Рефераты. Философский анализ взаимодействия природы и общества. Учения о смысле жизни

Концепция ноосферы характеризует общество во всех его взаимоотношениях с природой, раскрывает их социальные, научно-технические и нравственные стороны, указывает на научные основы морали, демократии и гуманизма. Главная ее цель - определение научных и нравственных принципов достижения гармоничных отношений между природой и обществом.

На основе использования энергии и вещества природы, практического применения ее законов создан мир современной цивилизации, ставший важнейшей частью ноосферы. Этот мир не без оснований называют «второй природой» ибо предметы цивилизации чаще всего представляют собой материал природы, подвергшийся воздействию человеческого труда. В результате они приобретают свойства и формы, благодаря которым могут удовлетворять потребности людей. Современная цивилизация, будучи наиболее динамичным элементом ноосферы, расширяет и качественно совершенствует свое воздействие на природу. Это, однако, не означает, что результаты данного воздействия всегда положительные.

В 60-70 годы 20 века, особенно, обозначился круг вопросов, который привел (например, в учениях представителей «Римского клуба» - Месарович, Пестель, Печчеи, и др.) к возникновению экологии. Термин «экология» происходит от латинского и означает «обиталище, местопребывание». Зачатки идей экологии, одним из центральных понятий которой выступает категория «ноосфера» находятся в русском космизме Н.Федорова (в работе «Философия общего дела»). Экология трактуется сейчас как междисциплинарное исследование проблем взаимодействия живого (человека, общества) с внешними условиями своего существования с целью поддержания динамического равновесия системы «общество-природа». Термин «экология» ныне широко употребляем. Говорят об экологии души, экологии культуры.

В этой связи стоит отметить, что все исторические генерации человека - архантроп, палеантроп, неантроп сильны были своим единством с природой, что давало право Ж.Ж. Руссо благоговеть перед природным человеком, высоко ценить его обуславливаемые природой физические и моральные качества. Во всяком случае процессы социоантропогеза, формирования и развития общества и человека шли на основе человеческого труда, взаимодействия общества и природы. Человек и труд на одной стороне, природа и ее материалы на другой. Противопоставление социогенеза антропогенезу, социального - природному ослабляет и материально-производственное общение, и трудовую деятельности людей, и межчеловеческие взаимодействия. Культура, язык, нравственность, хотя и носят надбиологический характер, не могут не зависеть от природных явлений. Человек как часть природы, и как продукт общества в историческом аспекте есть единство биоантропогенеза и социогенеза.

Обострение экологической ситуации, под которым мы понимаем в самом общем виде загрязнение природной среды существования общества и человека, все большую исчерпанность природных ресурсов, непомерную техногенную нагрузку на животный и растительный мир, а также и самого человека, в начале 21 века перед наукой и мыслящей частью общества ставит вопрос: выживет ли человечество?

В любых видах человеческой деятельности, в том числе и политике нельзя недооценивать, а тем более пренебрегать экологическими критериями. В хозяйственной деятельности природа не только должна потребляться, но и воссоздаваться. И через природу будет облагораживаться человеческий мир. Экологическую катастрофу можно предотвратить, если резко сократить антропогенное, в том числе техническое воздействие на природу, особенно со стороны военной и ракетно-ядерной техники и технологии. Человечеству необходимо закрыть избыточные и грязные производства, важно в производственные процессы включить биотехнологию, выпускать экологически чистую продукцию. Цивилизация встала перед необходимостью в разумных пределах вести военно-химическую и космическую деятельность. Важно решать вопросы экологического воспитания людей. Обществу и каждому человеку необходимо развить свое экологическое сознание, систему экологических ориентаций, понять, что природа не только теоретическая и потребительская ценность, а основа жизни, сама человеческая жизнь. Духовное отупение и социальное нищенство человека существует и потому, что люди разрушили культ природы.

Необходимо отказаться от философии гигантизма и покорительства. Человек разумный не должен представлять себя как царя природы. Идеология потребительства рождает психологию рвача: на наш век хватит. Это приводит и к обессиливанию и к обесчеловечиванию людей, краху их сущностных сил и потенций.

Разумеется, к глобальным проблемам относятся не только экологические. В теории глобалистики под глобальными проблемами понимают их всеобщий, планетарный, общечеловеческий характер; их взаимосвязанность, взаимозависимость, обнаженный, обострившийся характер, неотложность их решения.

Специалисты по глобалистике выделяют три группы глобальных проблем.

К первой группе относят вопросы войны и мира, разоружения вместо гонки вооружений, предотвращения ракетно-ядерной войны.

Вторую группу глобальных проблем составляют энергетико-сырьевые. продовольственные и экологические.

Третье группу проблем составляют собственно человеческие, личностные проблемы, а именно: образование и культура, научно-технического прогресса, свободы, роста народонаселения планеты.

