Рефераты. Что такое философия?

Что такое философия?

5

Что такое философия?

Краткий очерк истории философии

Философская картина мира

Философия человека

Философия деятельности

Задачи и упражнения по философии

МОСКВА 2003

ББК 87

Б 202

Рецензенты:

д.ф.н., проф. Ю. М. Хрусталев

д.ф.н., проф. В. Б. Кучевский

Балашов Л. Е.

Философия: Учебник.. -- М., 2003. -- 502 с.

Эта книга -- изложение лекционного курса по философии с примечаниями и добавлениями.

Курс основан на авторской концепции философии, изложенной в книгах «Мир глазами философа. Категориальная картина мира», «Практическая философия» и др. Этот курс читался автором в ряде вузов Москвы.

Книга отвечает программным требованиям государственного образовательного стандарта по философии, предназначена для студентов и преподавателей высшей школы, для учащихся и учителей старших классов средних учебных заведений. Она может быть полезна всем, кто интересуется философией, кто ценит мысль, понимает ее значение для жизни.

В конце книги даются задачи и упражнения по философии.

Книга снабжена именным и предметным указателями.

ISBN Балашов Л. Е., 2003 г.

С о д е р ж а н и е

  • Для чего нужно изучать философию? 7
  • Раздел Первый. Что такое философия? 9
    • Глава 1 9
      • 1.1. Любовь к мудрости 9
      • 1.2. Предмет и «части» философии 13
      • 1.3. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений 16
      • 1.4. Практическая философия 23
  • Раздел второй. Краткий очерк истории философии 26
    • ГЛАВА 2. Философия древнего мира и средневековья 26
      • 2.1. Зачем нужно знать историю философии? 26
      • 2.2. Протофилософия 27
      • 2.3. Ранние греческие философы 27
      • 2.4. Сократ 32
      • 2.5. Платон 33
      • 2.6. Аристотель 35
      • 2.7. Киники 37
      • 2.8. Древняя философия после Аристотеля 37
      • 2.9. Философия средневековья 39
    • ГЛАВА 3. Философия XV-XVIII веков 41
      • 3.1. Философия эпохи Возрождения (XV--XVI века) 41
      • 3.2. Ф. Бэкон 43
      • 3.3. Р. Декарт 45
      • 3.4. Б. Спиноза 46
      • 3.5. Т. Гоббс 48
      • 3.6. Д. Локк 48
      • 3.7. Г. Лейбниц 50
      • 3.8. Дж. Беркли и Д. Юм 50
      • 3.9. Вольтер и Руссо 52
      • 3.10. Французские философы-материалисты XVIII в. 53
      • 3.11. И. Кант 53
    • ГЛАВА 4. Философия в XIX веке 57
      • 4.1. Гегель 57
      • 4.2. Послегегелевская философия 60
      • 4.3. О. Конт 61
      • 4.4. Л. Фейербах 62
      • 4.5. Марксистская философия 63
      • 4.6. А. Шопенгауэр 71
      • 4.7. С.Кьеркегор 72
      • 4.8. Ф. Ницше 73
    • ГЛАВА 5. Русская философия XIX - XX веков 78
      • 5.1. Общая характеристика русской философии 78
      • 5.2. Западники и славянофилы 80
      • 5.3. П. Я. Чаадаев 81
      • 5.4. В. Г. Белинский и А. И. Герцен 82
      • 5.5. В. С. Соловьев 83
      • 5.6. Н. А. Бердяев 83
      • 5.7. Русский космизм 84
      • 5.8. В. И. Ленин 85
    • ГЛАВА 6. Философия ХХ века 85
      • 6.1. З. Фрейд 85
      • 6.2. Феноменология 87
      • 6.3. Экзистенциализм 87
      • 6.4. Прагматизм 88
      • 6.5. Логический позитивизм и аналитическая философия 88
      • 6.6. К. Поппер 89
      • 6.7. Психоделический мистицизм Карлоса Кастанеды. 90
      • 6.8. Постмодернизм 91
      • 6.9. Современная философская мысль 92
  • Раздел третий. Философская картина мира 93
    • ГЛАВА 7. Философское понимание мира 93
      • 7.1. Картины мира 93
      • 7.2. Бытие, существование 97
      • 7.3. Духовное и материальное (идеальное и реальное) 102
      • 7.4. Источники построения категориальной картины мира 102
      • 7.5. Категориальная структура мира 104
      • 7.6. О категориальном детерминизме 105
      • 7.7. Категориальная картина мира 107
      • 7.8. Соответствия и антисоответствия между категориями 111
      • 7.9. Материя и движение 114
    • ГЛАВА 8. Материя 117
      • 8.1. Структура материи 117
      • 8.2. Качество 122
      • 8.3. Количество 125
      • 8.4. Мера 130
      • 8.5. Виды материи 133
      • 8.6. Тело 135
      • 8.7. Целое, строение, часть; система, структура, элемент 136
      • 8.8. Виды тела 142
      • 8.9. Группа (групповая материя) 143
      • 8.10. Мезоматерия 146
      • 8.11. Органические виды материи: организм, сообщество 147
    • ГЛАВА 9. Движение 150
      • 9.1. Общая характеристика движения 150
      • 9.2. Пространство 155
      • 9.3. Время 157
      • 9.4. Виды движения 160
      • 9.5. Развитие 167
    • ГЛАВА 10. Противоречие 172
