Рефераты. Философия любви

«Об-ла-да-ние же Бо-гом, то есть по-л-ное «зна-ние» его, приравнивает человека к Богу, делает его свободным и независимым, лишает всяческого страха -- не только перед силами мира сего, но и перед самим Богом».33 Ивин А.А. Философия любви. М.: ИФ РАН, 1995., С.45 Любовь, как высшее состояние человеческого бытия, сни-мает страх, предписанный человеку в его обы-денной жизни, даже страх перед днем Суда. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, по-тому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви».44 Новый завет. 1Ин 4. ,18 http://www.apologia.narod.ru/bi

На смену философскому духовному эросу античности, христианство принесло интимную, глубоко человечную, сострадательную любовь к ближнему, освятив ее божественным авторитетом, божественной заповедью. Гуманность, милосердие, сострадание, любовь к людям - вот область чувств и нравственных принципов, открытая христианством и поставленная им в основу построения новой культуры.

Одним из первых христианских философов который затронул тему любви, является Августин Аврелий. Он проводит резкую грань между любовью и вожделением. Любовью он называет стремление насладиться Богом ради него самого, а также собой и ближними ради Бога. «Наоборот, вожделение, по Августину, - это стремление наслаждаться собой и ближним не ради Бога. Настоящая любовь подобна песне, посвящаемой Богу; ее можно петь молча, ведь любовь сама есть голос к Богу».11 Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. http://www.psylib.org.ua/books/demid/index.htm.

Говоря о плотских влечениях, Августин не называет их словам «любовь», а лишь «влечение» или «похоть». Половой акт он считает непристойным. «Движения совокупляющихся органов является непристойным именно потому, что оно не повинуется воле человека».22 Августин Аврелий. О супружестве и похоти // Трактаты о любви: сб. текстов. - М.: ИФ РАН, 1994. - С.20 Лишь супружество и рождение детей хоть как-то может оправдать «влечение». Хотя супружество не может сделать из порока благо.

Развратом Августин называет не плотские желания и их удовлетворение, а необузданные желания, жадные к плотским удовольствиям. Так, питье и питание, необходимые для телесного здоровья, могут превратиться в чревоугодие, когда становятся самоцелью.

Плотские влечения Августин сравнивает с клеем на крыльях, который не позволяет летать. Надо очищать крылья от этого клея, чтобы подняться в небо. По убеждению Августина, всякая любовь (к матери, другу, к прекрасному, знаниям) лишь тогда имеет действительную ценность, когда видит во всем творение Бога и устремлена через творение к творцу. «Если тела угодны тебе, хвали за них Бога и обрати любовь свою к их мастеру... Если угодны души, да будут они любимы в Боге... То хорошее, что вы любите, от него, и поскольку оно с ним, оно хорошо и сладостно, но оно станет горьким, потому что несправедливо любить хорошее и покинуть того, кто дал это хорошее».33 Августин Аврелий. Исповедь. http//www/philosophy.ru/library/august/04/0.htm. Когда в своих влечениях и привязанностях мы забываем о творце того, что любимо нами, нас, подстерегает неминуемая горечь, ведь все земное изменчиво и смертно, потому несчастна душа, скованная любовью к тому, что смертно. «Только тот не теряет ничего дорогого, кому все дороги в том, кого нельзя потерять».44 Там же

Любовь, освященная Богом, не знает утрат, лишь она несет человеку благостный покой.

Как видим, христианское понимание любви значительно отличается от античного понимания любви. Из древнегреческих толкований любви христианское вероучение переняло только «агапэ» - любовь к ближнему, причем, вложив более широкий смысл в понятие «ближний». Неверно, однако, было бы считать, что христианство только сузило сферу любви. Оно сформировало новый идеал - любви к Богу и бескорыстной, непохотливой, братской любви ко всем людям. «Этот идеал в дальнейшем стал основой для появления нового типа любви - любви личности к личности, которую в современном мире называют "настоящей любовью"».11 Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. http://www. psylib.org.ua/books/demid/index.htm.

1.3. Тема любви в философии эпохи возрождения и нового времени.

Эпоха возрождения вернула античное представление о любви. Любовь стала вновь рассматриваться как космическая сила.

Суждения философов эпохи возрождения о любви тесным образом связано с формированием нового взгляда на человека, и на его место и значение в этом мире. Если в средневековье противопоставлялись божественное и природное начало в человеке, то теперь они находились в гармоничном единстве. Появляется понимание что тело и душа человека составляет неразрывное единство, а отсюда следует, что телесный эрос и духовная любовь находятся в теснейшей взаимосвязи и существуют в гармоничном взаимодействии.

Френсис Бэкон - английский мыслитель позднего возрождения с одной стороны почтительно отозвался о принципах христианской любви, а с другой стороны, уделил внимание и «земной» любви, подвергнув её подробному разбору.

Христианская любовь, по его мнению, является сбором всех добродетелей. Она воспитывает у человека добрые нравы лучше, чем любой учитель этики. Такая любовь успокаивает душу и избавляет её от лишних страстей. «Поэтому только одна христианская любовь не может быть чрезмерной».11 Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. http://www. psylib.org.ua/books/demid/index.htm.

