Рефераты. Биологическая сущность жизни

В 1969 году А.П. Руденко предложил химический аспект происхождения жизни [7, с.76]. Используя положение Ч. Дарвина о естественном отбое и принцип усложнения и направленности эволюции, он заложил теоретическую базу.

Современные биологи доказывают, что универсальной формулы жизни (то есть такой, которая исчерпывающе отображала бы её сущность) нет и не может быть. Концепция креационизма полагает, что жизнь была сотворена Богом (возникла в рамках религиозного мировоззрения). Она утверждает, что жизнь такова, какова она есть, потому что такой её сотворил Бог. Эта концепция имеет много сторонников.

1.4 Научные подходы к определению жизни

Со второй половины ХХ века стали отчётливо проявляться двумя основными подходами к определению жизни - субстратный и функциональный. Сторонники первого в трактовки сущности жизни обращают внимание на тот субстрат (белок и молекулы ДНК), который является носителем основных свойств живого, которые рассматривают жизнь с точки зрения её основных свойств (обмен веществ).

Современное естествознание существенно обогатило представление о природе материального носителя, которым является целостная система взаимосвязанных биополимеров - белков, нуклеиновых кислот и другие. Современно наукой обосновано положение о многообразии форм жизни и о том, что их носителями выступают живые системы различной степени сложности. При этом выделяются следующие уровни организации живого: организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный.

Поэтому на протяжении многих веков менялись взгляды на проблему возникновения жизни. Один из главных вопросов, дискутируемых сегодня - вопрос о сущности жизни: является ли она просто чрезвычайно упорядоченным состоянием атомов и молекул, из которых состоит «живое существо», или существуют пока не открытые элементарные частицы жизни, переводящие обычные физические вещества в живое состояние.

2. Определение смерти

Враг всего живого - смерть. Страх смерти знаком каждому человеку. В религиозных учениях этот страх обычно «нейтрализуется» верой в бессмертие души. Говорят, что американский философ Д.У. Джеймс даже обещал после своей смерти найти способ духовного общения с друзьями. Но он так и не выполнил своего обещания.

В настоящее время наука веры в бессмертие души возродилась в новых формах. Однако при всей такой утешительности таких воззрений после недолгих размышлений с грустью сознаёшь, что если дух отделился от своего обжитого родного тела, то это и будет смерть человека как существа телесно-духовного. Без тела сознание человека будет беспомощным, бездеятельным.

Смерть - осознанная необходимость. Полнейшая человеческая несвобода. Высшая мера наказания, к которому приговорила человечество равнодушная природа.

Но есть и другая, прямо противоположная точка зрения: смерть - благо! «Признаем чистосердечно, что бессмертие обещал людям Бог и религия: ни природа, ни человеческий разум не говорят нам об этом… Смерть - не только избавление от болезней, она - избавление от всякого рода страданий». Таково мнение М. Монтеня. [5, с.123]

С научных объективных позиций - отрешённых от наших личных переживаний и страхов - смерть представляется регулятором и организатором жизни. Все организмы, как известно, в благородной среде размножаются в геометрической прогрессии. Этот мощный «напор жизни» очень быстро превратил бы земную атмосферу в сгусток организмов. К счастью, одни поколения освобождают арену жизни для других.

С позиции естествознания, смерть живого организма - разложение на мельчайшие составные части, атомы и молекулы, которые продолжат свои странствия из одних природных тел в другие. Смерть - это очевидный факт, в доказательствах не нуждающийся. А послесмертное существование - домысел, вымысел, догадка, ничем не подтверждённая и принимаемая на веру.

Оригинальный русский мыслитель Н.Ф. Фёдоров установил, что дальнейшая и высшая цель человечества - победа над смертью, воскрешение всех обитавших на Земле. Иными словами, Фёдоров попытался приговорить смерть к смерти [1, с.56].

