Рефераты. Философия как часть культуры, форма мировоззрения и область знания

Частные науки берут в качестве своего объекта какую-либо часть реальности, причем предмет всякой науки заранее определен. Математику интересуют количественные характеристики и числовые или геометрические закономерности в материальных объектах. При этом, ученому-математику заранее известны границы и основные качества объекта его исследования. Химию интересуют химические свойства вещей реального мира, физику - физические свойства. И только философия делает своим объектом Универсум - все имеющееся как целостность. При этом, что такое Универсум, на исследование которого отправилась более двух с половиной тысяч лет назад античная философия, сначала было неизвестно. И сегодня, обладая большим объемом знаний о мире, философия чистосердечно сознается, что это знание неполно, несовершенно и не завершено. Оно будет меняться, потому что изменяется мир.

Итак, первое отличие философии от частных наук состоит в том, что изначально философия берется исследовать то, что само по себе неизвестно и является универсальной проблемой, что объект ее с самого начала неопределен, но всеобъемлющ (он есть все как единое целое). За то, что философия исследует целое, которое нам не дано, и постоянно ищет свой объект, Аристотель (384-322 гг. до н. э.) называл ее “универсальной наукой, которая себя ищет”.

Специфика всякой познавательной деятельности заключена не столько в ее объекте (это всегда реальность, и одна и та же реальность может быть объектом нескольких наук - к примеру, человек), сколько в предмете и методах. А что выделяет философия в Универсуме в качестве предмета своего исследования, что она в нем ищет и находит? Существует дефиниция философии, в которой она определяется через ее предмет: “Философия - особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни” (Новая философская энциклопедия. М., 2000-2001. Т. 4. С.195).

Предмет философии, выделенный в приведенном определении - это основания и фундаментальные принципы человеческого бытия, отношение к природе, обществу и духовной жизни. То есть в универсуме философы выделяют и исследуют, по крайней мере, пять составляющих: бытие, человека, природу, общество, духовную жизнь человека. Если вспомнить, о чем писали разные философы, какие вопросы решали на протяжении всей истории философии, то можно утверждать, что в духовной жизни они также выделяли и изучали различные ее формы: искусство, науку, философию, религию, нравственность. Кроме того, философов интересовали и различные формы предметной деятельности человека, неразрывно связанные с его духовной жизнью: художественное творчество, наука, производственная деятельность и т. п. Совокупность всех форм человеческой деятельности и ее результатов обрела в философии имя “культура”. В современной философии культура также составляет важный предмет исследования.

Таким образом, можно утверждать, что предмет философии, как и ее объект, достаточно специфичен. С одной стороны, он неоднороден и включает элементы разного порядка. С другой стороны, философия является предметом для самой себя, поскольку исследует самое себя, чего не делает ни одна наука.

Что касается методов познания в философии и в науке, то общеизвестным фактом является использование различных методов в конкретных областях познания. Например, в математике знания получаются в результате доказательств теорем или решения задач, и это точные знания; в биологии, напротив, довольствуются приблизительными обобщениями неточных фактов, которые собираются с помощью чувств; в химии большое место в процессе получения знаний занимают химические эксперименты. Наряду с этими специальными методами в науке используются общие методы мышления, называемые теоретическими. С этой стороны философия почти ничем не отличается от частных наук, так как основными методами философии являются методы теоретического мышления, применяемые также всеми науками: анализ, синтез, дедуктивный вывод, индукция, доказательства, диалектика и т.д. Особое место в методологии философского исследования принадлежит методу универсального сомнения, предложенному еще в XVII в. Р. Декартом, методу реконструкции (восстановления), конкретно-историческому методу, герменевтическому методу (методу истолкования смысла), методу сравнительного анализа и появившемуся сравнительно недавно методу компьютерного моделирования. Однако следует учитывать, что заслуга создания методов теоретического мышления принадлежит не частным наукам, а философии: науки приняли на вооружение методы, открытые философией и описанные в философской науке - логике.

В западноевропейской культуре философия и наука долгое время развивались вместе, поэтому отношения между ними для многих продолжают оставаться запутанными. Истоки этой путаницы - в ранней истории. В Древней Греции первоначально все знание функционировало как единый нерасчлененный комплекс, знания в нем пока не дифференцировались по различным научным дисциплинам и “наук” в современном смысле этого слова не существовало. Были накоплены обширные, но разрозненные и несистематизированные преднаучные знания, связанные с решением прикладных практических задач.