Рассуждая о земной любви, он не хвалит её, но и не порицает, так как не имеет достаточных оснований на то или иное. Он выделяет два ряда аргументов за любовь и против.

«За любовь являются следующие аргументы: благодаря любви человек находит самого себя; великая страсть - наилучшее состояние души; без любви человеку все кажется простым и скучным; любовь спасает от одиночества.

Против любви: любовь хороша на сцене - в виде комедии или трагедии, но в жизни она приносит много несчастий. Любовь вызывает у людей противоречия в мыслях и оценках. Она делает людей одержимыми одной мыслью, навязывает им слишком узкий взгляд на вещи».22 Там же

Бэкон считает, что позволяет вырасти этой любви безумной страсти в себе лишь слабый человек. Есть даже поговорка невозможно любить и быть мудрым, и именно на эту поговорку опирается Бэкон. По его мнению, любовь нужно держать на особом месте раз уж совсем нельзя обойтись без нее. Но я все же могу сказать, что Бэкон не против «земной» любви, он лишь против её чрезмерности и безумия.

Рене Декарт - французский философов и математик, один из основоположников философии Нового времени попытался подвергнуть любовь научно-теоретическому анализу.

«Его научный подход заключался в использование рационалистического метода рассуждения, а также он опирался на эмпирические данные естествознания».11 Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. http://www. psylib.org.ua/books/demid/index.htm.

Прежде всего, следуя своим методам, Декарт выделил среди огромного количества человеческих страстей простые и первичные. Их оказалось шесть: удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль.22 Декарт Р. Страсти души http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000538/st001shtml Все прочие страсти он расценивал как сочетание этих шести. По мнению Декарта простые и первичные страсти не могут быть двоякими. Но про любовь он говорит: «Принято различать два вида любви, из которых один называется любовью-благожелательностью, побуждающей желать добра тому, кого любят, другой же называется любовью-вожделением, вызывающей желание обладать любимым предметом. Но мне кажется, что это различие относится только к проявлениям любви, а не к ее сущности».33 Там же

Вместо имеющихся ранее классификаций Декарт предложил различать три вида любви: привязанность, дружба и благоговение. Эти виды любви различались не по предмету, на который они направлены, а по степени ценности, которую люди извлекают при сравнение с собой. Если предмет цениться меньше себя, то это привязанность, если на равнее с собой - дружба, ну а если больше себя, то это уже благоговение.

«Самое главное желание человека вызывается, воображаемым совершенством представителя другого пола»44 Декарт Р. Страсти души http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000538/st002shtml. Декарт считает, что есть у человека определённый возраст, когда каждый человек чувствует себя лишь половинкой единого целого и обладание другой половинки кажется им наивысшем благом. Причем человек хочет обладать не многими половинками, а лишь одной единственной, так как по природе этого достаточно. И Декарт замечает, что имена эта страсть к одной половинке называется любовью, которая вдохновляет писателей и поэтов.

Что же касается научного объяснения любви, Декартом, то я могу сказать, что он вывел некий животный дух и этот дух возникает автоматически, то есть непроизвольно. Он говорит, что «этот дух движется по нервам и заставляет мышцы сокращаться, и те уже совершают действия».11 Декарт Р. Страсти души http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000538/st001shtml Такова была научная теория любви Декарта.

Иммануил Кант считал, что любовь и уважение являются главными обязанностями людей перед друг другом.

Кант различал два вида любви «практическую» и «патологическую». «Есть любовь практическая - к богу или ближнему и любовь патологическая, то есть чувственная любовь».22 Кант И. Метафизика нравов http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z00005032/st007.shtml Так же Кант говорил, что человек по природе своей двойственен и одновременно принадлежит двум мирам: миру природы и миру разума. Если бы человек подчинялся только своим природным влечениям, то есть стремился бы к чувственным удовольствиям, жизнь бы превратилась бы в хаос, так как каждый бы думал только о личном удовольствие. Такие люди были бы не моральные, но так как человек помимо того, что принадлежит к миру природы, принадлежит и к миру разума, то он может разумно оценивать поступки, и выбирать поступки которые не противоречат морали. Разум человека велит ему следовать долгу, в том числе любви и уважению.

Возникает вопрос, а можно ли любить кого-нибудь только из чувства долга, любить человека, когда нет истинного, естественного чувства любви? «Говоря о любви как о долге, Кант подразумевает в данном случае не чувство, а общий принцип, полагаемый разумом».33 Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. http://www. psylib.org.ua/books/demid/index.htm. Кант говорит: «Любовь мы понимаем здесь не как чув-ство (не эстетически), т. е. не как удовольствие от совершенства других людей, и не как любовь - симпатию (ведь со стороны других не может налагаться обязанность питать чувства); любовь должна мыслиться как максима благоволения (практическая), имеющая сво-им следствием благодеяние».11 Кант И. Метафизика нравов http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z00005032/st007.shtml Делать добро мы способны людям независимо от того, любим мы их или нет, человеческий разум велит делать добро несмотря ни на что.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.