Одряхление и смерть есть необходимое следствие органического развития; они вытекают из самого понятия развития. Оказывается, даже скоротечность умирания можно считать явлением благодатным. «Смерть замечательна своею быстротою, - утверждает Страхов, - она быстро изводит организм от состояния деятельности и силы к простому гниению». Как медленно растёт и развивается человек! И как быстро, по большой части, он исчезает! Причина этой скорости заключается именно в высокой организации человека, в самом превосходстве его развития. С этой точки зрения смерть есть великое благо. Жизнь человека организована именно потому, что он способен дожить до чего-нибудь… Смерть же не даёт человеку пережить себя.

ДА, пока человек жив, ему дарован весь этот мир; человеку дано распоряжаться своей жизнью, выбирать те или иные поступки, надеется на что-то, рассчитывать на счастье. Смерть - полнейшая определённость, отсутствие выбора, когда ничего не дозволено. Правда, в религиозных учениях смерть нередко толкуется как освобождение.

Короче говоря, если смерть - благо, творимое ради высшего совершенства, то жизнь можно считать сущей бедой, от которой надо бы поскорее избавиться.

Человек принадлежит к долгожителям, но щука и ворон превосходят человека по продолжительности индивидуальной жизни. К тому же современные люди имеют возможность максимально отдалять свою смерть с помощью медицины.

В судьбе любого живого существа наименее определена дата рождения, наиболее определена дата смерти.

3. Жизнь после смерти

3.1 Бессмертная душа

Бессмертная душа покидает тело и устремляется в свою вечную обитель.

Бессмертие души выглядит каким-то односторонним: оно появляется после рождения (переходит от умирающих к родившимся; хотя умирает, как известно, больше людей, чем рождается): она формируется в течение нескольких лет. Она изменчива.

Верующий в Бога - Творца уже при жизни готовится к загробному «антибытию».

Душа человека после пребывания на Земле прощается с телом и отправляется в царство богов, где ей воздаётся по содеянному при материальной жизни. У бессмертной души сохраняются некоторые связи с материальным миром при условии, что в мире сохраняется память о ней.

Душа неделима, бестелесна, непротяжённа и, значит, неразрушима. Ничего не может быть яснее того, что движение, изменение ежечасно подвергаются тела природы; такое существо неразрушимо силой природы, то есть человеческая душа, естественно, бессмертна [1, с.13].

Индивидуальная душа никогда не исчезает. Она не умирает и не рождается. Она просто меняет тела, как человек меняет одежду. Это совершенное знание. Как находясь в одном теле, душа переходит от детства к старости, так в момент смерти она переходит в другое тело. Душе предназначено жить в данном конкретном теле определённое число лет.

Проще говоря: если нет бессмертия души, то его надо выдумать для укрепления нравственных устоев и освобождения благодетельного человека от страха смерти, а в грешнике укрепить. В любом случае, человеку надо жить праведно, преодолевать страх смерти и верить в бессмертие души.

Учёные и вообще все люди должны стремиться вырваться из круговорота повторяющихся рождений и смерти. Мы отрицаем существование души на том основании, что не можем увидеть или ощутить её с помощью своих грубых чувств. Но на самом деле существует много того, чего мы не можем видеть, например, воздух, радиоволны или звук. Душа не знает ни рождения, ни смерти. Она никогда не возникала и никогда не прекратит своего существования. Она - нерождённая, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не погибает, когда гибнет тело. Смерть в науке - это естественное прекращение жизнедеятельности в биологической системе. В философии смерть человека рассматривается как социальный феномен, требующий рационального восприятия и осмысления. Уже реконструкция захоронений неандертальцев свидетельствует о наличии у них представлений о неоконченности человеческого существования со смертью. Это представление древних позднее привело к понятию бессмертной бестелесной души. [2, c.406]

3.2 Виды бессмертия

Бессмертие - понятие, обозначающее преодоление смертности и забвения человека и человеческого рода. В обыденной жизни в религиозной, философской и научной литературе употребляется в различных смыслах. Можно следующие виды бессмертия:

1. Действительное душевно-телесное продолжение жизни индивида после смерти (личное бессмертие).

2. Существование после смерти некой безличной психической сущности, которая поглощается абсолютно-духовной субстанцией, Богом (метафизическое бессмертие).

3. Достижение на земле или в человеческом разуме вечного качества жизни (идеальное)

4. Другие виды бессмертия.

