Рефераты. Философский анализ взаимодействия природы и общества. Учения о смысле жизни

Буддийская культура выражается в идеологии буддизма. Она пропагандирует, что вся человеческая жизнь - страдания и чтобы погасить эти страдания, надо расстаться с желаниями. Это возможность достигается, когда человек сливается с социумом, личность растворяется в народном духе. Эта культура не имеет основания для манипулирования, так как верховный субъект размыт; общество не может управлять личностью, ибо оно не выделяет из себя эту личность. Наивысшее развитие данная идеология получила в ортодоксальном христианстве. По его мнению, существует два пути слияния человека с миром:

1. Это путь святого или путь сильного, который вырабатывается человеком самостоятельно на основе заповедей христианства.

2. Путь слабого, для которого благо прикрепиться к кому-либо для того, чтобы достичь целостности. Смысл жизни как цель определяется достижением вечности.

Культура диалога. Нет развернутых представлений этой концепции. Предпосылки хранятся в российском и индийском менталитетах. Суть этих менталитетов идея антропоцентризма, которая перешла в концепцию ноосферы. Понятие «ноосферы» подчеркивает единство человека и космоса. Человек -не центр мироздания, а одна из органичных его частей.

1. У человека существуют не привилегии, а ответственность.

2. Ответственность предполагает особую активность человека, которая является творчеством природы и выделяет из нее положенные внутренние тенденции. Человек доопределяет природу, внося в нее свой субъективный смысл, в конечном итоге, красоту. Такое доопределяющее отношение человека к миру обеспечивает совместное условие развитие природы и общества, их совместную эволюцию.

В фаустовской культуре экологическая проблема решается путем либо остановки социального развития либо ликвидацией естественной природы, превращение ее в искусственную. Культура диалога определяет сейчас проблему гуманизма. Человек не покоряет природу, а использует ее законы для оптимального образа жизни.

Смысл жизни человека сводится в различных культурах к следующему: в фаустовской культуре - к подчинению мира человеком; в буддийской культуре - к уходу человека из мира, к слиянию с богом; в культуре диалога - к диалогу с миром (модель новой эпохи).

Рассмотрим, как разные философские учения отвечают на вопрос смысла жизни. Может быть, больше всех над вопросом о смысле жизни размышлял и мучился Л.Н. Толстой.

1. Стремление к нравственному идеалу у Толстого выражается в постоянном совершенствовании людей, принятии им на веру тех непреложных истин, которые открывают Бога в душе каждого. Этот путь Толстой открыл для себя не сразу. Психологической основой нравственных исканий Толстого является осознание неудовлетворенности своей жизнью и стремление ее улучшить. Толстой стремился найти гармонию всех компонентов внутреннего мира человека и всего существующего. Таким образом, он пытается определить такое направление жизни, которое бы способствовало благу человечества в целом.

Толстой считал, что для нравственного поведения людей надо знать смысл жизни и сообразно ему направлять свои силы. Толстой искал смысл жизни. Но этот смысл не должен бы уничтожаться со смертью. Но сколько бы ни билась его мысль в поисках нужного ей ответа, всякий раз призрак смерти стоял перед ним. Выходило одно - «жизнь есть бессмыслица». Толстой не получил ответа на то, для чего жить, ни обращаясь к естественным наукам, ни в марксизме. По его мнению, даже простые люди часто не видят этого вопроса, а те, которые осознают бессмыслицу жизни, часто принимают ее такою, какая она есть, и стремятся получить от нее как можно больше наслаждений.

Духовный кризис, в который оказался ввергнут Толстой и который начался непреодолимым отвращением к опостылевшей ему жизни, был не просто мучительным и долгим. Он перевернул всю его жизнь, весь внутренний мир Толстого. Именно здесь заложены основы создания Толстым своих религиозно-философских взглядов. Именно в этой области он попытается найти свой нравственный идеал.

Толстой определил за истину смысл жизни в совершенствовании человека и общества. Нравственная жизнь человека заключается в постоянном следовании найденному смыслу жизни, определяющему выбор каждого единичного поступка. Смысл жизни, по Толстому, может дать только вера: «Всякий ответ веры конечному существованию человека придает смысл бесконечного, не уничтожаемый страданиями, лишениями и смертью». Систематические очерки мировоззрения Л.Н. Толстого. // Уральское толстовское общество, 1994 г. С.24.

Толстой рассматривает человека в единстве двух самостоятельных субстанций: телесной и духовной. И каждый из людей должен выбрать, как ему жить: либо повиноваться требованиям тела, либо обрести истинное духовное благо: «Делай то, что хочет от тебя твое тело: добивайся славы, почести, богатства, и жизнь твоя будет адом. Делай то, что хочет от тебя дух, живущий в тебе: добивайся смирения, милосердия. Любви и тебе не нужно будет никакого рая. Рай будет в душе твоей». Толстой Л.Н. «Путь жизни», М. 1993. С.31 Любое действие выступает, по Толстому, как результат «таинственной связи души и тела». «Все живые существа телами своими отделены друг от друга, но то, что дает им жизнь, -одно и то же для всех.». Там же. С.33 Это неосязаемое, невидимое, бестелесное - есть Бог. Именно Бог и является тем нравственным идеалом для Л.Н. Толстого, к которому должны прийти все люди. «Бог, для меня, это то, к чему я стремлюсь, то, в стремлении к чему и состоит моя жизнь, и который поэтому и есть для меня, но есть непременно такой, что я его понять, назвать - не могу. В самом деле, если бы я понял Бога, я бы дошел до Него и стремиться бы некуда было, и жизни бы не было. Приблизиться мне к Нему можно и хочется, и в этом моя жизнь». Систематические очерки мировоззрения Л.Н. Толстого. // Уральское толстовское общество, 1994 г. С.44

Таким образом, признавая Богом то высшее духовное существо, живущее во всем, а главным образом в каждом человеке, Толстой призывает нас к развитию своих духовных качеств. В этом суть самосовершенствования.

