Рефераты. Философия как наука

Этот этап развития философии не дал много ярких имен. Тем не менее в данном контектсте можно привести личности Блаженный Августин (354-430 гг), Фома Аквинский (1225-1274 гг).

Философия Возрождения. Характеризуется интересом к человеку (гуманизм - Основные идеи гуманистической философии: 1.”Природное начало человека”, 2.Антиаскетизм, 3.Радость земного существования, 4.Проблемы достоинства человека, 5.Гармония материальных и духовных начал.), и науке, обществу.

Первый гуманист - ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА (1304-1374)

Ярким философом и литератором был ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ (1265-1321), считавший , что Бог и человек не противостоят друг другу -это взаимное единство.

Представителем натурфилософии Ренессанса был ДЖОРДАНО БРУНО (1546-1600). Основной призыв его философии: борьба за добро. Основная задача человека-преодоление страха. Мерило нравственности -поступки человека. Человек должен стремиться к бесконечности.

Социальные теории высказывал целый ряд философов, но они были различны.

--Идеология централизованного государства:

НИККОЛО МАККИАВЕЛЛИ (1469-1527), утверждавший понимание общества, как суммы независимых индивидуумов. Побудительный момент действия человека-эгоизм. ”Человек скорее забудет смерть отца, чем момент лишения имущества”. Государство не зависит от церкви. Необходимо государство светское, а не церковное.

--Предшественники утопического социализма:

ТОМАС МОР (1479-1535) Главное его произведение -книга “Утопия”. Утопия-место которого нет. На этом острове частной собственности нет. Труд-это обязанность всех членов общества. Государство осуществляет учёт и распределение всех произведенных продуктов, а непосредственной организацией производства занимается община.

ТОММАЗО КОМПАНЕЛЛО (1568-1639). Автор учения-”Город солнца”. В своём учении он отстаивает единство церковной и светской власти. Государственное устройство “солнечного” города: во главе-жрец, первый духовник. Его помощники - Власть, Мудрость, Любовь, которые занимаются вопросами войны и мира, ремеслом, свободным искусством, образованием, контролем рождаемости, воспитанием, медициной. Компанелло придерживается взглядов истинного христианина. Призывает к ликвидации частной собственности и эксплуатации. Убежден в возможности осуществления этого силой масс, силой переворота, восстания. Выдвигает требование всемирного объединения людей под властью Папы.

Следующий этап в развитии философии Философия нового времени, которая имеет собственную периодизацию.

1.Начало формирования философского мышления нового времени.

ФРЭНСИС БЭКОН (1561-1626). Суть философских идей: основная задача философии - познание природы и подчинение её власти человека. Познание начинается с чувственного опыта.

РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650) - рационалист. Ставит проблему нового метода научного исследования. Всё имеет свою причину. ”Существует вокруг меня объективный мир, как причина моих впечатлений, ощущений”.У человека есть врожденные идеи, например, идея Бога.

2.Английская философия 17 века.

ТОМАС ГОББС (1588-1679) - рационалист материалист. Разрабатывает теорию истины. Истина не в вещах, это свойство суждений о вещах. Социальная доктрина: люди от природы равны. Сначала война всех против всех, затем люди поняли что они погибнут, и договорились о создании государства, отдавая ему все права.

ДЖЕЙМС ЛОКК (1632-1704) Основное в его философии-гносеология. Нет врождённых идей, всё познание из опыта и в опыте. Первичные качества присущи вещам независимо от того воспринимаем мы их или нет:объём, форма, число, движение. Вторичные качества возникают в результате воздействия тел на наши чувства:цвет, запах, вкус.

3.Рационализм европейской философии 17 века.

БЕНЕДИКТ СПИНОЗА (1632-1677) заимствует терминологию Декарта. Врожденных идей нет. Человек должен познать свои аффекты: вожделение, радость, печаль. Существующие государства-это способы обуздания людей. Один из основоположников критики Библии.

ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ (1646-1716) - рационалист. Его философия -переход от материализма к объективному идеализму.

