Рефераты. Философия

30. Понятие «метод» и его аспекты

МЕТОД (греч. methodos--буквально “путь к ч.-л.”) -- в самом общем значении -- способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. М. как средство познания есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета. Сознательное применение научно обоснованных М. является существеннейшим условием получения новых знаний. В процессе развития познания выработались такие общие принципы научного мышления, как индукция, дедукция, анализ и синтез, аналогия, сравнение, эксперимент, наблюдение и др. В основе всех М. познания лежат объективные законы действительности. Поэтому М. неразрывно связан с теорией. Существуют специальные М. конкретных наук, поскольку последние изучают свои специфические предметы. Философия, в отличие от конкретных наук, вырабатывает всеобщий М. познания -- материалистическую ди-алектику. Объективную основу диалектического М. составляют наиболее общие законы развития материального м^ира. Этот М. не подменяет М. др. наук, а является их общей философской основой и выступает в качестве орудия познания во всех областях. Диалектика одновременно есть и М. преобразования мира. Диалектике-материалистический М. противоположен идеалистической диалектике и метафизике.

31. Понятие «методология» и её виды Методология науки - специфическая область знания, занимающая промежуточное положение в иерархии познавательных сфер между конкретными науками и философией. Поэтому методология наук не входит специально в предмет исследования конкретных научных дисциплин. Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учения об этой системе. Метод (с греч. путь, исследование) - способ достижения определенных целей, совокупности приемов и операций практического или теоретического освоения действительности. Хотя методология вырабатывает общие подходы и принципы, она не дает готовый рецепт нового знания. Она указывает на возможные варианты решения проблемы и на тупиковые пути. Методология, как учение о познавательной деятельности, может выражаться в двух основных формах: дескриптивной и нормативной. Дескриптивная методология - это история отношения научного знания. Ее называют также первичным уровнем рефлексии или самосознания определенной науки. Нормативная методология - учение об общезначимых путях познавательной деятельности, сформулированных в форме методологических принципов. Нормативная методология рассматривается как феномен явного самосознания науки , явная рефлексия. Существуют еще понятия «протометодология». Это интуитивный выбор пути познания, на основе индивидуального познавательного опыта. Различают еще формальную и содержательную методологию. Предмет формальной методологии - это язык и логика научного познания. Формальная методология в основном занимается решением проблем обоснования научного знания. Она характерна для позитивизма и неопозитивизма. Предмет содержательной методологии - это зарождение нового знания и его рост. Она характерна для постпозитивизма. В методологии можно выделить три уровня: 1. философский 2. общенаучный 3. частнонаучный

Философский уровень методологии близок к проблемам гносеологии. Общенаучный уровень методологии есть специфический синтез частнонаучного знания и философского знания. Частнонаучный уровень методологии есть синтез общенаучной методологии и системы знаний частных наук. Методология научного познания связана с тремя основными традициями философского учения в познании: сенсуализмом, рационализмом, агностицизмом.

Особое место в разработке проблем методологии принадлежит Сократу, Платону и Аристотелю. Если раньше понятие методология охватывало преимущественно совокупность представлений о философских основах научно-познавательной деятельности, то теперь ему соответствует внутренне-дифференцированная и специализированная область познания.

32. Наблюдение и эксперимент как методы эмпирического иссл-я. В структуре общенауч. методов и приемов чаще всего выделяют 3 уровня:1. Методы эмпирич. иссл-я. 2.методы теоретич. позн-я. 3.общелогич. методы и приемы исслед-я. М.э.и.:1.Наблюдцеленаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органы чувств. Н. может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и др. тех-ми устройствами. Основн. требов-я к научному н.: однозначность замысла; возможность контроля путем либо повторного н., либо с помощью др. методов. Важным моментом н. яв-ся интерпретация его результатов- расшифровка показ-й приборов. 2.Экспер-нт- активное и целенаправ-ое вмешательство в протек-е процесса, соотв-щее измен-е исследуемого объекта или его воспроизвед-е в спец-но созданных контролируемых усл-ях, определяемых целями э. Основные особенности э.: а) более активное отнош-е к объекту исслед-я, вплоть до его измен-я и преобраз-я; б) возмож-сть контроля за поведением объекта и проверки рез-тов; в) многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исслед-я; г) возмож-сть обнаруж-я таких св-в яв-ий, кот-ые не наблюдаются в естествен. усл-ях. Виды э. весьма разнообразны. По своим ф-м выделяются исследов-ские, проверочные, воспроизводящие э. По хар-ру объектов различают физ-кие, хим-кие, биол-кие, соц-ные. Сущ-ют э. Качеств-ные и колич-ные. Широкое распр-е в сов-ой науке пол-л мысленный э. - с-ма мыслительных процедур, проводимых над идеализированными объектами. 3.Срав-е - познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов, т.е. их тождество и различия. С. предметов в классе осуществляется по признакам, сущ-ным для данного рассмотрения. При этом предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому. С. яв-ся основой такого логич-ого приема как аналогия, и служит исходным пунктом сравнительно-исторического метода. Его суть - выявл-е общего и особенного в познании различных ступеней развития одного и того же яв-ия или различных сосущ-их яв-ий. 4.Описание - познавательная операция, состоящая в фиксировании рез-тов опыта с помощью опред-ых систем обозн-я, принятых в науке. 5.Измер-е -совокупность действий, выпол-мых при помощи опред-ых средств с целью нахожд-я числов. знач-я измеряемой вел-ны в принятых ед-цах измер-я.