Определенностью в понимании науки, предмета и метода науки мы обязаны Аристотелю, хотя попытки как-то разделить знания, безусловно, предпринимались и до него. Аристотель поставил это разделение на прочную почву дефиниций основополагающих для научной деятельности понятий “знания”, “научного знания”, “науки”, в которые включил указание на метод научного познания и различие наук по предметам исследования. И он же назвал философию “наукой”, поместив ее на вершине над всеми прочими науками, “теоретическими, практическими и творческими”.

На этой вершине философия держалась без конкурентов за счет авторитета Стагирита (Прозвище Аристотеля, производное от названия его родного города Стагиры.) до первой трети ХIХ в., пока на арену духовной жизни не вышло философское направление, названное позитивизмом. Мыслители-позитивисты попытались “отменить” философию как особую область знаний о мире, считая, что все подлинное “позитивное” (то есть положительное) знание о мире может быть получено как объединение достижений частных наук. Реализация их программы привела к результату, прямо противоположному ожидаемому: философия не только доказала, что она нужна, но и что она отличается от науки, выполняет особые очень важные функции в системе философия-наука. А именно, во-первых, философия изучает процесс производства знаний в различных областях познания, чего ни одна частная наука сделать ни в состоянии, у них нет для этого средств. Философская теория познания помогает росту научного знания, к ней обращаются ученые, когда их науки оказываются в тупиках. Например, физика во второй половине Х1Х в. развивалась столь бурно, что перестала вписываться в рамки классической физики, созданной Галилеем и Ньютоном. Это повлекло за собой “кризис” физики и потребовало пересмотра ее теоретических оснований. Но чтобы пересмотреть их, нельзя было оставаться внутри физики, понадобилось выйти за ее пределы, заняться философией физики. Задача эта оказалась по плечу только самым выдающимся физикам, таким как Пуанкаре, Мах, Дюгем, Эйнштейн, Вейль. Развивая теорию физического познания, они пришли к выводу, что физика не дает нам абсолютно точного доказательного знания (каким считали физическое знание Галилей и Ньютон), а порождает низшую форму знания - символическое знание.

Во-вторых, философия способствует росту научного знания не только благодаря своей способности задавать основания научной деятельности через разработку теории познания, но и благодаря своей способности открывать новые проблемные области, исследование которых требует возникновения новых частных наук. То есть философия в рамках единой картины мира может ставить вопросы, на которые сама она ответить не в силах, потому что у нее нет конкретно-научных методов, и тогда для решения поставленных вопросов возникает специальная наука. Так в XVII в. от философии отпочковались физика и химия, а из последних примеров такого рода можно указать на социологию, политологию и глобалистику. Выделенная способность философии называется функцией “интеллектуальной разведки” (см.: Введение в философию. Ч.1. С.67).

В-третьих, каждая частная наука собирает отдельные факты для получения знаний в рамках существующих моделей мира. Философия эти модели создает и может либо отбросить факт, не признать его за “научный”, если он не вписывается в модель, либо изменить саму модель мира, если она противоречит научным фактам. Эту функцию философии в культуре по отношению к науке называют интегрирующей. Благодаря такому сложному взаимодействию происходит развитие обеих: науки, и философии как общего видения мира.

В-четвертых, философия осуществляет этическую экспертизу научных исследований и их результатов. Имеется в виду тот факт, что наука в нашем столетии приобрела небывалую мощь, но ее совершенно не волнует, чему она будет поставлена на службу, а вот философию в лице этики (учения о нравственности, или о должном поведении людей в обществе) этот вопрос волнует чрезвычайно. Для поисков ответа на него в последние десятилетия сложились специальные разделы этики, такие как биоэтика, экологическая этика, этика генной инженерии и др. Поскольку проблема выживания современного человечества обострилась именно вследствие неконтролируемого роста науки и техники, этический контроль за их ростом должен помочь названную проблему разрешить. Цель философии, таким образом, не в обобщении научного знания, а в его синхронизации с миром человека, ибо знания, получаемые в частнонаучной деятельности, не только увеличивают мощь человека, но и создают возможность уничтожения человеческой цивилизации.

Состав философского знания.