Вера человека в бессмертие и стремление к нему играет роль психологического гаранта цельности родового человеческого бытия. Они обеспечивают психологическую защиту человека от страха смерти и дают ему возможность жить полноценной жизнью, невзирая на знание неизбежности своей смерти.

Заключение

Естествознание является неотъемлемой и важной частью духовной культуры человечества, выступая одновременно и непременным условием развития материальной культуры.

Человек живёт среди людей, и его духовному воздействию подвержены многие окружающие, а они, в свою очередь, оказывают влияние на него. Следовательно, нервно-психическая энергия организуется в форме обобщённой социальной сверхличности. Она живёт задолго до рождения данного человека и продолжает жить после его смерти. В этом мире проявляется его социальное бессмертие.

Мир, окружающий нас, огромен. В нём казалось бы царит беспорядок и хаос, однако в нём всё взаимосвязано и взаимообусловлено, схвачено обратными связями и кооперативно согласовано. Между всеми объектами Вселенной, начиная от элементарной частицы и живой клетки и заканчивая звёздами и Галактикой, постоянно происходит обмен энергией.

Наиболее сложными явлениями во Вселенной, как выяснилось при помощи моей контрольной работы, являются рождение жизни, возникновение живых организмов и человека, который является совершенным разумным существом и его исчезновение, уход из жизни в мир иной. Вопросы о происхождении и сущности жизни издавна стали предметом интереса человека в его стремлении разобраться в окружающем мире, понять самого себя и определить своё место.

Таким образом, можно сделать вывод, что утвердившееся в учебной литературе определения жизни, смерти и бессмертия разнообразны. Таких определений множество и до бесконечности. Многие учёные давали трактовки определений таким понятиям, как жизнь, смерть и бессмертие.

На всей земле нет такого места, где бы не было живых существ. Глубоко под землёй мы обнаруживаем червей, под водой - рыб и другие формы жизни, в небе - множество птиц.

В заключении хотелось бы отметить, что все живые организмы рождаются и умирают и это никак не изменить. Таковы законы природы.

Ведь для этого и существует понятие «бессмертие». Пусть лучше люди думают о том, что после их смерти они снова оживут, и будут продолжать своё существование; нежели у них будет стоять страх перед смертью.

Мне бы хотелось отметить в заключение своей контрольной работе, что все поставленные мною цели и задачи работы выполнены и отражены в основной части работы. Мною были рассмотрены концепции происхождения жизни, основы смерти и бессмертии, даны им общие определения, а также описаны мнения различных учёных об этих понятиях. А ещё ив этой контрольной работе я дала представление о душе человека и её свойствах.

Список использованных источников

I Научно-методическая литература

1. Р.К. Баландин, А.И. Барашков, А.А. Горбовский и др. «Жизнь, смерть, бессмертие?..» Минск «ПОЛЫМЯ» 1996г. - 254 с.

2. А.Ч. Бхактиведанта «Жизнь происходит из жизни». - М.: 1999г. - 259 с.

3. Горбачёв В.В. Концепции современного естествознания: 2-е издание. - М.: «Издательский дом «ОНИКСXXI век», 2005. - 325 с.

4. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. - М.: Центр, 2000. - 356 с.

5. Всемирная энциклопедия: / Главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов - М.: АСТ, Мн.: Харвест, Совр. литератора, 2004. - 834 с.

6. С.Г. Мамонтов и др. Основы биологии: Курс для самообразования. - М.: Просвещение, 1992. - 386 с.

7. Раймонд Моуди «Жизнь после жизни», Ленинград, 1991. - 325 с.

8. Тимофеева С.С., Медведева С.А., Ларионова Е.Ю. Основы современного естествознания и экологии / Ростов н / Д: Феникс, 2004. - 326 с.

9. Хорошавина С.Г. Курс лекций «Концепции современного естествознания» Ростов на / Дону: «Феникс», 2000. - 356 с.

10. Концепции современного естествознания Ростов н / Д: «Феникс», 2000. - 358 с.

II. Статья из газеты

1. Газета «Меридиан», май, № 15, 2006

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.