К глобальным проблемам человечества относится и вопрос о здоровье людей, о необходимости излечить сердечно-сосудистые болезни, раковые, СПИД, и другие. При скученности населения в главных ареалах планеты, ставших гигантскими мегаполисами, а по сути человеческими муравейниками, землян подстерегают все новые болезни, которые могут полностью уничтожить иммунную системы человека, лишить его защитных механизмов, уничтожить сопротивляемость организма. Человечеству нужно преодолеть вандализм в культуре, разлагающие человека формы масскульта, зовущего к садизму, подавлению личности. А это - и терроризм, и религиозный фанатизм, отупляющий человека, национализм, и стремление к расовому превосходству. Особенно нужно отметить пагубную роль тоталитаризма, насаждение всеобщей несвободы людей, культивирование рабства.

Развитие человечества, его производительных сил столкнули человека с возможным нарушением динамического равновесия системы общества и природы. Человечество, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострить в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на нее. Здесь находит отражение общефилософский принцип «чем полнее свобода, тем выше ответственность».

В настоящее время глобальность прежде всего экологических проблем требует от человека иного способа мышления, новой формы самосознания. Это прежде всего означает, что человек должен осознать себя как единое целое в своем отношении с природой. Самое первое и главное условие сохранения равновесия и гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в решении этих проблем.

Термин «прогресс» означает движение вперед, усовершенствование, улучшение чего-либо. Идея общественного прогресса возникла в философии Ренессанса и окончательно выкристаллизовалась во французском, немецком и итальянском Просвещении 18 века, в учениях Д.Вико, Руссо, Кондорсэ, Гердера. Много о прогрессе рассуждал Г.Гегель, у которого понятие прогресса связывается с развитием человеческого духа, идеей свободы. Прогресс - это и прогресс человеческого разума, и науки, и техники, и производительных сил общества. Но в комплексном критерии прогресса нужно подчеркивать прежде всего прогрессивное развитие человека как деятеля и творца. Наука и техника могут развиваться и в отрицательном значении, когда их достижения направляются против человека, уничтожают гуманизм. Развитие морали, общественного сознания, литературы и искусства, творческих сил и дарований человека - все это составляющие общественного прогресса.20 век показал, что прогресс в обществе носит односторонний характер. Вместе с вершинами достижений человеческого гения имело место падение миллионов людей в бездонную бездну, вместе с величайшим самоограничением, самопожертвованием, общепланетарным альтруизмом имели место широко распространившиеся стадные инстинкты людей, их моральная порча, бурный расцвет неразумных потребностей, и среди них - алчность, человеконенавистничество, жестокость.

Таким образом, общественный прогресс как глобальная поступь человечества только тогда станет мощным потоком, если в нем сольются экономическое, социальное и моральное развитие общества, духовное освобождение его и успехи жизнедеятельности индивидуальной личности.

2.Какие учения о смысле жизни вам известны? Дайте их философский анализ и выразите к ним свое отношение.

Смысл жизни - ценность, которая определяет систему базовых ценностей существования той или иной культуры. Почему именно ценность? Деятельность человека обязательно мотивируется и в зависимости от мотива определяется строительство божьей ткани бытия этого человека. В основе каждой деятельности лежит ценность. Ценность, как смысл жизни, по мнению Сорокина, определяется уровнем цивилизации. Смысл жизни инвариант базовой ценности человека, лежащей в основе великой идеи.

Смысл жизни дает нам понимание окружающего мира. Понимание дает возможности определить свои возможности, уровень как своего падения, так и возвышения. Синтез этих двух аспектов дает возможность определить место человека в мире, а также мотивацию его деятельности. Важно развести понятие ценность и потребность. Потребность - это побудительный мотив человеческой деятельности и только (духовной или физиологической). Но чем сложнее жизнь, тем чаще человек сталкивается с потребностью выбора. Основания этого выбора определяются уже не потребностью, а ценностью. Смысл жизни отличает человека от животного в том отношении, что животное живет количественно, не зная меры своего возвышения и падения.

Можно определить структуру смысла жизни как ценности через последовательность следующих этапов: оценка ситуации, самооценка, выбор линии поведения, деятельность по осуществлению выбора, мера ответственности. Последние три момента включаются в понятие свободы.

Самой глубокой точкой анализа человеческой деятельности является смысл жизни. Система базовых ценностей определяет тип культуры: фаустовская, буддийская, культура диалога.

Фаустовская культура отличается наличием ярко выраженного субъекта, который стоит вне природы, вне объекта. Объект определяется как материал, как то, что может существовать вне деятельности человека. Задача человека овладеть объектом, подчинить его. Российская культура во времена царизма и во время советской власти являлась разновидностью фаустовской культуры. Наши духовно-социологические отношения определяют цивилизацию власти, где политические отношения являются ведущими отношениями. Главная цель политических отношений - достижение практических результатов на основании силы, власти. И здесь человека в принципе ничего не сдерживает. Победителей не судят. Поэтому социальная структура фаустовского типа определяется в виде пирамиды, каждый слой которой рассматривается не как ценность, а как объект манипулирования, как средство достижения своих целей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.