Рефераты. Философия

37. Идеализация как метод изучения мира В структуре общенауч. методов и приемов чаще всего выделяют 3 уровня:1.Методы эмпирич. иссл-я.2.методы теоретич. позн-я. 3.общелогич. методы и приемы исслед-я. К общелогич. методам и приемам исслед-я отн-ся идеал-ция. И.-мыслительная процедура, связанная с образ-ем аб-ых объектов, принцип-но не осуществимых в действ-сти. Данные объекты не есть «чистые фикции», а весьма сложное и очень опосредованное выраж-е реальных процессов. Они представляют собой некот. предельные случаи последних, служат средством их анализа и постр-я теорет-х представл-й о них. И-ый объект, в конечном счете, выступает как отраж-е реальных предметов и процессов. Теор-ое утвержд-е, как правило, непосредственно относятся не к реальным, а к идел-м объектам познавательная дел-ть с кот-ми позволяет устанавливать сущ-ые связи и законом-сти, недоступные при изуч-и реальных объектов, взятых во всем многооб-и их эмпирических, св-в и отн-ий.

38. Структурно-функциональный метод и его особенности В структуре общенауч. методов и приемов чаще всего выделяют 3 уровня:1.Методы эмпирич. иссл-я.2.методы теоретич. познания. 3.общелогич. методы и приемы исслед-я. К общелогич. методам и приемам исслед-я отн-ся с.-ф.м. С.-ф.м.-метод строится на основе выделения в целостных с-мах их структуры - сов-сти устойчивых отнош-й и взаимосвязей между ее эл-тами и их роли отн-но друг друга. С. понимается как нечто инвариантное при опред-ных преобраз-ях, а ф-ия как назнач-е каждого из эл-тов данной с-мы. Основные требов-я с.-ф. м.: а) изучение строения, структуры с-много объекта; б) исслед-е его эл-тов и их функциональных характеристик; в) анализ изменения этих элементов и их ф-ий; г) рассмотрение развития системного объекта в целом; д) представление объекта как гармонически функционирующей системы, все элементы которой « работают» на поддержании этой гармонии.

39. Вероятностно-статистические методы и их роль в познании природы и общества В структуре общенауч. методов и приемов чаще всего выделяют 3 уровня:1.Методы эмпирич. иссл-я.2.методы теоретич. позн-я. 3.общелогич. методы и приемы исслед-я. К общелогич. методам и приемам исслед-я отн-ся в.-с. м. В.-с.м. основаны на учете действия мн-ва случайных факторов, к-ые характериз-ся устойчивой частотой. Это и позволяет вскрыть необх-сть, к-ая « пробивается» через совокупное действие множества случайностей. Названные методы опираются на теорию вероятностей, которую зачастую называют наукой о случайном. Вероятность - кол-ная мера возможности появления некоторого явления, события при определенных условиях. Диапазон вероятности - от нуля до единицы. В статистических законах предсказания носят не достоверный, а лишь вероятностный характер, который обусловлен , действием множества случайных факторов, через сложное переплетение которых выражается необходимость. В.-с. м. широко применяются при изучении массовых, а не отдельных яв-й случайного х-ра ( квантовая механика, стат. физика, синергетика, социология и др.).

40. Гипотетико-дедуктивный метод В структуре общенаучных методов и приемов чаще всего выделяют 3 уровня:1.Методы эмпирического иссл-я.2.методы теоретич. познания. 3.общелогические методы и приемы исслед-я. К методам теоретич. позн-я отн-ся г.-д.м. Г.-д м. - метод научного познания, сущность кот. заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из кот. в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах. Тем самым этот метод основан на выведении заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение кот. неизвестно. А это значит, что заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь вероятностный хар-р. Общая структура г.-д. метода: а) ознакомление с фактическим материалом, требующим теоретического объяснения и попытка такового с помощью уже сущ-их теорий и законов. Если нет, то:б) выдвижение догадки о причинах и закономерностях данных яв-ий с помощью разнообразных логических приемов;в)оценка основательности и серьезности предположений и отбор из мн-ва из них наиболее вероятного; г)выведение из гипотезы следствий с уточнением ее содержания; д) экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий.Тут гипотеза или получает экспериментальное подтверждение, или опровергается. Однако подтверж-е отдельных следствий не гарантирует ее истинности в целом. Лучшая по результатам проверки гипотезы переходит в теорию. Разновид-тью г.-д. м. можно считать мат. гипотезу, где в качестве гипотез выступают некот. ур-я, предоставляющие модификацию ранее известных и проверенных состояний.