      • 10.1. Общая характеристика противоречия 172
      • 10.2. Структура противоречия 175
      • 10.3. Внутренние и внешние взаимодействия (связь и столкновение) 182
      • 10.4. Основные характеристики внутренних и внешних противоречий (взаимопереход и необратимый переход противоположностей) 188
      • 10.5. Сложные (органические) противоречия 193
      • 10.6. Гармонические и антагонистические противоречия 194
      • 10.7. Золотая середина 196
      • 10.8. Противоречия в мышлении 197
    • ГЛАВА 11. Становление 200
      • 11.1. Общая характеристика становления 200
      • 11.2. Становление и развитие 203
      • 11.3. Возможность 207
      • 11.4. Действительность 212
      • 11.5. Закон и явление 214
      • 11.6. Причина -- действие -- следствие 217
      • 11.7. Вещь -- свойство -- отношение 224
      • 11.8. Сущность 228
      • 11.9. Форма и содержание 232
      • 11.10. Старое и новое 233
      • 11.11. Эволюция и революция 236
  • Раздел четвертый. Философия человека 241
    • ГЛАВА 12. Учение о человеке (философская антропология) 241
      • 12.1. Что такое человек? 241
      • 12.2. Человек-общество-природа 242
      • 12.3. Сущность человека 243
      • 12.4. Происхождение человека 245
      • 12.5. Организация человека 247
      • 12.6. Типология человека 248
    • ГЛАВА 13. Жизнь, смерть, бессмертие 251
      • 13.1. Жизнь. Смысл и цель жизни 252
      • 13.2. Смерть и бессмертие 257
      • 13.3. Живая связь смертности и бессмертия 262
      • 13.4. Как мы “делаем” бессмертие? 265
      • 13.5. Потенциальное бессмертие 270
      • 13.6. Актуальное бессмертие (жить настоящим, в настоящем) 275
      • 13.7. Активное долголетие 277
      • 13.8. Конечность и бесконечность существования в перспективе жизни 284
      • 13.9. Человеческое счастье 287
      • 13.10. Любовь 292
      • 13.11. Человеческий смысл творчества 301
    • ГЛАВА 14. Гуманизм, либерализм и свобода 303
      • 14.1. Гуманизм -- философия человечности 303
      • 14.2. Либерализм 307
      • 14.3. Cвобода 312
    • ГЛАВА 15. Учение об обществе (социальная философия) 326
      • 15.1. Общество -- взаимодействие людей 326
      • 15.2. Структура общества 327
      • 15.3. Государство 329
      • 15.4. Социальные группы (семья, коллектив, слой, этнос, нация) 334
      • 15.5. Патриотизм, национализм, шовинизм 334
      • 15.6. Отношения между людьми. Справедливость 336
      • 15.7. Коллективизм и/или индивидуализм 337
      • 15.8. Критика идей социализма и коммунизма 340
      • 15.9. Мораль, право, политика 347
      • 15.10. Золотое правило поведения 348
      • 15.11. Добро и зло 355
      • 15.12. Об эгоизме, альтруизме и нормальном поведении 365
      • 15.13. О культуре поведения 369
      • 15.14. Культура 372
      • 15.15. Наука 376
      • 15.16. Искусство 376
      • 15.17. Религия 378
      • 15.18. Цивилизация 387
      • 15.19. Современность, история и будущее человечества. Глобальные проблемы. 388
  • ФИЛОСОФИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Формы и методы человеческой деятельности. Философская методология 405
    • ГЛАВА 16. Деятельность, субъект, объект 405
      • 16.1. Деятельность 406
      • 16.2. Целесообразность, целеполагание, целенаправленность 410
      • 16.3. Цель, средство, результат 411
      • 16.4. Субъект и объект 415
      • 16.5. Виды человеческой деятельности 419
      • 16.6. Труд, отдых, игра, творчество 422
      • 16.7. Психика 423
      • 16.8. Сознание 428
      • 16.9. Язык 429
      • 16.10. Опыт 430
    • ГЛАВА 17. Мышление 430
      • 17.1. Как мы думаем? 431
      • 17.2. Способности мышления 432
      • 17.3. Качества мышления (хитрость, мудрость) 441
      • 17.4. Рассудок (дедуктивная логика) 442
      • 17.5. Вероятностное мышление 445
      • 17.6. Ум (интуиция) 447
      • 17.7. Разум (диалектическое мышление) 449
    • ГЛАВА 18. Творчество 460
      • 18.1. Жизнедеятельность 460
      • 18.2. Сущность творчества 460
      • 18.3. Познание 463
      • 18.4. Индивидуальное и коллективное познание 468
      • 18.5. Формы индивидуального познания 469
      • 18.6. Наука (коллективное познание) 470
      • 18.7. Рост научного знания. Научный прогресс, научные революции 474
      • 18.8. Практика 475
      • 18.9. Игровая деятельность 480
      • 18.10. Искусство (художественная деятельность) 481
      • 18.11. Спорт 482
  • ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ 484
    • Литература 496
      • Книги автора 497
        • Указатель имен 499