4.Просвещение

ФРАНСУА МАРИ АРУЭ ВОЛЬТЕР (1694-1778)считал, что мир-целесообразен, а человек-разумен. Значит есть разумный творец. Различал три вида правления: деспотизм, монархия, республика.

ЖАН-ЖАК РУССО (1712-1778) Основная тема философских рассуждений-судьба личности в обществе. Чувства просыпаются в человеке раньше, чем разум, следовательно, они важнее. Гармонии в обществе нет. Три ступени общественного неравенства:

1.расслоение на богатых и бедных

2.возникновение государства: ”богатые и бедные заключают договор о власти”.

3.законная власть превращается в деспотизм.

ДЕНИ ДИДРО (1713-1784). По его теории, природа никем не сотворена и в не её нет ничего. Мир вокруг нас постоянно зарождается и исчезает.

5. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

ИММАНУИЛ КАНТ (1724-1804) - автор учения о познании. Источники познания: чувственность, рассудок.

ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ (1770-1831). Его философия основана на идеализме. Исходное понятие-абсолютная идея-начало начал. Её атрибуты:всеобщность, деятельность.

ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ (1804-1872) Этот ученик Гегеля выступает против его идеализма. Критика религии и теологии.

КАРЛ МАРКС (1818-1883) ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС (1820-1895) создатели диалектического материализма.

Для неклассической современной философии характерны другие взгляды на проблемы, являющиеся объектом философского анализа. В частности, иррационализм.

АРТУР ШОПЕНГАУЭР (1788-1860) исходит из отрицания законов объективного мира, отрицания познаваемости мира. Каждое явление-это вещь в себе -это воля-суть вещи в себе. Считал, что история-это хаос случайностей, жизнь человека-это страдания, а счастья в принципе быть не может.

СЁРЕН КЬЕРКЕГОР (1813-1855) вводит понятие экзистенции-это как внешнее так и внутреннее существование человека.

ФРИДРИХ НИЦШЕ (1844-1900). Центральное понятие философии-это жизнь-это и биологические явления и общественная жизнь и субъективные переживания. Основа жизни-это воля. Воля к власти-это инстинкт человека,является движущей силой мирового процесса. Т.к. мир сплошное изменение,то любое объяснение является ложным. Все научные понятия-это фикция.Всё то , что в науке мы называем истиной, Ницше называет “биологически полезным видом заблуждения”.

ЗИГМУНД ФРЕЙД (1856-1939) .Теория Фрейда направлена на изучение массового сознания, взаимоотношений в социуме.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ.

Философия существования (30-е гг. 20 века).

КАРЛ ЯСПЕРС в книге “Духовная ситуация эпохи” анализирует состояние общественного сознания. Говорит, что нигилизм, цинизм, безрассудство - это расплата за необоснованное доверие к истории. История - это дорога, которую дьявол вымощил разрушенными ценностями.

МАРТИН ХАЙДЕГГЕР. Основной категорией идеалистической философии Хайдеггера является “временность”, как внутреннее переживание человека. Первичным является “настроение”, т.е. формы первичного, неразвитого сознания. Априорными формами человеческой личности являются забота,страх,тревога и т.д. Эти формы составляют субъективное бытие человека -- “бытие -- в мире”. Чтобы постичь “смысл бытия”, человек должен отрешиться от всех практически-целевых установок, осознать свою “смертность”, «бренность».