Жизнь истинная дана человеку под двумя условиями: чтобы он делал добро и увеличивал данную ему силу любви. Толстой отрицает «совершенствование в одиночку» ибо «совершенствоваться можно только в жизни и в общении с людьми». Толстой полагает, что жить чистою, святою жизнью на столбу или в общине нельзя, потому, что человек лишен одной половины жизни - общения с миром, без которого его жизнь не имеет смысла. Но в то же время Толстой считает, что «нет никакой возможности просвещать и исправлять других, не исправив себя до последних пределов своей возможности. Если видишь что устройство общества дурно, и ты хочешь исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то, чтобы все люди стали лучше. А для того, чтобы все люди стали лучше, в твоей власти только одно: самому сделаться лучше ». Там же. С.270

Совершенство, указываемое христианством, и на основе которого Толстой строит свое учение, бесконечно и никогда не может быть достигнуто. Но стремление к полному бесконечному совершенству постоянно будет увеличивать благо людей, и что это благо поэтому может быть увеличиваемо до бесконечности. Призывая нас бороться с грехами, такими как зло, корысть, зависть, излишествами, а также соблазнами и суевериями, Толстой указывает, что тем самым достигается большее соединение души человеческой с богом. А чтобы победить грехи, для этого от человека требуется усилие, умение противостоять внешним воздействиям, а также умение владеть собой. Толстой делает вывод: для приближения к совершенству человек должен надеяться только на свои силы. И дело каждого не надеяться на удачу или чудо, а найти спасение и благо своими средствами, а именно нравственной жизнью.

Главное условие нравственной жизни, по Толстому, определение истинного назначения нравственной жизни и следование ему. Поэтому в нравственные поиски писателя включает в себя и идеал человека и его жизни. Толстой ощущал потребность в гармонии внутреннего мира человека и окружающего мира. Этим объясняется то, что толстой считал, что истинные стремления личности способствуют справедливым отношениям в обществе. Постоянное утверждение единства личного и общественного идеала подтверждается высказыванием Л.Н. Толстого. «Я был бы несчастнейшим из людей, ежели бы не нашел цели для моей жизни, цели общей и полезной» Симонова С.В. «Нравственная жизнь человека в философско-этических исканиях Толстого». М., 1988 г. С.3

Анализируя общественное устройство, Толстой находит его безнравственным. «Мы пользуемся благами цивилизации и культуры, но не благами нравственной жизни. При настоящем состоянии людей можно сказать, что счастье государства растет вместе с несчастьями других людей. Так что невольно задаешь себе вопрос, не счастливее ли мы были в первобытном состоянии, когда у нас не было этой культуры и цивилизации». Толстой Л.Н. «Путь жизни», М. 1993. С.31

Вместо государства, Толстой предлагает общежитие, основанное на взаимном согласии, удовлетворяющем требованиям нравственности людей. Этот переворот, переход к общинной жизни, по мнению Толстого, не будет основан на насилии. Какие он пройдет ступени - неизвестно, но он неизбежен.

В процессе эволюции мировоззрение писателя изменяется и его представление об идеале. Однако направленность его мысли на протяжении жизни осталась прежней, что сказалось на трактовке им идеала. Так, вера в идеал всечеловеческого «муравьиного братства», возникшая у юного Толстого под сильным впечатлением истории о волшебной зеленой палочке, надпись на которой раскрывает условия счастья на всей земле, сохранилась до конца его дней. В своих «воспоминаниях» в начале 90-х годов он отмечал «Идеал муравьиных братьев, льнувших любовью друг к другу, остался для меня тот же. И как тогда я верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть эта истина, и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает.» Симонова С.В. «Нравственная жизнь человека в философско-этических исканиях Толстого». М., 1988 г. С.15

Толстой считал, что он смог создать внутренне непротиворечивое учение, указать людям единственно верный «путь жизни». Но как заметил В.И. Ленин, он создал учение, но только не свободное от внутренних противоречий, но поражающее поистине кричащими противоречиями. Виноградов И.И. Критический анализ религиозно-философских взглядов Л.Н. Толстого». М. 1981 г. С. 28 Толстой стремится проделать «путь в веру», оставаясь верным своей рационалистской установке, с позиций разума и только разума. Толстой пытается создать религию, очищенную от таинственности, основанную только на разуме. Но это была только «заявка», ибо Толстой создал учение, которое в фундаментальных основаниях было глубоко мистично, опиралось на чисто иррациональную интуицию, но не как на доказательство «усмотрения разума». Но, темнее менее, значение работ и взглядов Толстого очень велико. Как писал А.С. Полтавцев «толстовский бог приближается к тождеству с реально существующими в деятельности отношениями между людьми, характеризующимися справедливостью, добром, человечностью». Другими словами, сила религиозно-этических взглядов Толстого, где начинает говорить непосредственно нравственное чувство философа, с гневом обращающееся против зол и неправд жизни, полное любви и сострадания. Его стремление к идеальному обществу, основанному на ненасилии, гуманности, равенстве, безусловно, достойно - восхищения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.