22
Реферат
«Философия и религия»
“Философия есть эпоха, схваченная мыслью”. Г.Гегель.
Философия - это общая теория мира и существования человека в нем.
Философия изучает всеобщее, или наиболее общее, то есть такие свойства и отношения вещей, которые проявляются везде и всегда. Например, причина и следствие, содержание и форма, сущ-ность и явление, необходимость и случайность и т.п. Эти и подобные им по-нятия -- их принято называть философскими категориями -- отображают та-кие характеристики вещей и процессов, которые присущи им в любом уголке Вселенной и в любое время.
Кроме того, философия открывает и фиксирует всеобщее в виде законов. Вы уже знаете множество научных законов. Знаете также, что они замет-но отличаются друг от друга по сфере их действия или применимости. Есть частные законы и общие законы. Скажем, границы применимости таких общих законов, как закон всемирного тяготения или закон сохранения и превращения энергии, гораздо шире, нежели таких частных законов, как закон Ома или закон Бойля-Мариотта. Но, оказывается, есть и такие законы, кото-рые вообще не имеют границ применимости, то есть действуют в любых при-родных и общественных процессах, а также в познании и в мышлении. Такие законы назвали всеобщими, или иначе -- законами диалектики. С содержани-ем этих законов, заслуга в открытии которых принадлежит именно филосо-фии. Таким образом, предметом философии являет-ся исследование наиболее общих законов развития природы, общества и познания.
Известно, что духовный опыт человечества проявляет себя в трех основных сферах. Это такие, как Истина (наука и идеология), Добро (мораль и религия) и Красота (искусство в различных его формах и видах). Философия всегда находилась и находится на стыке этих сфер. Она опирается на них и впитывает тем самым все богатство и многообразие духовной культуры общества.
Вопрос о предмете той или иной науки всегда непрост. Об этом спорят математики и психологи, историки и биологи. Почему так происходит? Потому что каждая из наук раз-вивается, не стоит на месте, следовательно, меняются представления учёных о том, что же именно представляет собой предмет их исследований. Кроме того, возникают новые науки, которые тоже заботятся о поле своей деятель-ности, покушаются на устоявшиеся представления о границах наук. Не со-ставляет исключения и философия. В далёком прошлом философы полагали, что их задача -- изучать природу, космос. Затем, по мере развития естественных наук, получила распространение точка зрения, что главной целью фило-софского анализа является человек и всё, что с ним связано. В средние века, напротив, многие философы считали своей основной задачей поиски безу-пречного доказательства существования Бога. Было время, когда предметом философии считали исследование закономерностей и методов научного познания истины, или анализ и разработку такого языка науки, который бы не допускал противоречий и двусмысленностей.
Если мы посмотрим в историю философии, то увидим, что представления о предмете философии менялись от эпохи к эпохе. Дискус-сии на эту тему продолжаются и сейчас, что вполне естественно. И всё же, несмотря на обилие различных философских наставлений, и школ, можно выделить некоторое общее основание, которое всех их объединяет. Это общее для всех основание можно обозначить одним словом -- всеобщее.
Философия в своем зарождении мыслилась не как простое создание истин, а как стремление к истине, как такой идеальный настрой души и ума человека, который способен привести к гармоничному равновесию, как внутреннюю психическую жизнь человека, так и его сложные взаимоотношения с миром.
Своеобразие философии как способа осмысления мира открывается в сравнении ее с мифологическим постижением действительности. Мифология - мировоззрение первобытнообщинного, родового общества. Мифология состоит из стихийно складывающихся легенд, сказаний о жизни, о происхождении, о возникновении ремесел, которые передаются через поколения. Суть мифологии заключается в перенесении общинно-родовых отношений на весь окружающий мир. Основные черты мифологического мировоззрения сводятся к следующему:
Представление о родственной связи сил и явлений и человеческих коллективов. Антропоморфизм, т.е. перенос свойств человека на весь окружающий мир.
Персонификация, олицетворение природных сил и способов человеческой деятельности.
Мифологическое мышление по своей природе художественное, оно оперирует образами, но не понятиями.
Главное отличие религии от мифологии заключается в соблюдении культа.
Литература:
1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. / Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. - М.: Политиздат, 1989.
2. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.
3. Учебное пособие: Основы философских знаний. Щербаков Э. Л.
Электронная версия 1.04 от 18.01.2003. Подготовил Агран
agran@pisem.net.