Для чего нужно изучать философию?

1. Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т. д. ). Так не лучше ли вместо того, чтобы блуждать в лабиринтах проблем, поучиться философии у других?!

Представьте себе, что Вы учитесь кататься на лыжах. Снег глубокий и рыхлый -- и Вы с трудом переставляете ноги, но рядом кто-то проложил лыжню -- и Вы становитесь на нее, и двигаться сразу легче. Вы постепенно осваиваете технику хода, а потом уже можете идти самостоятельно, своей дорогой, но у Вас уже гораздо меньше шансов провалиться в снег или остановиться. Так и в философии.

2. Философия -- коллективный разум людей. Быть на «ты» с коллективным разумом так же важно, как и обладать разумом. А разум -- концентрированное выражение человека. Не случайно ученые-биологи называют человека «homo sapiens», человеком разумным.

Благодаря философии человек начинает ощущать себя гражданином мира, становится как бы вровень с человечеством и даже с миром в целом.

3. Философия помогает человеку осознать себя в полном смысле человеком (не мужчиной или женщиной, не представителем той или иной национальности, религиозной конфессии или специалистом-профессионалом).

Она, в частности, помогает специалисту преодолевать свою профессиональную ограниченность, односторонность, т. е. защищает специалиста от того, что называют профессиональным кретинизмом (ограниченностью, узостью). Вспомним, что по этому поводу говорил Козьма Прутков: специалист подобен флюсу, полнота его одностороння.

Человек должен быть всесторонне образованным, культурным, развитым. Это достигается изучением наук по специальности, чтением научно-познавательной, художественной литературы, газет, журналов, развитием музыкального и художественного вкуса, практических навыков и умений... Философия стоит как бы в центре всего этого потока образовательных и воспитательных задач.

В 18 веке прусский министр Цедлиц «внушал своим подчиненным уважение к философии»; «студент должен усвоить, полагал министр, что после окончания курса наук ему придется быть врачом, судьей, адвокатом и т. д. лишь несколько часов в сутки, а человеком -- целый день. Вот почему наряду со специальными знаниями высшая школа должна давать солидную философскую подготовку» (см.: А.Гулыга. Кант. М., 1977. С. 95).

4. Благодаря философии необыкновенно расширяется умственный кругозор, появляется и/или увеличивается широта мышления. Последняя помогает человеку понять-понимать других, учит терпимости, толерантности, учит не бояться чужого, т. е. защищает от ксенофобии.

5. Философия прививает вкус к отвлеченному, абстрактному мышлению и не в меньшей степени, чем математика.

Философская абстракция, в отличие от математической, наполнена жизненным смыслом; она не отвлечение от многообразного, а единство многообразного. Достаточно упомянуть такие абстракции, как «мир в целом», «пространство», «время», «материя», «дух».

6. Философия сообщает человеку то, что называют твердостью, неустрашимостью духа. Благодаря ей человек избавляется от опасного чувства муравья, мечущегося без какого-либо смысла между гигантскими корнями деревьев.

7. Философия развивает мысль, способность мыслить. Изучение философии -- настоящая школа творческого мышления.

8. Философия учит критичности, критическому мышлению. Ведь первое условие философствования: ничего не принимать на веру. В этом своем качестве философия помогает избавиться от предрассудков и заблуждений.

Раздел Первый. Что такое философия?

Глава 1

1.1. Любовь к мудрости

Название “философия” происходит от греческих слов “phileo” -- люблю и “sophia” -- мудрость, что означает любовь к мудрости, любомудрие.

Мудрость и сейчас остается существенным определением философского мышления. Философия есть мудрость, но не отдельного человека, а объединенного Разума людей. Иными словами, философия есть коллективное мышление. Как это понимать?

Во-первых, философия есть именно мышление, а не познание, не чувствование, не верование, не волйние, не действование.

