Рефераты. Философия. Ее роль в жизни общества

Это значит, что в философии человек рассматривает-ся не как объект, а в качестве активного совокупного субъекта, не только познающего, но и творящего мир куль-туры. Если внутренний мир данного субъекта отличается ущербностью, низким уровнем интеллектуального, нрав-ственного и эстетического развития -- бездуховностью, то он способен породить лишь гримасы культуры, или антикультуру. Можно, перефразируя известное выраже-ние, утверждать следующее: скажи мне, какие в стране (в ту или иную эпоху) жили или живут люди, и я скажу тебе, какая там была или есть культура.

Культура в концентрированном виде воплощает в себе Маркс К.. Энгельс Ф. Соч.. т. 46, ч. 1, с. 386.

Выработанная в философии и культурологии катего-рия культуры фиксирует меру освоенности человеком сво-его внутреннего и внешнего мира; определенную систе-му способов и средств, методов и регулятивов человечес-кой деятельности. Философская теория культуры и куль-турного развития исходит из того, что это -- бесценный источник прогресса социума и человека, причем прогрес-са нелинейного и небезусловного. Культура -- наслед-ственный человеческий интеграл. Она не локализует свои феномены (явления) в отдельных сферах общества, выс-тупая как форма существования или экзистенции (лат. existentia -- существование), будучи несводима к частно-стям природного, социального и духовного бытия.

Философский смысл имеет широкая проблематика культуры, включая определение системы ее норм и цен-ностей, степени их укорененности в обществе; ее соци-альных носителей, теоретического и художественного со-держания; закономерностей наследования культуры, пре-емственного развития в духовной сфере; типа взаимосвя-зи культуры с социальной действительностью; социаль-но-территориальных особенностей, соответствия нацио-нальному характеру, ментальным особенностям населе-ния: ее отношения к власти, общественному и государ-ственному строю и др. Главный вывод, который вытекает из рассмотрения вопроса о соотношении философии и культуры, состоит в том, что в этом мире только от че-ловека зависит, какую культуру он создаст и в какой мере она облагородит (или подорвет) его бытие и воз-высит (или унизит) его дух.

Функции философии

В науке под функцией (лат. functio -- исполнение) по-нимают внешнее проявление свойств того или иного объек-та в данной системе отношений. Указать на функции фи-лософии -- значит определить ее место и роль в обще-ственной жизни, значение для развития науки и культуры, практической деятельности.

Мировоззренческая функция философии занимает центральное положение в ряду других. Обусловлено это прежде всего тем, что сама философия -- тип мировоз-зрения и как таковая включает в себя целостную совокуп-ность знаний и представлений человека об объективном мире и своем месте в нем. Последнее означает, что люди на основе достоверного знания законов природного и со-циального развития, его общих принципов формируют свои собственные убеждения в социальной, экономичес-кой, политической, нравственной, религиозной, научной, эстетической областях, в сфере профессиональной и иной деятельности.

Особенностью убеждений, основанных на философс-ком мировоззрении, является то, что хотя они и связаны с определенной суммой полученных субъектом знаний, пос-ледние влияют на убеждения не изолированно, а вместе с психологическими факторами (воля, характер, темпера-мент и др.) и чувствами (в том числе религиозными, назональными). Тем самым отношение людей к окружаю-щему миру формируется не только сциентистски (лат. -cientia -- знание, наука), т. е. умом, но и эмоционально-психологически, т. е. сердцем, что придает мировоззрен-ческим убеждениям непоколебимый, страстный характер.

Поскольку у людей знания и страсти разные, то и ми-ровоззренческие взгляды и убеждения приобретают в об-ществе неодинаковую направленность. Так, сталкивают-ся в своем противоборстве «правые» и «левые», альтру-исты и эгоисты, верующие и атеисты и т. п. Мировоззрен-ческое разделение убеждений, базирующихся на разных философских позициях, приводит к политическому и идей-ному плюрализму (лат. pluralis -- множественный), мно-гопартийности, многоконфессиональности и пр.