Особого внимания заслуживает ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
Возникает в 9 в с принятием Христианства на Руси. До 17 века философия существует в рамках богословия, в 17 веке происходит отделение философии от богословия. Русская философия заслуживает более подробного анализа, здесь автор приведет только наиболее яркие имена отечественных философов:
18 век: Ломоносов М.В. (1711-65гг.) - основоположник материалистической философии в России; Радищев А.Н. (1749-1802гг.) в материалистической системе доказательств смертности души использовал диалектические идеи, в частности, идею Лейбница о том, что "настоящее чревато будущим".
Первая четверть 19 в.: Западники - П.Я.Чаадаев(1794-1856 гг.), Н.В.Станкевич (1813 1840гг.) считали, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же путь развития, которым шла и идет Западная Европа. Славянофилы - И.В.Киреевский (1806-56гг.), А.С.Хомяков(1804-60гг.) стремились обосновать необходимость особого пути развития России.
Герцен Александр (1812-1870) существует единство бытия и мышления, жизни и идеала (стремился найти и сформулировать новый метод познания). Белинский (1811-1848), Чернышевский (1828-1889)
Конец 19 - начало 20 вв. религиозная философия: В.С.Соловьев (1853-1900 гг. ) Представил следующую картину мира: существует один божественный мир в трех главных сферах (субстанции, умственной чувственной), человек - акт божественного творения, проявление того, что уже есть; Н.А. Бердяев (1874-1948гг.) считает, что существует 2 вида свободы: иррациональная (первоначальная, хаос) и разумная (свобода в боге), преодоление зла - соединение с Богом, возникновение богочеловека.
Помимо приведенной выше классификации, совмещающей характеристики исторические и философские, ряд авторов выдвигает другую периодизацию развития философской науки.
Философия древних мыслителей. Она представляла собой единую, нерасчлененную, универсальную науку, включавшую не только философские знания, но и все другие знания известные людям той эпохи: естественнонаучные, социально-политические, гуманитарные и др. На этом этапе философия была "наукой наук".
В XVI - XVIII вв. началось выделение частных наук из философии. Этот процесс наиболее явно происходил в Европе, где он стимулировался развитием капитализма и связанным с этим растущим спросом на точные, конкретные научные знания. Именно в эту эпоху начинают развиваться как самостоятельные области знания такие науки как география, математика, механика, астрономия, физика, медицина и др. Процесс формирования новых конкретных наук и дифференциации старых продолжается и в настоящее время. Так уже в ХХ веке возникли такие науки как демография, информатика, космонавтика, биотехнологические науки и др. Дифференциация конкретных наук, имевшая в прошлые века в основном позитивное значение, в ХХ веке стала обнаруживать все большие издержки. Современная биология, медицина, физика, технические науки дифференцировались настолько, что включают в себя сотни направлений со своими особыми языками, методами исследования, результатами, не всегда известными даже специалистам других направлений данной науки. Растущая специализация создала труднопреодолимые барьеры между науками, обусловила узость и односторонность видения сложных проблем, привела к выпадению из поля зрения конкретных специалистов важных межнаучных связей. В этих условиях перед философией встают качественно новые задачи, связанные с формированием целостной стратегии развития науки, культуры, общества в целом. Существенно возрастает значимость ее интегративных, прогностических и лидерных функций. Именно в связи с этими процессами во второй половине ХХ - века начинается качественно новый этап развития философии и изменения ее роли в духовной сфере.
Сущностью этого третьего этапа, особенно явно обозначившегося в конце XX века, является формирование нового интегративного синтеза философии и конкретных наук. Философия стоит перед необходимостью принятия на себя функций лидера, объединяющего и координирующего взаимодействие конкретных наук при решении сверхсложных, междисциплинарных, глобальных проблем (экологической, демографической, социально-экономического неравенства и др.). Другой науки, способной осуществлять продуктивное объединение конкретных наук на решение этих жизненно важных для человечества проблем просто нет. Поэтому философии предстоит очень серьезная работа по собственной модернизации и конструктивизации с целью углубления контактов с конкретными науками, развитию новых системных форм и методов осуществления своих интегративных и лидерских функций.
Таким образом, в данном параграфе были рассмотрены история возникновения философской науки, этапы ее эволюции. Мы познакомились с основными фигурами философии и их учениями.
Основные философские проблемы.
Среди основных философских вопросов особое место занимает вопрос о соотношении материального и духовного, бытия и мышления. "Великий, основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию... Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как они отвечали на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы и которые... так или иначе признавали сотворение мира... составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма", - писал выдающийся мыслитель XIX века Ф.Энгельс. Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. М. 1980. с.16. Определяющее значение этого вопроса для философии связано, прежде всего, с происходившим в XVI - XIX веках процессом решительного освобождения науки от духовной власти религии и церкви.