Во-вторых, философия не просто мышление, а со_мышление, т. е. такое мышление, которое предполагает мыслящее общение людей или мышление людей сообща. Философия -- коллективное мышление также как наука -- коллективное познание, искусство -- коллективное чувствование, религия -- коллективное верование, мораль_политика-право -- коллективное волйние, экономика -- коллективное производство-распределение и т. д.

В-третьих, исходным и конечным пунктом философствования является не знание, не благо, не красота, а мысль, имеющая смысл-значение для других_многих людей, прежде всего для самих философов. Конечно, коллективно мыслят и в науке, в искусстве, во всех других сферах человеческой деятельности. Но это коллективное мышление -- лишь подчиненный момент научной-познавательной, художественной и т. п. деятельности. Оно философично лишь в той мере, в какой внутренне свободно, не связано непосредственно с производством знания, красоты, материальных благ и т. д. В философии коллективное мышление самодостаточно, максимально удалено от решения познавательных-художественных-практических задач. Стихия философии -- это стихия чистой, самодостаточной мысли.

Философия -- высшее проявление способности живого-человеческого к отсрочке реакции, действия, ответа для обдумывания того, как лучше действовать-поступать. Самое элементарное поведение -- безусловнорефлекторное, когда между ощущением и действием минимальное расстояние (например, отдергивание руки от горячего предмета сразу после прикосновения). Поведение человека тем сложнее, чем больше расстояние (задержка) между восприятием и действием, познанием и практикой. Философы -- такие представители рода человеческого, которые в наибольшей степени олицетворяют-материализуют эту задержку.

Если философы что-то и предлагают нефилософам, то отнюдь не готовые ответы_рецепты, а их полуфабрикаты. Ведь мысль-идея -- всегда полуфабрикат...

Раньше некоторые философы, писатели и ученые выдвигали положение о философии как науки наук. Это положение, правильно подчеркивая особую роль философии по сравнению с частными науками как общей мировоззренческой, методологической, идеологической основы научного познания, вместе с тем страдает существенным изъяном. Оно объявляет философию наукой и этим устанавливает жесткую связь между философскими представлениями и научными теориями. В действительности философия является особой формой мышления. Она включает в себя элемент научности, но не сводится к научной форме знания. Наука есть форма коллективного познания, в то время как философия есть форма коллективного мышления людей.

(В скобках отмечу, как во взглядах на соотношение философии и науки существует определенная путаница [когда философию представляют наукой], так и в вопросе о соотношении мышления и познания первое нередко представляют как часть, вид или форму второго. См. об этом ниже п. 17.1, стр. 510).

Кроме того, философия, в отличие от науки, не может обязывать, предписывать, указывать “как надо”, быть законодательницей. Ее положения обладают только рекомендательной силой по отношению к другим отраслям человеческой деятельности. Выражение “философия -- наука наук” отражает как раз попытку представить философию законодательницей наук, диктующей им свою волю, как себя вести.

Указанное выражение неправильно и в том смысле, что ограничивает взаимоотношения философии с другими отраслями человеческой деятельности только областью отношений с науками. Философия как форма коллективного мышления имеет непосредственное отношение и к науке, и к искусству, и к материальной практике, и к управлению обществом, и к индивидуальному опыту человека. Она рефлексирует по поводу всех этих форм деятельности, занимая положение центра или фокуса, в котором сходятся все формы человеческой деятельности. Иными словами, философия -- средоточие, центр всех человеческих исканий и дерзаний.

В нашей стране философия длительное время была (и пока остается) сильно привязанной к государству и науке. Философские исследования проводятся в значительной мере в рамках или под эгидой Российской Академии наук. Неотдифференцированность философии от науки приводит ее к неоправданному онаучиванию, своеобразному философскому сциентизму. Наукообразный язык в философских книгах и статьях -- весьма распространенное явление. В результате от философских исследований-размышлений ждут того же, что от научных исследований. Оборотной стороной такого подхода, т. е. стремления “онаучить” философию является ожидание от нее каких-то конкретных научных результатов, готовых ответов на поставленные жизнью вопросы. Поскольку это ожидание не оправдывается, наступает разочарование философией.

Наука, как уже говорилось, занимается познанием; философия же ничего не познает. Она лишь осмысляет ход и результаты познания (и не только познания, а и практики, искусства, вообще всего человеческого опыта). Науке -- науково, а философии -- философиево! Наука производит знания. Философия же вырабатывает и разрабатывает идеи. Не более того. Философские идеи -- это идеи идей: научных, художественных, практических и т. д. Соответственно и философствование не прямо служит познанию, практике, искусству, а весьма опосредованно.

Философия в нашей стране должна обрести свое лицо и освободиться, наконец, от внешних пут. Никто, ни научные авторитеты, ни государственные, ни религиозные деятели не должны вмешиваться в дела философии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.