Рефераты. Бессмертие как религиозно-философская проблема

Бессмертие как религиозно-философская проблема

15

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Контрольная работа по дисциплине:

АНТРОПОЛОГИЯ

Тема

Бессмертие как религиозно-философская проблема

Студентки 1 курса заочно-ускоренной

Степусь Натальи Александровны

2009

Содержание

  • Введение
  • 1. Этапы процесса перехода от жизни к смерти
  • 2. Понятие и виды бессмертия
  • 3. История представлений о бессмертии
  • Заключение
  • Список литературы
  • Введение
  • Всего естественного человеку естественно желать. Но вот смерти, исчезновения, растворения в пустоте - «черной бани с пауками», как говорил Достоевский, гула небытия - никто не хочет. Смерть всегда, всюду и везде остается некой тайной, которую человек (поскольку он - человек, а не машина, не робот) не может не хотеть раскрыть. И когда некоторые материалисты призывают преодолевать страх смерти заботой о будущих поколениях и об их счастье, то они как бы не понимают, что призыв этот удивительно глуп. Ибо если считать источником трагизма в человеке именно сознание своей смертности, то трагизм этот останется и в будущем, каково бы ни было материальное счастье тех будущих поколений. Если человек обречен на ничто, если кончина каждого человека, если конец его - ничто, то возникает вопрос: почему этот ужасающий абсурд становится менее абсурдным от того, что в будущем, допустим, будет больше справедливости и лучше отопление в домах. А ведь ничего другого не обещают все философии, все идеологии, основанные на отрицании бессмертия и вечности.
  • Все это приводит нас к простому утверждению: смерть для человека - это предельно важный предмет размышления и осмысления. В связи с этим рассматриваемая проблема представляется весьма актуальной. В каком-то глубоком смысле вся жизнь человека - это решение вопроса о том, как жизнь относится к смерти, о смысле этого таинственного конца. Смерть - это лишь порог в вечность. И настоящая надежда, истинное вдохновение состоит не в примирении со смертью, а в том, чтобы глубже осмыслить свое бытие и понять, что есть смерть в этом бытии.
  • Цель данной работы - раскрыть сущность бессмертия как религиозно-философской проблемы. Исходя из цели, в работе решаются задачи: дать характеристику этапов процесса перехода от жизни к смерти; дать определение понятия и видов бессмертия; проследить историю представлений о бессмертии.
  • Теоретической основой настоящей работы являются труды ведущих специалистов в области философии: А.А. Радугина, П.С. Гуревича и др.
  • Структура данной работы соответствует поставленным целям и задачам. Она состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. Во введении обосновывается актуальность темы, определены цель, задачи данной работы, изложена её теоретическая основа. В основной части раскрывается сущность бессмертия как религиозно-философской проблемы. В заключении представлены главные выводы по данной теме. Список литературы включает в себя 6 источников.
  • 1. Этапы процесса перехода от жизни к смерти
  • В естественном процессе перехода от жизни к смерти существует своя традиция, свои этапы.
  • Этап старения сопровождается ограничением выбора сферы деятельности, снижением уровня здоровья, переходом от независимости к зависимости от других. В общем-то, старение дискомфортно. Поэтому человечество всегда волновало проблема продления жизни. Детально эти вопросы изучает геронтология. Первый опыт продления жизни был зафиксирован ещё в древние времена, когда царя Соломона обкладывали молоденькими девушками чтобы вдохнуть силу и молодость в немощное тело. Аристотель искал «квинтэссенцию» - пятую сущность, стоящую выше земли, воды, воздуха и огня, в которой, как он полагал, заключена тайна рождения и умирания. Алхимики Средневековья искали «философский камень», дающий не только богатство, но и вечную жизнь, с его помощью предполагалось создать «эликсир молодости». В общем - то и до сегодняшнего дня человечество не отказалось от попыток продлить жизнь человека. Частично это удаётся. Но мечты о «вечной жизни» остаются. Наглядный пример тому - популярность фильмов типа «Горец», различных триллеров о жизни после смерти.
  • Этап обратимой «клинической» смерти некоторые представители интуитивизма объясняют как такое качественное состояние организма человека, в котором он продолжает жить. Так, Р. Моуди в книге «Жизнь после смерти» приводит результаты исследования ста случаев клинической смерти. Эти исследования показали, что перенёсшие клиническую смерть испытывали одни и те же ощущения - «движение по тоннелю», « встречу с покойными близкими» и т.д. Это дало основание Моуди сделать вывод о том, что человек после смерти продолжает жить: «…развитие души продолжается и за земной чертой, возможно, целую вечность или в течение какого-то промежутка времени, причем с такой углубленностью, о которой мы можем лишь только догадываться, «как сквозь тусклое стекло» Моуди Р. Жизнь после жизни: Исследование феномена выживания после физической смерти. - СПб., 1992. - С. 51.. Однако пока этот вывод является лишь слабым утешением, не более того.
  • Третий этап - необратимая биологическая смерть. Для человека это грядущая вселенская катастрофа. И он боится смерти, поэтому страх перед смертью - это естественное, нормальное состояние нормального человека.
  • Перед лицом этого страха человек ищет защиты. Он не может постоянно находиться под гнётом осознания неизбежности смерти. Поэтому он вытесняет это осознание, создаёт различные способы компенсации своей смертности. В качестве такой защиты от страха неминуемой смерти человек создаёт механизм упрочнения в сознании идеи своего бессмертия, идеи отрицания смерти, т.е. механизм иммортализации. Эти способы зависят от того, какие смысложизненые ценности берутся в качестве основополагающих, в каких из них человек видит своё бессмертие. Наибольшее распространение имеют следующие способы иммортализации: а) родовое бессмертие, т.е. видение продолжение себя и своей жизни в потомстве, в детях; б) творческое бессмертие, т.е. оставление памяти о себе в результатах своей деятельности (в построенном доме, написанной книге, в своих учениках); мы говорим о людях, оставивших после себя великие произведения искусства, литературы, науки, как о бессмертных; вспомним Пушкина: «Весь я не умру, душа в заветной лире мой прах переживет» Янушкявичюс Р. В. Основы нравственности / Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. - М., 1998. - С. 446.; в) религиозное бессмертие, основанное на установке о продолжении жизни в раю, на стремлении слиянии с Богом и т.п.; г) натуралистическое бессмертие, ориентированное на слиянии с природой или на перерождение в буддийском смысле; д) чувственное бессмертие, представляющее собой стремление к потере чувства времени в экстазе, наркотическом опьянении и т.д.
  • Сегодня учёные, художники, политики много размышляют о клонировании как одном из способов достижения бессмертия. Человек вступил в соперничество с природой и с Богом. Принесет ли это ему счастье, или он в результате окажется на краю пропасти, как уже не раз бывало? Ответа пока нет.
  • 2. Понятие и виды бессмертия