Религия и примыкающие к ней направления философского идеализма рассматривают в качестве исходного, первичного начала мира некий духовный, первичный Абсолют (Бог, Абсолютная идея, Мировая Воля и т.п.). Материальный мир понимается ими как порождение, следствие этого всемогущего, всеобъемлющего Абсолюта, который творит Бытие сверхъестественным образом. В противоположность этим представлениям наука и научное, материалистическое мировоззрение рассматривают Мир, Бытие как нечто объективное, несотворимое и неуничтожимое, развивающееся по естественным законам, существовавшее до человека и породившее человека, общество, дух, сознание в ходе своего естественного развития. Достаточно очевидно, что наука и прежде всего естествознание могут вообще существовать и уверенно развиваться лишь опираясь на идеи объективного существования мира, развития его по естественным законам и познаваемости этих законов. Поэтому развитие и утверждение материалистического мировоззрения являлось вплоть до ХХ века важнейшим средством поддержки и защиты науки, научного мышления в его противостоянии религии, суевериям, мистике и донаучным представлениям.
В настоящее время вопрос, обозначенный Ф. Энгельсом как основной, точнее было бы назвать коренным для философии. Вопрос об отношении мышления к бытию имеет для философии коренное значение потому, что от того или иного его решения радикальным образом зависит решение всех других философских вопросов и проблем. Наряду с решающим значением этого вопроса для свободного самоопределения науки и развития научного мировоззрения, он имеет коренное значение для философии и в ряде других аспектов:
* различные решения вопроса об отношении мышления к бытию (в духе материализма или же идеализма) ведут в конечном итоге к принятию принципиально различных идеалов личности и образа жизни;
* глубинные основания этого вопроса коренятся во внутренней раздвоенности человеческого бытия между духом и материей. Будучи противоречивым единством этих начал, человек по самой своей природе обречен на неизбежную борьбу между своими духовными идеалами, устремлениями и материальными возможностями их осуществления, обусловленными физическими и биологическими качествами данного человека, его экономическими и другими материальными возможностями и ограничениями. Поэтому борьба материальных и духовных начал, приведение их в гармонию - являются неотъемлемыми атрибутами человеческой жизни, что и определяет значимость их философского осмысления;
* различное видение и решение данного вопроса лежит в основе существенных различий духовного менталитета цивилизаций Запада и Востока. Для цивилизации Запада характерен агрессивно-активистский тип отношения к бытию по принципу: "Если мир не отвечает моим потребностям, идеалам, то его необходимо изменить, преобразовать". Такая позиция оказала глубокое влияние на мировую историю. Она явилась одной из значимых причин колониального порабощения странами Запада многих народов, возникновения Мировых и многих других войн, развития на нашей планете тяжелейшего экологического и многих других кризисов и т.п. Для духовного менталитета Востока более характерно признание высшей самоценности бытия, необходимости следовать его законосообразности: "Если мир не устраивает меня, то необходимо изменить свое сознание, привести его в гармонию с миром". Поскольку Запад и Восток - это крупнейшие духовные, культурные миры, противостояние и взаимодополняемость их ментальностей по проблеме бытия и мышления имеют фундаментальное значение для философского осмысления.
Коренной вопрос философии имеет ряд аспектов. Главным из них является вопрос о том, какое из начал является первичным и определяющим: дух или материя. Различные решения этого вопроса в истории философии привели к возникновению противоположных мировоззрений: материалистического и идеалистического.
Философское направление, считающее материю первичным, определяющим началом мира, а дух, сознание вторичным, производным от материи получило название материализм. Противоположное направление, рассматривающее дух как первичное начало, а материю как порождение и следствие духа, называется идеализм. Четкое определение материализма и идеализма было дано еще в XIX веке немецким философом Ф.Шлегелем: "Материализм все объясняет из материи... принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей... Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю". Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2-х т. Т. 2 М. 1983. с.104-105.
