Рефераты. Философ Ф.Л. Фейербах

Философ Ф.Л. Фейербах

2

ФИЛОСОФ Л. ФЕЙЕРБАХ

План:

1. Краткие биографические сведения о философе…………….3-6

2. Основные положения философской концепции:

а) понимание бытия……………………………………………….7-8

б) гносеологическая позиция…………………………………….8-10

в) социальная философия………………………………………..10-11

г) понимание сущности человека……………………………….12-14

3. Оценка концепции рассматриваемого философского учения..15-16

Список источников…………………………………………………17

1.КРАТКИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ФИЛОСОФЕ

Фейербах Людвиг Андреас (1804-1872)- немецкий философ.

Родился 28 июля 1804 года в городе Ландсгуте, в Баварии, в передовой и антифеодально настроенной семье известного и очень образованного по тому времени криминалиста.

Первоначальное образование Фейербах получил в местной гимназии. В 1823г. он поступил в Гельдельбергский университет, где изучал теологию. В следующем году, разочаровавшись в теологии, он переехал в Берлин, где два года слушал в университете лекции Гегеля. Однако Фейербаха уже в этот период не удовлетворял абстрактный характер гегелевской философии. Он начинает заниматься изучением естественных наук.

С 1828г. Фейербах в качестве приват-доцента Эрлангенского университета начинает читать курс лекций по истории философии, логике и метафизике. Хотя и в этих лекциях Фейербах продолжает оставаться последователем Гегеля, но в то же время он пытается изложить логику «не как Гегель, не в смысле абсолютной, высочайшей, последней философии». Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т.1.: Государственное издательство ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ,- Москва 1955. С. 246

В 1830г. анонимно выходит сочинение Фейербаха « Мысли о смерти и бессмертии». Однако вскоре стало известно, кто является автором этого смелого для того времени произведения. Оно тот час же было конфисковано, и началась травля его автора. Основное содержание этой работы шло вразрез с догматикой ортодоксального христианства. Философ отрицал личное бессмертие. Жизнь отдельного человека, доказывал он, временна, преходяща: человек смертен. Вера в загробную жизнь таит в себе большой вред, так как она снижает в глазах человека ценность его реальной жизни. Необходимо, «чтобы человечество единодушно, всем сердцем сосредоточилось на самом себе, на своем мире и на своем настоящем». Там же. С. 247

«Мысли о смерти и бессмертии» завершили карьеру Фейербаха на поприще официальной академической философии. За издание этой работы, содержавшей отрицание идеи бессмертия души, Фейербах был лишен права преподавания и жил на средства от небольшой фарфоровой фабрики, которая принадлежала его жене. Сосредоточившись на научной деятельности, жил уединенно, не принимая участия в политических дебатах и общественной жизни того времени. Все его попытки получить кафедру в каком-либо из германских университетов встретили отпор со стороны казенных жрецов науки. Однако Фейербах не прекращал своих философских занятий. В 1833г. он опубликовал книгу « История новой философии от Бэкона до Спинозы», затем большие монографии « О Лейбнице» (1837г.), « о Пьере Бейле» (1838г.)

Историко-философские труды доставили Фейербаху некоторую известность. По предложению журнала правогегельянцев он пишет рецензии на « Историю философии» Гегеля и « Философию права» Шталя. В своем отзыве на последнее сочинение Фейербах резко критикует точку зрения автора, выводившего все правовые учреждения из принципов христианской религии.

В серии юмористических философских афоризмов «Писатель и человек» (1834г.) Фейербах снова возвращается к проблеме смерти и бессмертия. Отрицая индивидуальное бессмертие, философ отстаивает идею морального бессмертия. Человек достигает его тем, что творит непреходящее дело; писатель приобретает бессмертие благодаря влиянию своих сочинений.

Убедившись в полной невозможности проявить себя на официальном академическом поприще, Фейербах в 1837г. переселился в небольшую деревню Брукберг, в Тюрингии. Здесь, вдали от культурных центров Германии, он жил почти безвыездно 25 лет. Длительное уединение Фейербаха явилось одной из причин его отставания от уровня науки того времени.

Природа становится объектом его размышления: он учится читать и понимать ее. Из деревенской глуши Фейербах стремится принять деятельное участие в духовной жизни страны и очень скоро он становится активным сотрудником органа младогегельянцев. В их журнале он печатает ряд своих произведений и через него приобретает большое влияние нас радикальные круги немецкого общества. Цезура всеми средствами препятствовала появлению работ Фейербаха. Запрещены были « О философии и христианстве» ( 1839г.)и « Предварительные тезисы к реформе философии» (1842г.) Последнее произведение было опубликовано за границей.

