужден отдельный субъект. Это все общие формы объективированного сознания обществен-ного человека, и в них осуществляется общественная жизнь человека.

Характерные особенности критического идеализма Кассирера можно обобщенно сформулировать следующим образом: 1) расши-рение области применения критического анализа; 2) по-пытка построить на основании философии Канта (и да-же вывести из «критического, или трансцендентального, идеализма Канта») философию культуры и философию истории; 3) отказ от сведения форм культурного созна-ния к логическим основаниям науки; и наоборот, поиск оснований всей культуры в исторически первичных, «низших» ее формах.

Важно подчеркнуть, что концепция Кассирера сохраняет самостоятельную ценность каждой из форм культуры; они не сводятся им к их научному осознанию; и вообще они не ограничивают-ся духовной сферой, аферой сознания человека, сфе-рой «культурного сознания»; объективированные от человека, они составляют тот мир, мир культуры, в котором человек живет, ту подлинную действитель-ность, которая непосредственно дана человеку.

Важно отметить также, что согласно Кассиреру, объективно история возможна благодаря тому, что существует историческое сознание.

Задача реконструкции прошлого, задача воссозда-ния подлинной жизни, получившей внешнее выраже-ние в символических системах своего времени, выпол-няется историей благодаря особому научному методу, характерному только для истории--методу интерпре-тации. Интерпре-тация как историческое понимание у Кассирера -- научный метод, рационально представимый и рацио-нально применимый.

Таким образом, основные идеи философско-культурной концепции науки Кассирера представляют безусловную ценность для развития современной науки.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

М. Малкей. Наука и социология знания. \\ М.,Прогресс, 1983

2. Э. Кассирер. Познание и действительность. \\ СПб., 1912.

Г. Гегель. Наука логики, т. 3. \\ М.: Мысль, 1972

И. Кант. Критика чистого разума. Соч., т. 3,

Г. Геворкян. Очерки истории и методологии науки.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.