Идеализм существует в двух разновидностях: объективный идеализм и субъективный. Объективный идеализм признает существование материи, но считает, что она порождена неким духовным началом (Богом, Абсолютной Идеей, Мировым Разумом и др.). Позиция объективного идеализма характерна для ряда религий(христианство, ислам и др.), ее развивали такие философы и мыслители как Платон, Ф.Аквинский, Г.Гегель и др. Субъективный идеализм в отличие от объективного либо вообще отрицает существование материального мира, либо ставит это существование под сомнение. Единственная реальность, которую призна-ют субъективные идеалисты, это сознание или ощущения субъекта. "Мир - это комплекс моих ощущений" - такова позиция субъективного идеализма. Неудивительно, что такое более чем странное мировоззрение, объявляющее мир производным от сознания субъекта, Гегель еще в XIX веке назвал “дурным идеализмом".
Материализм также существует в ряде различных форм, отражающих закономерные этапы его развития. Первоначальные формы материализма возникли вместе с возникновением философии в древних цивилизациях Востока и древней Греции. Великолепной формулой стихийного древнего материализма, с необычайной емкостью выражающей суть этого учения, является один из фрагментов учения древнегреческого мыслителя Гераклита: “Этот Космос, один и тот же для всего сущего, не создан никем ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами возгорающимся и мерами угасающим”. В эпоху Нового Времени (XVI - XVIII вв.) в Европе получил распространение метафизический материализм, для которого были характерны преувеличение моментов стабильности, статичности, изолированности объектов, недооценка их связности, развития. Характерной особенностью метафизического материализма был также механицизм, т.е. распространение представлений классической механики на все науки, механическая трактовка явлений в том числе биологических и социальных. В середине XIX века К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) были заложены основы качественно нового мировоззрения - диалектического материализма, что явилось крупнейшей научной революцией в философии той эпохи. Суть этой революции состояла прежде всего в соединении диалектики и материализма, которые до того развивались порознь. Диалектический материализм Маркса и Энгельса, получивший впоследствии название философии марксизма, соединил и интегрировал в себе достижения различных направлений предшествующей философской мысли, в том числе и идеализма, переработал их с научных позиций.
Основные положения диалектико-материалистического мировоззрения, лежащие в основе философии марксизма, можно схематически сформулировать следующим образом:
1) Мир (бытие, действительность) существует объективно, т.е. независимо от воли и сознания человека.
2) Мир не был никем сотворен и не может быть никем уничтожен. Он существует и развивается по естественным законам. В нем нет сверхъестественных сил.
3) Мир един, в нем нет абсолютно отграниченных друг от друга "потусторонних" (стоящих "над миром" или "вне мира") сфер и явлений. Многообразные объекты и явления действительности представляют собой различные виды движущейся материи.
4) Мир связен и находится в вечном, непрерывном движении, развитии. Объекты действительности взаимодействуют друг с другом, взаимовлияют друг на друга. В процессе развития происходят качественные изменения объектов, в том числе и закономерный переход от низших форм к высшим.
5) Естественное развитие материи через ряд закономерных ступеней (неживая природа жизнь общество) привело к возникновению человека, разума, сознания. Определяющую роль в выделении человека из животного мира и формировании его сознания сыграл труд, его общественный характер, переход животных предков человека к систематическому изготовлению и применению орудий труда.
6) Общество, как высшая ступень развития материи, включает в себя все низшие формы и уровни, на основе которых оно возникло (механические, физические, химические, биологические), но не сводится к ним. Оно существует и развивается на основе социальных закономерностей, качественно отличных от закономерностей низших форм. Важнейшей закономерностью общественного развития является определяющая роль производства в жизни общества. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще - считал К. Маркс.
7) Мир познаваем. Человеческое познание не ограничено по своей природе, но оно исторически ограничено на каждом этапе своего развития и для каждого отдельного человека. Критерием истинности мышления и познания является общественная практика.
Время показало непреходящую ценность диалектико-материалис-тического мировоззрения для прогресса науки и общества. Вместе с тем выявилось, что отдельные его моменты требуют корректировки и развития. В последние годы возникла потребность в формировании высшей формы диалектико-материалистического мировоззрения - "духовного материализма" (В.Мантатов). Духовный материализм продолжает линию марксистского материализма на признание объективности бытия, его познаваемости, закономерной эволюции материи от низших форм к высшим, исключение сверхъестественного из научных представлений и т.п. В то же время, духовный материализм преодолевает присущую прежним формам материализма абсолютизацию первенства материального над духовным, противопоставление и разрыв этих начал, ориентирует на выявление их единства, сложной взаимосвязи, взаимопроникновения, на точную фиксацию отношений, в которых материальное и духовное определяют друг друга в функционировании и развитии объектов.

