Рефераты. Философия, круг ее проблем и роль в жизни человека и общества

В рамках названных форм идеализма существуют различные его разновидности: рационализм и иррационализм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего и его познания составляет разум. Одним из важнейших его направлений является пантеизм. Точка зрения иррационализма (от лат. irrationalis - неразумный, бессознательный) состоит в отрицании возможности разумного и логического в познании действительности. Основным видом познания здесь признается инстинкт, вера, откровение, а само бытие рассматривается как иррациональное (С. Кьеркегор, А. Бергсон, М. Хайдеггер).

С вопросом о первоначалах бытия связан вопрос о монизме, дуализме и плюрализме.

К вопросу о первоначалах всего сущего примыкает вопрос о познаваемости мира, или о тождестве мышления и бытия. Одни мыслители полагали, что вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может, более того, мир принципиально непознаваем. Они получили название агностиков (Протагор, Кант), а философская позиция которую они представляют - агностицизм. Другие мыслители, напротив, верят в силу и могущество разума и познания и утверждают способность человека получать достоверное знание, объективную истину.

Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая вопроса о ее функциях. Основными функциями являются мировоззренческие (гуманистическая, социально - аксиологическая, культурно - воспитательная), методологические (эвристическая, координирующая, интегрирующая, логико - гносеологическая).

Специфика мировоззренческих функций состоит в том, что они вооружают людей знанием всеобщих законов развития мира, пониманием мира и человека как единой сложной системы. Философия является основой социальной ориентации, деятельности людей, их подхода к оценке явлений современности.

Методологические функции связаны с выработкой системы способов и приемов объяснении, изучения мира. Общие методы деятельности, вырабатываемые философией в равной степени, относятся и к научной деятельности. Поэтому философия является общей методологией для всех наук.

17

3. Философия и наука.

Выявление специфики философского знания предполагает исследование различных форм овладения человеком действительности. Кроме практического отношения к действительности существуют другие нормообразующие способы объяснения, которые зафиксированы в виде соответствующих форм общественного сознания. Каждая из этих форм имеет собственный набор категорий: в науке - это, прежде всего, истина, в религии - вера, в политической идеологии - власть, в праве - справедливость, в философии - мудрость.

Философское знание - это знание «единого во всеобщем», оно отличается от знания отдельных предметов. Философия характеризуется тем, что в ее границах обосновываются способы, благодаря которым человек объясняет мир.

В чем состоит специфика научного и философского мышления?

Прежде всего, научное мышление предметно, встроено в четкие границы предмета данной науки. Философское мышление осуществляется на базе сопоставлений, сравнений, переходов от одной области к другой. Научное мышление осуществляется в рамках норм конкретной науки. Оно четко запрограммировано правилами научного исследования. Философское же мышление подчинено правилам логики и здорового взгляда, то есть запрограммировано не так четко, как научное.

Научное мышление осуществляется на базе научных понятий, философское - на базе философских категорий, которые не настолько четкие как научные. Именно подобная «нечеткость» философских категорий позволяет с их помощью определить направленность научного поиска в тех ситуациях, где научные понятия не срабатывают.

Философское мышление связано с целенаправленностью и формированием ценностей, научное - реализует уже поставленные задачи, цель или систему ценностей. Наука отвечает на вопросы почему, а философия - на вопросы: для чего, с какой целью?

Научное мышление свободно от каких - либо проявлений, которые характеризуют отношение человека к миру. В рамках науки действительность берется в форме объекта. Философское мышление рефлексивно, оно обращено не только к объекту, но и к процессу его исследования.

Рефлексия - особое явление в сфере духовного освоения человеком мира, которое не совпадает с познанием. Предмет рефлексии - отношение внутреннего мира к внешнему.

Философия и наука одинаковы по своей структуре и различны по своему предмету и функциям. И философское, и научное знание складывается из элементов (суждения, понятия, принципы, законы, гипотезы и т.д.), которые организованы в систему, подчиняются законам логики и образуют собственный теоретически сконструированный мир. В этом понимании философия выступает как наука.

Однако, если предметом науки является объект, который рассматривается как природно-исторический феномен, то предметом философского исследования является теоретическая модель отношения человека к миру и мира к человеку. Философия во всех случаях выступает как рефлексивная система, которая включает предмет исследования дважды - как исследователя и как элемент философского анализа. В философии, как в форме мировоззрения, мир представлен целостно, выявлено место человека, его интересы, ценностные ориентации. Научная структура не делает философское мировоззрение наукой, поэтому по предмету исследования философия не является наукой.

Философию и науку объединяет стремление к достоверному знанию, к рациональному объяснению мира. Но если в науке это ассоциируется со стремлением к истине, то в философии достоверность дополняется элементами убеждения. Иначе говоря, в философии происходит слияние знания и убеждения. И еще законы науки позволяют прогнозировать, как будет развиваться объект. На базе философских принципов можно прогнозировать лишь пути, способы изучения исследуемого явления. Это обстоятельство указывает на различие между философией и наукой и в то же время на их жесткую взаимосвязь. Наука не может успешно развиваться без философии, которая выступает в функциях методологии и мировоззрения.