41. Аксиоматический метод (греч. axioma -- значимое, принятое положение) -- один из способов дедуктивного построения научных теорий, при котором: 1.Выбирается некоторое множество принимаемых без док-ва предложений определенной категории (аксиом); 2. Входящие в них понятия явно не определяются в рамках данной теории; 3. Фиксируются правила определения и правила вывода данной теории, позволяющие вводить новые термины (понятия) в теорию и логически выводить одни предложения из других; 4. Все остальные предложения данной теории (теоремы) выводятся из (1) на основе (3). Первые представления об А.М. вознивли в Древн Греции. Для этих исследований было характерно содержательное аксиоматическое построение определенной теории, и только ее одной; при этом особое внимание уделялось определению и выбору интуитивно очевидных аксиом. Начиная со второй половины 19 века связи с интенсивной разработкой проблем обоснования математики и мат логики аксиоматическую теорию стали расматривать как формальную, а далее и как формализованную систему устанавливающую соотношения между ее элементами знаками и описывающую любые множества объектов, которые ей удовлетворяют. Аксиоматизация осуществляется обычно после того, как содержательно теория уже в достаточной мере построена, и служит целям более точного ее представления. В последние время большое внимание уделяется аксиоматизации не только мат дисциплин, но и определенных разделов физики, биологии, психологии, экономики, лингвистики и др., включая теории структуры и динамики научного знания.

42. Формализация (лат. Forma - вид, образ) - уточнение содержания познания, осуществляемое посредствам того, что с изучаемыми объектами, явлениями, процессами данной области действительности определенным образом сопоставляются некоторые материальные конструкции, обладающие относительно устойчивым характером и позволяющие в силу этого выявить и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов. В современной интерпретации - это способ выражения содержания совокупности знаний через опреленную форму - знаки искусственного языка. Наиболее значимой разновидностью Ф. является логическая Ф., которая означает выражение мысленного содержания посредством логических форм. Это способствует процессу приведения наук в строгую систему; однако всеобъемлющая Ф. невозможна даже в области математики (теорема Геделя). Логическая Ф. часто служит в целях составления программ для ЭВМ и попыток моделирования мышления. В этом случае используются особые алгоритмические языки. Поскольку логическая Ф. производится на основе формальной логики, постольку исчисление высказываний (и предикатов) всегда предполагает лишь имитацию движения понятий в ходе мышления у человека: часть социальной информации теряется вследствие того, что происходит оперирование "застывшими" понятиями, в которых неизбежно отражается дискретность процесса мышления. Это не означает, что при логической Ф. не может быть получено новое знание, так как и формальная логика может служить методом получения нового знания в рамках рассудочной деятельности.

43. Метод восхождения от абстрактного к конкретному.