Заключение

Философия зародилась около 2500 лет назад в странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела в Древней Греции.

Научно-философское мировоззрение выполняет познавательные функций, родственные функциям науки. Наряду с такими важными функциями как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность, логичность философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

На основе общих принципов рационального понимания философская мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формирует общие предположения об их природе и возможных способах познания. Используя опыт понимания, накопленный в иных областях познания, практики, она создает философские «эскизы» тех или иных природных или общественных реалий, подготавливая их последующую конкретно-научную проработку. При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимых, логически и теоретически возможных вариантов. Т.о. философия выполняет функцию интеллектуальной разведки, которая также служит и для заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием «белых пятен» познавательной картины мира. Конечно, в конкретном - научном плане пробел предстоит заполнить специалистам - ученым иной общей системы миропонимания. Философия же заполняет их силой логического мышления.

Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира. Вопрос о том что есть мир - основной вопрос философии. Его решение обозначает основные подходы к осмыслению и других философских проблем, поэтому философия разделилась на 2 основных направления: философский материализм (Демокрит), и философский идеализм (Платон).

Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека.

Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, в мир как целое.

Основным назначением научной философии является формирование современной культуры мышления. Философия стремится дать человеку стратегические ориентиры целостного видения мира и общества, глубокого понимания происходящего, истинного познания и результативной деятельности. В ситуации духовного хаоса, уже более десятилетия царящей в России, философское образование, развивающее эти качества, приобретает первостепенное значение. Без него невозможно ни современное полноценное специальное образование, ни формирование настоящего гражданина России, способного внести достойный вклад в ее развитие.

Список источников.

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. Изд.2. М. 1997.

2. Краткая история философии. / Под ред. В.Г. Голобокова. М. 1997.

3. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М. 1988.

4. Ойзерман Т.И. Главные философские направления: теоретический анализ историко-философского процесса. М. 1991.

5. Основы философии. Учебное пособие для вузов./ Отв.ред. Е.В. Попов М. 1997.

6. Сагатовский В.Н. Вселенная философа. М. 1972.

7. Степин В.С. Российская философия сегодня : проблемы настоящего и оценки пошлого // Вопросы философии. 1997. №5.

8. Философское сознание: драматизм обновления. М. 1991.

9. Франк С. Духовные основы общества. М. 1992.

Философия. Под. ред. Кохановского В.П. Ростов - на -Дону, 1995.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1996.

3. Введение в философию. В 2-х ч. М., 1989. Ч.1 Гл.1,2. §1.

4. Философская энциклопедия. М., 1960-1970.

5. История философии. Запад - Восток - Россия. Под ред. Н.В. Мотрошиловой. М., 1994 - 1998.

6. Барулин В.С. Социальная философия (в 2-х частях). М., 1993.

7. Крапивенский С.З. Социальная философия. Волгоград. 1995.

8. Социальная философия (хрестоматия в 2-х частях). М.,1994.

9. Хрестоматия по истории философии. Ч.1-3. М., 1997.

10. Губин В.Д. Основы философии. М.,1998.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.