4. Мифология и религия - истоки философии.

Миф это исторически первая мировоззренческая форма отражения действительности, в которой художественное, моральное, познавательное и практически - преобразующее освоение мира предстает в синкретическом взаимоопосредованном единстве.

Миф является духовно - практическим способом освоения форм общественной жизнедеятельности, форм взаимоотношений человека и природы, человека и общества.

Мифы - это обобщенные образы, которые включают в себя не только мир наличного бытия, который часто выступает почему - то враждебным по отношению к человеку, но и мир надежд и желаний, в котором свободно воплощаются интересы родового коллектива. Миф нельзя рассматривать как первичную форму науки или философии. Более того, недопустимо интерпретировать миф как простой вымысел. Мифология как собрание мифов отражает взгляды первобытных людей на явления природы и жизни, ростки научных знаний, религиозные и моральные представления, которые господствовали в родовой общине, и художественно - эстетические чувства людей на начальном этапе своей истории.

Таким образом, предпосылками мифологической «логики» можно считать, во-первых, неспособность человека выделить себя из окружающей среды и, во-вторых, целостность мифологического мышления, которое неотделимо от эмоциональной сферы. Миф отличается от сказки, поскольку в нем заключена попытка объяснить мир. Он отличается и от легенды, ибо в его основе не лежит конкретное явление.

Существуют космогонические, антропологические, этнологические мифы, отражающие происхождение, упорядоченность мира мифологическими персонажами; календарные мифы, связанные с осмыслением природно-хозяйственных ритмов и циклов смен жизни, выражения их в ритуально - обрядовых формах; эсхатологические мифы как закрепление представления о потустороннем мире, будущем и прошлом; культово-биографические мифы, отражающие жизненные способности мифических персонажей, которые становятся достоянием отдельных индивидов через их ритуально - обрядовое воспроизводство. Существуют мифы, отражающие происхождение людей, деяния богов, историю человечества, превращение неживых предметов в живых людей

( древнегреческие мифы ).

Специфика мифологического мировоззрения заключается в том, что все предметы и явления воспринимаются как взаимосвязанные одно с другим. Это значит, во-первых, что качества одних вещей переносятся на других; во-вторых, происходит «очеловечивание» сил природы, отражение их в виде чувственных образов; в-третьих, все действия и поступки воспринимаются как естественные.

Мифологическое сознание практически поставило все основные мировоззренческие вопросы: о происхождении мира и человека; о его месте и предназначении в мире; о путях и способах возникновения важнейших явлений природы и общественной жизни, культуры и др.

Другим типом мировоззрения является религия. Термин «религия» происходит от латинского religio - благочестие, набожность. Основной особенностью любой религии является вера в сверхприродные силы, в Бога. От фольклорных и литературных образов сверхъестественного религия отличается тем, что провозглашает его (сверхъестественное) реальностью, утверждает возможность влияния его на судьбу человека.

Религия представляет собой комплексное явление, которое включает в себя: идеи, взгляды, представления о сверхъестественном; а так же вызванные ими переживания, чувства, эмоции; соответствующие им культовые действия - молитвы, обряды, богослужения; организации, которые объединяют, направляют и контролируют верующих. Таким образом, религия - это более менее стройная система, которая включает, во-первых, идеи, во-вторых, религиозные чувства, в-третьих, религиозные действия. Религия возникла в эпоху верхнего палеолита (каменный век) 40 -50 тыс. лет назад. В раннем классовом обществе существовали племенные, а затем национально - государственные религии (конфуцианство, иудаизм, индуизм). На поздней стадии исторического развития формируются мировые религии: буддизм (VI - V в. до н.э.), христианство (I в. н.э.), ислам (VII в. н.э.).

Мифология и религия являются ранними формами мировоззрения, которые предшествуют философии. Если мифология представляет собой попытку объяснить мир в форме образов, а религия апеллирует к высшей силе, то философия реализует свою мировоззренческую функцию на основе теоретического отношения и действительности, предлагая систему категорий и законов, которые позволяют познать мир в наиболее общих и принципиальных чертах.

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М.: Проспект, 1999.

2. Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. - М., 1976. - т. 1.

3. Ильин В.В. Философия. - М.: Академический проект, 1999. - т. 1.

4. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991.

5. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.

6. Любутин К.Н. Человек в философском измерении. - Свердловск, 1991.

7. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М., 1990.

8. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. - М., 1991.

9. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2000.

10. Тормасов Б.А. Философы и философия. - М., 1998.

11. Философия. Учебник для высших учебных заведений // Под ред. Кохановский В.П. - Ростов-на-Дону, 1998.

12. Философия и мировоззрение. - М., 1990.

13. Философский словарь // Под ред. И.Т. Фролова. - М., 2001. - Ст. «Философия».

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.