Следовательно, мировоззренческая функция филосо-фии несет с собой огромный потенциал рациональнос-ти, она отличается неангажированным широким и много-сторонним охватом действительности. И именно в силу этого опора на разум и свободу позволяет человеку само-стоятельно формулировать свое жизненное кредо (лат. credo -- верю, верую) и следовать ему в своем социаль-ном поведении и личных поступках. Чем демократичнее общество и государство, тем больше создается реальных возможностей для осуществления свободного выбора граждан.

Гносеологическая функция философии призвана обес-печить уяснение сложных взаимоотношений, складываю-щихся между субъектами и объектами в процессе позна-вательной деятельности. Ее область -- отношения по-знающего и познаваемого, истина как таковая и ее крите-рии. Поскольку речь идет преимущественно о сложных вопросах философской теории и о познавательном про-цессе, данная функция философии определяется как те-оретико-познавательная. Каково ее более конкретное содержание?

Оно касается прежде всего вопроса о том, познаваем ли мир, Если тот или иной философ, философское тече-ние исходят из принципиальной непознаваемости мыс-лящим субъектом (отдельным человеком, социальной группой, обществом в целом) сущности явлений объек-тивного мира, то задача упрощается. Источник познания сущего видится в таком случае вне человека и человечес-кой деятельности. Слабость естественного разума человека компенсируется всемогуществом сверхъестествен-ного божественного разумения и проникновения. Поло-винчатые, скептические толкования данного вопроса, в конечном счете, ведут к таким же утверждениям.

Мировоззренческая установка на возможность позна-ния человеком не только явлений, но и их сущности выво-дит гносеологию на совершенно иной уровень, когда вы-ясняются субъективно-объективные отношения в процес-се познания, устанавливаются особенности природного и социального познания, совершается поиск путей под-тверждения достоверности знания, проводится строгое разграничение истины и заблуждения и т. д.

Одна из актуальных теоретико-познавательных про-блем состоит в достижении оптимального сочетания воз-можностей философии как общей теории и методологии и данных частных наук, как естественных, так и обществен-ных. Используя такие данные, философия синтезирует их и одновременно корректирует собственные выводы, бла-годаря чему знание о мире становится богаче, адекват-нее отражает его реальности.

Данная философская функция реализуется двумя пу-тями. Первый из них рационалистический (лат. rationalis -- разумный), другой -- эмпирический (гр. empeiria -- опыт). Рационалисты возвышают в познании разум, недооцени-вая опыт и опытное знание. Эмпирики, напротив, абсо-лютизируют в познавательных возможностях человека роль опыта, эксперимента, игнорируя абстрагирующие возможности человеческого ума, интеллекта. В открытой форме рационализму противостоит иррационализм (лат. irrationalis -- неразумный), делающий в познании ставку на интуицию субъекта, его инстинкты, «натуру».

Таким образом, гносеология, или философская теория познания, включает различные подходы к познавательно-му процессу, которые нуждаются в специальном рассмот-рении и квалифицированной оценке.

Методологическая функция философии также связа-на с познанием, но только с точки зрения применения в нем определенных методов (способов, средств, приемов, в общем плане -- принципов), позволяющих получить по-знающим субъектом искомые результаты, сведения об объекте.

Природа метода познания носит двойственный харак-тер. Он субъективен, поскольку применяется человеком (обществом) сознательно, в соответствии с его выбором, явно выраженной волей. Одновременно метод объекти-вен, поскольку не носит произвольного характера: любой метод избирается и применяется с обязательным уче-том особенностей конкретного объекта исследования. Следовательно, метод познания субъективен по своему носителю и объективен по своему содержанию.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что частные науки используют конкретные, специальные методы по-знания, а философия -- всеобщий метод. Последний обус-ловлен тем, что философия как мировоззрение обладает самыми высокими по уровню обобщения системными зна-ниями о мире. Как всеобщее философское знание о мире выступает фундаментальной основой частнонаучного зна-ния, так и специальные методы опираются на всеобщий метод познания, вырабатываемый философией. Тем са-мым философия выполняет функцию методологии -- уче-ния о методах, с помощью которых наука применяет об-щие императивы философских законов и категорий и соб-ственные требования к познанию действительности.