Для удобства использования накопленное на сегодняшний день множество философских идей и учений упорядочивают по содержанию и во времени. Во-первых, в зависимости от того, какие вопросы решаются, о чем идет речь, в философии выделяют следующее разделы, называемые иногда философскими дисциплинами: онтология (учение о бытии), гносеология (или эпистемология - теория познания), социальная философия (учение об обществе), антропология (учение о человеке), праксиология (учение о практике), аксиология (учение о ценностях), философия истории, философия религии, культурология (философия культуры), этика (теория морали; буквально, “наука о должном поведении”), эстетика (общая теория искусств; “наука о прекрасном”), логика (наука о рассуждениях), философия науки, история философии и др.

Учение о бытии и теория познания являются главными разделами философского знания. Учение о бытии в сегодняшнем понимании этого слова тесно связывается со всеми философскими проблемами, с перспективами выживания человечества, с проблемами войны и мира. Теория познания с эпохи Нового времени традиционно ищет ответы на вопросы “Способен ли человек познать мир?”, “Что такое познание?”, “Есть ли у человеческого познания границы?”, “Откуда берутся знания?”, “Что является гарантом достоверности наших знаний?” и др., способствуя бурному развитию науки и техники. Социальная философия исследует общество. Она стала теоретическим фундаментом многих общественных наук (к примеру, социологии и политологии).

Некоторые из дисциплин по традиции называют “философскими науками”. В точном смысле “наукой” из них можно назвать только логику. Формальная логика изучает познающее мышление как рассуждение: структуру рассуждений, средства выражения (язык) и законы, которым рассуждения подчиняются. Она учит правильно рассуждать. Этика (“наука о должном поведении”) строит теорию поведения, регулируемого моральными оценками “добро” и “зло”, “хорошо” и “плохо” и др. Эстетика (общая теория искусств) стремится создать теорию прекрасного. История философии кропотливо собирает и исследует тексты и факты, характеризующие развитие философского мышления. Он служит фундаментом, источником философских исследований и школой размышлений.

Во-вторых, философские учения вместе с их создателями-философами делят по школам, направлениям и течениям: к примеру, Элейская школа, пифагорейская школа, направления материализм и идеализм в онтологии, течения рационализм и эмпиризм в теории познания, течения “философия жизни”, феноменология, герменевтика и т. д. Некоторые из них нам еще встретятся, тогда и поясним значение терминов.

В-третьих, философские учения делятся по периодам в истории философии.

Периодизация истории философии

В западноевропейской философской традиции (к которой принадлежит и русская философия) выделяют пять исторических этапов, каждый из которых характеризуется особым способом философствования:

1. Античная философия - философские учения, развивавшиеся в древнегреческом и древнеримском обществах с конца VII в. до н. э. по VIв. н. э.

2. Средневековая философия - охватывает концепции, создававшиеся в Европе во II - ХIV вв.

3. Философия эпохи Возрождения - включает учения, разработанные в Западной Европе ХIV-ХVI вв.

4. Философия Нового времени - объединяет философские теории западноевропейских и американских мыслителей ХVII в. - 70-х гг. ХIХ в.

5. Современная философия - все множество философских учений, существующих в Европе и Америке с 30-х гг. ХIХ в. по настоящее время.

В данной периодизации временные рамки этапов историко-философского развития не совпадают, а перекрывают друг друга. Это связано с тем, что в истории имела место постепенная смена способов философствования: еще творили мыслители по канонам античной философии, но уже в произведениях отцов церкви начинала оформляться парадигма (образец) средневековой философии; в то время, как в Германии Гегель строил систему в духе классической философии Нового времени, в Англии уже появились позитивисты - первые представители современной философии.

Каждому периоду свойствен собственный способ философствования (под которым понимают обычно характерные времени способы постановки и решения философских проблем). Способ философствования формировался наличным уровнем культуры, и, в свою очередь, влиял на культуру.

В нашем курсе мы рассмотрим главные философские учения, причем в их исторической эволюции.

Список литературы

1. Введение в философию. Ч.1. М., 1989.

2. Введение в философию. Ч.2. М., 1989.

3. Мир философии. Книга для чтения. Ч.1. М., 1991.

4. Мир философии. Книга для чтения. Ч.2. М., 1991.

5. Хрестоматия. Основы философских знаний. М., 1993.

6. Антология мировой философии. Т.1-4. М., 1969-1972

7. История философии. Запад - Россия - Восток/ Под ред. Н. В. Мотрошиловой. М., 1995-1998. Кн. 1-3.

8. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992.

9. Мифологический словарь. М., 1991.

10. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.