Началом нового материалистического периода в творчестве Фейербаха следует считать 1839г. Именно в этом году он окончательно порывает с гегелевской философией и становится материалистом. В произведении « К критике философии Гегеля» (1839г.) Фейербах впервые целиком и навсегда переходит на позиции материализма. Знаменитая книга Фейербаха « Сущность христианства» (1841г.) была уже настоящим триумфом материалистической философии.

После « Сущности христианства» Фейербах выпускает в свет целый ряд других произведений: « « Основные положения философии будущего» (1843г.), « Сущность религии» ( 1845г.) и др. В этих сочинениях он дает строгое изложение и обоснование своих материалистических взглядов. Но труды Фейербаха, вышедшие после революции 1848г., уже не оказывали такого глубокого воздействия на читателей, как его первые материалистические сочинения. Так, например, вышедшая в 1857г. « теогония» не оставила почти никакого следа.

Под старость Фейербах жил в большой нужде. Фарфоровую фабрику в Брукберге, принадлежавшую его жене Берте Лев, пришлось закрыть. Потеряв состояние, Фейербах с семьей переселился в Рахенберг, недалеко от Нюрнберга. В это время он усиленно занимался социалистической литературой, изучал « Капитал» К.Маркса и в 1 1870г. вступил в ряды немецкой социал-демократической партии.

Умер Фейербах 13 сентября 1872г. и похоронен в Нюренберге. Депутат рейхстага от социал-демократической партии Антон Меммингер возложил на могилу философа лавровый венок от имени социалистов- республиканцев земного шара, от имени Международной ассоциации рабочих, от имени социал-демократической партии Германии, от имени его друзей Вайяна, К.Маркса, Иоганна Якоби, Бебеля и Либкнехта и произнес надгробную речь. Обращаясь к тысячам рабочих, принимавших участие в похоронах Фейербаха, оратор сказал: « Это вы, рабочие, оспаривали друг у друга честь понести к могиле своего передового борца и товарища по страданиям. И это вы навсегда сохраните в памяти имя Людвига Фейербаха и передадите его своим детям и внукам…»

2.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ:

а) Понимание бытия

Одной из крупнейших материалистических концепций является концепция Людвига Фейербаха.

Фейербах строит свою философию на базе противопоставления философии и религии как фирм мировоззрения, которые, как сам он считал, несовместимы и противостоят друг другу. В связи с этим он пытается в материалистическом духе переосмыслить сущность христианства как одной из форм религии. В результате христианский Бог трактуется им не как особого рода существо или божественная сущность, а как образ, отражающий в сознании людей их собственную, человеческую сущность. Он пишет, что «божественная сущность - не что иное, как человеческая сущность, очищенная, освобожденная от индивидуальных границ, т.е. от действительного, телесного человека, объективированная, т.е. рассматриваемая и почитаемая, в качестве посторонней, отдельной сущности». Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т.2 М., 1955 С.60

Источник религии, как отмечал Фейербах, лежит в страхе и бессилии человека перед природой, что и порождает в его сознании фантастические религиозные образы. В результате Бог как творение человеческого духа превращается в сознании людей в творца, от которого зависит человек. Все это придает религии античеловеческий характер, так как она, с его точки зрения, «парализует стремление человека к лучшей жизни в реальном мире и к преобразованию этого мира, подменяет его покорным и терпеливым ожиданием грядущего сверхъестественного воздания». Там же. С.60 В результате Фейербах создает концепцию, фактически отрицающую Бога, но выступающую как некий вариант религии.

Критика религии необходимым образом подвела его к критике идеалистического мировоззрения в целом. Именно здесь появляется тезис о возможности « перевертывания» идеалистической философии и постановки ее на материалистическую почву, который позже применяет Маркс.

Мышление вторично по отношению к бытию, утверждает Фейербах, и исходит из этого. Таким образом, вся концепция философа даже по форме выступает как последовательное противопоставление материалистических тезисов гегелевской системе, или их «переворачивание». Вопрос о бытии в его системе не просто очередная постановка философской проблемы. Он имеет практическое значение « для человека как определенного вида бытия», следовательно, «философия не должна находиться в противоречии с действительным бытием, а напротив, должна осмысливать именно это жизненно важное бытие». Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005 С.140

Фейербах считал, что новая философия рассматривает бытие с точки зрения ощущаемого объекта, «каково оно для нас» « Бытие есть тайна созерцания, ощущения, любви». Фейербах Л. Избранные философские произведения.Т.1 С. 184

Фейербах считал, что « и объективно, и субъективно любовь служит критерием бытия - критерием истинности и действительности. Где нет любви, там нет истинности». Там же. С.184, 186

б) Гноселогическая позиция

В гносеологическом плане концепция реализуется как материалистический сенсуализм. Материализм Фейербаха носит антропологический характер. В чем он состоит?

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.