Бессмертие - это понятие, обозначающее преодоление смертности и забвения человека и человеческого рода. В обыденной жизни, в религиозной, философской и научной литературе употребляется в различных смыслах.

Можно выделить следующие наиболее часто употребляемые смыслы и соответствующие им виды бессмертия: действительное душевно-телесное продолжение жизни индивида после смерти (личное бессмертие); существование после смерти некой безличной психической сущности, которая поглощается абсолютной духовной субстанцией, Богом (метафизическое бессмертие); достижение на земле или в человеческом разуме некоторого вечного, непреходящего качества жизни (идеальное бессмертие); перевоплощение живущих на этой земле индивидов в будущие человеческие или другие живые формы (бессмертие как реинкарнация или переселение душ); осуществление природно-биологической бесконечности человека, продолжение человеческой жизни через потомство (биогенетическое бессмертие); включение в вечный кругооборот природы субстрата человеческой телесности (материальное, физико-химическое бессмертие); бесконечное воздействие, влияние жизни и творчества когда-то жившего человека на умы, поступки и деятельность последующих поколений (социокультурное бессмертие); проявление значимости последствий прошлых событий человеческой истории в настоящем и сколь угодно далеком будущем (историческое бессмертие).

Психологически каждый из видов бессмертия связан с надеждой на иммортализацию, преодоление смертности либо через продолжение жизни в потомстве (биогенетическое бессмертие), либо через продолжение своей жизни в результате своей деятельности (социокультурное и историческое бессмертие), либо через различные формы трансцендентной связи с вечными духовными сущностями и ценностями (метафизическое и идеальное бессмертие) и т.д.

Вера человека в бессмертие и стремление к нему играют роль своеобразного психологического и ценностно-мировоззренческого гаранта цельности родового человеческого бытия и существования незыблемых высших ценностей и смыслов. Они обеспечивают психологическую защиту человека от страха смерти и дают ему возможность жить полноценной жизнью, не взирая на знание неизбежности своей смерти.

Выделяют также несколько видов бессмертия, связанных с тем, что после человека остается его дело, дети, внуки и т. д. (разумеется не у каждого), продукты его деятельности и личные вещи, а также плоды духовного производства (идеи, образы и т. д.) Философия: Учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/Д, 1998. - С. 289. .

Первый вид бессмертия - в генах потомства, близок большинству людей. Кроме принципиальных противников брака и семьи и женоненавистников, многие стремятся увековечить себя именно этим способом.

Второй вид бессмертия - мумификация тела с расчетом на вечное его сохранение. Опыт ещё египетских фараонов, практика современного бальзамирования (В.И. Ленин, Мао-Цзэддун и др.) говорят о том, что в ряде цивилизаций это считается принятым.

Третий вид бессмертия - упование на «растворение» тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в космическое «тело», в вечный кругооборот матери. Это характерно для ряда восточных цивилизаций, особенно японской.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.