33. Анализ и синтез как общелогические методы познания. В структуре общенауч. методов и приемов чаще всего выделяют 3 уровня:1. Методы эмпирич. иссл-я. 2.методы теоретич. позн-я. 3.общелогич. методы и приемы исслед-я. К общелогич. методам и приемам исслед-я отн-ся а. и с. А. -реальное или мысленное раздел-е объекта на составные части и синтез - их объединение в единое органическое целое, а не в мех-й агрегат. Рез-т синтеза - совершенно новое образование. Применяя эти приемы иссл-я, следует иметь в виду, что, во-1-ых, анализ не должен упускать качество предметов. В каждой обл-ти знаний есть свой предел чления объекта, за кот. мы переходим в иной мир св-в и закономерностей. Во-2-ых, разновидностью анализа яв-ся также раздел-е классов предметов на подклассы - их классиф-ция и периодизация. В-3-их, анализ и синтез диалектически взаимосвязаны. Но некот-ые виды научной деят-ти яв-ся по преимуществу аналит-скими или синтет-скими.

34. Абстрагированиее и обобщение. В структуре общенауч. методов и приемов чаще всего выделяют 3 уровня:1. Методы эмпирич. иссл-я. 2.методы теоретич. позн-я. 3.общелогич. методы и приемы исслед-я. К общелогич. методам и приемам исслед-я отн-ся а. и о. Абстраг-е - процесс мысленного отвлеч-я от ряда св-в и отнош-й изучаемого яв-я с одновременным выдел-ем интересующих исслед-теля св-в. В рез-те этого процесса получаются различного рода «абстрактные предметы», кот. яв-ся как отдельно взятые понятия и категории так и их с-мы. Наиболее развитыми из них яв-ся мат-ка, логика, диалектика, фил-фия. Выяс-е того, какие из рассматриваемых св-в яв-ся сущ-ми, а какие второстепенные- главный вопрос аб. Обобщение - процесс установл-я общих св-в и признаков предметов, тесно связано с аб-ем. При том м. б. выделены любые признаки или существенные.

35. Индукция и дедукция. В структуре общенауч. методов и приемов чаще всего выделяют 3 уровня:1. Методы эмпирич. иссл-я. 2.методы теоретич. позн-я.3.общелогич. методы и приемы исслед-я. К общелогич. методам и приемам исслед-я отн-ся и. и д. Индукция - движение мысли от единичного к общему и дедукция - восхождение процесса познания от общего к единичному. Это противоположны, взаимно дополняющие ходы мысли. Поскольку опыт всегда бесконечен и неполон, то индуктивные выводы всегда имеют проблематичный х-р. Инд-ые обобщения обычно рассматриваются как опытные истины. Из видов ин. общ. выделяют индукцию популярную, неполную, полную, научную, мат-ую. В логике рассматриваются также инд. методы установления причинных связей - законы инд-ии. К ним относятся методы: ед-го сх-ва, ед-го различия, сходства и различия, сопутствующих измен-й и методов остатков. Харак-ная особен-сть д. заключ-ся в том, что от истинных посылок она всегда ведет к достоверному истинному заключ-ю, а не к вероятностному. Д. умозакл-я позволяют из уже имеющегося знания получать новые истины, и притом с помощью чистого рассуж-я, без обращения к опыту, интуиции здравому смыслу.

36. Системный подход и его применение при изучении природы и общества. В структуре общенауч. методов и приемов чаще всего выделяют 3 уровня:1. Методы эмпирич. иссл-я. 2.методы теоретич. позн-я. 3.общелогические методы и приемы исследования. К общелогическим методам и приемам исслед-я отн-ся с.п. С.п.-сов-сть общенаучных методологических принципов, в основе к-ых лежит рассмотр-е объектов как с-м. К числу этих требов-й относится: а) выявл-е завис-сти каждого эл-та от его места и ф-ий в с-ме с учетом того, что св-ва целого несводимы к сумме св-в его эл-тов; б) анализ того, настолько повед-е с-мы обусловлено как особен-тями ее отдельных эл-тов, так и св-ми ее структур; в) исслед-е механизма взаимод-я с-мы и среды; г) изуч-е хар-ра иерархичности, присущей данной системе; д) обеспеч-е всестороннего многоаспектного опис-я с-мы; е) рассмотр-е с-мы как динамичной, развивающейся целостности.Специфика с.п. опред-ся тем, что он ориентирует исслед-е на раскрытие целостности развивающегося объекта и обеспечивающих ее мех-змов, на выдел-е многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теор-кую картину. Важным понятием с.п. яв-ся понятие «самоорганизация». Данное понятие хар-ет процесс созд-я, воспроизведения или совершенствования организации сложной, открытой, динамичной, саморазвивающейся с-мы, связи меджу элементами к-ой имеют не жесткий, а вероятностный хар-р. В современной науке самоорганизующиеся с-мы яв-ся спец. предметом исслед-я синергетика, общенаучной теории самоорг-ции, ориентированной на поиск законов любой природы - природных, соц-ных, когнитивных.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.