Область философской методологии -- творческая ла-боратория, где результаты познания заранее не предоп-ределены. Они зависят от многих объективных и субъек-тивных факторов: насколько диалектические методы по-знания превалируют над метафизикой, в какой мере ис-пользуются в познавательной деятельности общие и спе-циальные методы, рационализм и эмпиризм, а также вне-научные методы освоения мира, применяемые в искусст-ве, эзотерии (гр. esoterikos --- внутренний), религии и др.

Аксиологическая функция философии также весьма полезна и важна как для теории, так и практики. Она опе-рирует ценностями, которые присущи явлениям объек-тивного мира не по самой их природе, а в силу того, что они стали неотъемлемой составной частью обществен-ной практики, бытия человека, например его призвание, долг, смысл жизни, благородство и т. п., а также их анти-поды, антиценности -- зло, корысть, бесчестие и др.

В философской теории ценностей -- аксиологии -- последние занимают разное место. Для субъекта (инди-вид, группа людей, общество') ценности выступают как объект его потребностей и интересов и объектированный от сознания (индивидуального, общественного) ориентир соответствующей деятельности. Ценностное измерение могут приобретать материальные блага, правовые нор-мы, нравственные регулятивы, эстетические стороны дей-ствительности. Отношение к ним субъекта включает как признание и даже преклонение, так и полное неприятие, отторжение, а также промежуточные формы.

Данные оценки преимущественным образом связаны с утилитарными, прагматичными потребностями людей, их обыденным сознанием. Особенно применительно к странам, эпохам. Ценностное отношение людей форми-руется на основе общих представлений о мире, свободе, судьбах человечества, о жизни и смерти и т. п. Эти пред-ставления приобретают тем самым мировоззренческий, философский характер.

Аксиологической функции философии присущи свои очевидные гуманистические, воспитательные и образо-вательные (педагогические) аспекты. От того, каким цен-ностям следуют в своей массе люди, особенно молодое, подрастающее поколение, в значительной степени за-висит характер общества, в котором они живут, и то, что их ожидает в будущем. Как полагал видный русский исто-рик академик В. О. Ключевский (1841-1911 гг.), у каждого поколения «могут быть свои идеалы, у моего свои, у ваше-го другие, но жалко то поколение, у которого нет никаких».

Относительно самостоятельным смыслом обладает и такой аспект аксиологической функции философии (иногда его выделяют отдельно), как ее критический характер. В философии подвергаются критике те ценности, которые не соответствуют ее представлениям об идеалах. Разуме-ется, они у разных философских школ и направлений тоже разные: то, что критикуется, например, философами-ма-териалистами, отвергается идеалистами. Критическая направленность присуща в большей степени социальной философии, что вполне объяснимо: общество, в котором жили и живут люди, весьма далеко от совершенства.

Интегрирующая функция философии заключается в ее имманентной способности объединять, синтезировать знания, добытые частными науками в целях получения более общего знания, освобожденного от деталей, под-робностей, носящих непринципиальный, временный и местный характер. Тем самым достоинства конкретного анализа действительности подкрепляются и обогащают-ся преимуществами теоретического абстрагирования, что расширяет, горизонты науки, ускоряет ее прогресс. Данная функция существенно важна для развития всей духовной сферы, а также углубленного познания соци-альных и политических отношений и процессов. Привне-сение в их анализ достижений философского синтеза по-зволяет более глубоко и всесторонне исследовать дей-ствие законов общественного развития, соотношение в нем необходимого и случайного, объективного и субъек-тивного, формационных и общецивилизационных факто-ров и др.

Таковы основные функции философии, в них находит свое проявление ее непреходящее значение и неоцени-мая роль в изучении и развитии общества и самого чело-века, всего того, что связано с деятельностью в области просвещения и нравственности, науки и культуры, позна-нием и преобразованием действительности.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.