А. (лат. abstractio -- отвлечение) --часть целого, одностороннее, неразвитое; К (лат. соnсгеtus --сросшийся) -- многостороннее, сложное, целостное. В истории философии до Гегеля К. понималось как чувственно данное многообразие единичных вещей и явлений, А -- как характеристика исключительно продуктов мышления. Гегель ввел категории АиК в своем специфическом смысле: К. -- синоним диалектической взаимосвязи, расчлененной целостности; А. -- не метафизическая противоположность К., а этап движения самого К., неразвившееся К Субъектом К. является материальная действительность, мир чувственно данных, конечных вещей и явлений. К. предмета есть объективная взаимосвязь его сторон; К. познания есть отражение этой реальной взаимосвязи в системе понятий, воспроизводящих объективное содержание предмета. А. в самой действительности есть выражение неполноты, неразвернутости, ограниченности любого ее фрагмента, поскольку он берется в отрыве от опосредующих его связей или своей последующей истории. А. знание, соответственно, противостоит К. знанию, как одностороннее, фиксирующее ту или иную сторону предмета вне связи с др. сторонами, вне ее обусловленности специфическим характером целого Т. обр., если целью теоретического знания не может и не должно быть лишь воспроизведение чувственного многообразия, то такой целью не может служить вычленение неких “абсолютных” логических связей Ибо, как только такие связи изолируются, они теряют свою конкретность и истинность Научное теоретическое познание состоит в таком движении мысли, к-рое отправляется от чувственного многообразия К. и достигает воспроизведения объекта в его всесторонних отношениях. Способом теоретического воспроизведения в сознании целостного объекта является восхождение от АкК, к-рое есть всеобщая форма развертывания научного знания, систематического отображения объекта в понятиях Являясь способом связывания понятий в целостную систему, отражающую объективную расчлененность исследуемого объекта и единство всех его сторон, восхождение от АкК. предполагает первоначальное движение от К. (данного в созерцании) к А. На этом последнем пути образуются понятия, отражающие отдельные свойства объекта, к-рые сами могут быть поняты лишь постольку, поскольку они рассматриваются как моменты целого, определяемые его специфическим содержанием. Поэтому необходимо различать К как изучаемый предмет, как исходный пункт исследования (чувственное К ) и К как завершение, итог исследования, как научное понятие об объекте (мысленное К.)

44. Понимание-объяснение Общепринятое долгие годы представление философского смысла понятия «понимание» следующее: «Понимание - универсальная форма освоения действительности, постижение и реконструкция смыслового содержания явлений исторической, социально-культурной, а также природной реальности» Понимание - личностный процесс, связанный с особенностями психики, нервной системы, духовного развития и т. п., одновременно оно связанно с его включенностью в различные коммуникативные системы человеческого общения. Основные виды научного понимания: · понимание жизненного опыта людей прошедших эпох (историческое понимание); · интерпретация инокультурных символов и метафор; · перевод и истолкование древних текстов (филологическое понимание); · понимание иных форм жизни; · понимание культурных норм и ценностей (понимание в социально-антропологических исследованиях); · понимание природных объектов и интерпретация формализмов научных теорий (понимание в естествознании). Соотношение субъективного и объективного, психологического и логического, интуитивного и рационального по-разному представлены на разных уровнях и типах понимания. «Впервые как обозначение особого научного метода термин «понимание» был применен Дройзером (1868г.)» Позднее понимание было противопоставлено (в частности, Дильтеем) в качестве основополагающего метода наук о духе естественнонаучному методу «объяснение». Объяснение как философское понятие рассматривается в качестве важнейшей функции человеческого познания, особенно в ходе научного исследования. Объяснение предназначено для раскрытия сущности изучаемого объекта. В реальной практике исследователя объяснение осуществляется путем показа того, что объясняемый объект подчиняется определенным законам. Объяснение может быть: · атрибутивным, когда объясняется неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может существовать; · субстанциальным, когда объективная реальность выступает в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознания, поэтому подобная форма объяснения воспринимается как фундаментальная категория научного познания, теоретического обобщения конкретного; · генетическим, когда используется способ исследования природных и социальных явлений, основанный на анализе их развития; · контрагенетическим; · структурным - при данной форме объяснения в научной теории осуществляется переход от описания к объяснению, переход от одних структурных уровней к другим, более глубоким. Объяснение тесно связанно с описанием - этапом научного исследования, состоящего в фиксировании данных эксперимента или наблюдения в помощью определенных систем, принятых в науке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.