В приравнивании жизни к существованию есть опасность редукционизма, сведения высшего к низшему (сложного к простому).
16. Проблема бытия и небытия (ничто). Переход от небытия к бытию означает возникновение чего-либо, а обратный переход означает уничтожение. Возникновение и уничтожение - фундаментальные понятия. В этом смысле различие слов «бытие» и «небытие» имеет определенный смысл. Сами слова «ничто» или «небытие» тоже имеют разные оттенки смысла. Ничто - нечто такое, что исключает бытие чего-либо вообще. Этот термин означает некоторую противоположность бытию (хотя ничто обычно сопоставляется не с бытием, а с нечто). А небытие - что-то более мягкое. Небытие какой-то вещи, чего-либо - это тоже философская проблема - как различать эти понятия.
17. Целый комплекс проблем, связанных с бытием, -- это различные доказательства бытия Бога. Для религиозно настроенных интеллектуалов это гигантская проблема. Это ведь не просто бытие кого-то, кто существует вне нас, а и человеческое бытие, поскольку человек, по религиозным представлениям, создан Богом и зависит от него. Как утверждается в Евангелии: «Ни один волос не упадет с головы человека без божьего на то соизволения». Поэтому проблема доказательства бытия Бога касается непосредственно и человеческой судьбы.
17. В марксистской философии понятие бытия фигурировало еще в таком контексте - говорили о формах бытия мира или по-другому о формах существования материи. К формам бытия мира относили пространство, время, движение. Мир, согласно марксистским представлениям - некоторая система форм бытия.
Выражение «форма бытия» означает почти то же самое, что и выражение «объективно-категориальное определение мира».
В настоящей работе вместо понятия бытия используются другие слова-понятия: жизни, действительности, материи, реальности. Само оно используется исключительно как вспомогательное понятие-слово -- подобно словам «есть, существует».
Вопрос о соотношении материального и духовного, реального и идеального связан с исследованием человеческих форм деятельности - познания, мышления, практики, труда, психической и физической форм деятельности (см. ниже, стр. ). Именно в контексте человеческой деятельности эти понятия имеют смысл. А в контексте онтологическом, бытийном, космическом-вселенском они не имеют смысла. Ведь идеальное не существует вне человека. А, следовательно, нет проблемы космического-вселенского сопоставления идеального и материального. Проблема первичности материального и вторичности идеального - надуманная проблема, потому что мы как бы изолируем идеальное от человека и ставим вопрос, что первично - идеальное или материальное? Идеальное - это наше сознание, психика, мышление и отрывать идеальное от человека, рассматривать его вне человека, субстанциализировать его просто недопустимо.
На рис. 3 (см. ниже) наглядно показаны связь и различие трех типов категориальных определений.
КАТЕГОРИАЛЬНАЯ
КАРТИНА
М И Р А
ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ
И ПОНЯТИЯ, выработанные в
процессе исторического разви-
тия философии -- третичные
категориальные определения
КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ СТРОЙ МЫШЛЕНИЯ
(стихийно сложившаяся система категорий
мышления как результат биологической
эволюции и исторического развития
познания и практики) -- вторичные
ЕСТЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА
КАТЕГОРИАЛЬНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ МИРА
(КАТЕГОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА МИРА)
ПЕРВИЧНЫЕ КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, «ФОРМЫ БЫТИЯ» МИРА
Рис. 3. Типы категориальных определений (источники
построения категориальной картины мира)
Первичными категориальными определениями являются определения самого мира, его самоопределения, т. е. естественная система категориальных определений, которая (как и мир в целом) существует независимо от человека и человечества. Вторичными категориальными определениями являются категории мышления, точнее стихийно сложившаяся система категорий мышления (категориальный строй мышления). Третичными категориальными определениями являются философские категории и понятия. Аристотель, Гегель и другие философы пытались, в сущности, открыть естественные системы категорий мышления и категориальных определений мира. Эти попытки шаг за шагом приближали человечество к разгадке указанных систем.
Учитывая, что категориальная логика является в конечном счете отражением естественной системы категориальных определений мира, ее с полным правом можно назвать категориальной картиной мира.
Итак, источником категорий мышления являются объективные категориальные определения мира, образующие естественную систему или, по-другому, категориальную структуру мира. Насколько категориальная логика мышления повторяет категориальную структуру мира -- это уже другой вопрос. Для нас важно лишь то, что первая более или менее соответствует второй. В противном случае, мы и шагу не могли бы сделать в этом мире.
Одностороннее понимание детерминизма было характерно для многих ученых недавнего прошлого. Например, для А.Эйнштейна. Напомню его спор с представителями копенгагенской школы физиков (Н.Бором, В.Гейзенбергом, Э.Шредингером и др.) о том, какую роль играет беспорядок, случайность, неопределенность в физических процессах. Защищая позицию физического детерминизма, он утверждал, что все упорядочено («бог не играет в кости»). Копенгагенцы же по главе с Н.Бором отстаивали позицию физического индетерминизма, т. е. считали, что «бог играет в кости», что неопределенность, случайность, некоторая неупорядоченность в физических процессах в принципе неустранима. (На это указывало соотношение неопределенностей В.Гейзенберга).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26