Рефераты. Аристотель о праве и законе

Аристотель о праве и законе

АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ЯРОСЛАВСКИЙ ФИЛИАЛ

Реферат

По дисциплине «Философия права»

Тема: «Аристотель о праве и законе»

Руководитель:

Выполнил:

Иван Конин

Юридический

Факультет,

Группа Ю - 22 П

Ярославль 2004

План

Введение - стр.

Основная часть - стр.

Заключение - стр.

Список использованной литературы - стр.

Введение.

В Древней Греции были созданы политико - правовые теории, которые во многом предопределили дальнейшее развитие политико - правовой мысли. Древнегреческие мыслители были первооткрывателями в многочисленных областях человеческого познания. Поэтому можно говорить не только о вкладе древних греков в историю философской, политической и правовой мысли, но и о создании ими фундамента и формулировании отправных идей и концепций в разнообразных сферах теории и практики.

Большое внимание рационально - теоретическому анализу права и закона и их социально - политической характеристике уделено в творчестве Аристотеля(384--322 гг. до н. э.).

Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике, которая включает в себя также учение о праве и законе.

Аристотель родился в Стагире, небольшой греческой колонии на полуострове Халкидика (отсюда второе имя философа, получившее распространение в литературе, -- Стагирит). Отец его был врачом при дворе македонского царя. Юношей Аристотель отправился в Афины и вступил в платоновскую Академию, где сначала учился, а затем преподавал многие годы. Философские воззренья мыслителя сформировались в ходе полемики с Платоном.

После смерти учителя - в 347 г. до н.э. Аристотель покинул Академию и несколько лет странствовал по Малой Азии, занимаясь там научной и преподавательской деятельностью. Затем около трех лет он провел в Македонии, исполнял обязанности воспитателя наследника царского престола -- будущего знаменитого полководца Александра Македонского. Вернувшись в Афины, Аристотель основал философскую школу -- Ликей, в которой преподавал почти до самой смерти.

Произведения Аристотеля, делятся традиционно на восемь групп:

1. Логические труды («Органон»): «Категории», «Об истолко-вании», «Аналитики» первая и вторая, «Топика», «О софистиче-ских опровержениях».

2. Философия природы: «Физика», или «Лекции по физике», в 8-ми кн., «О небе» в 4-х кн., «О возникновении и уничтожении» в 2-х кн., «О небесных явлениях» ( «Метеорологика ») в 4-х кн.

3. Психология: «О душе» в З-х кн., а также «Малые труды по естествознанию», включающие трактаты: «О восприятии и воспринимаемом», «О памяти и воспоминании», «О сне», «О бессоннице», «О вдохновении [приходящем] во сне», «О длительности и краткости жизни», «О жизни и смерти», «О ды-хании». Включается сюда также неподлинный труд «О духе», от-носящийся, видимо, к середине. III в. до н. э.

4. Биологические труды: «О частях животных», «О движении животных», «О передвижении животных», «О происхождении животных». Эти аутентичные труды Аристотеля обычно дополня-ются рядом трактатов, написанных в школе Аристотеля, авторы которых не установлены. Важнейший из них - «Проблемы», где рассматриваются разнородные вопросы физиологии и медицины, а также математики, оптики и музыки.

5. Первая философия: сочинение в 14-ти книгах, получившее название «Метафизика». В издании Беккера ему предшествует трактат «О Мелиссе, Ксенофане и Горгии».

6. Этика: « Никомахова этика» в 10-ти кн., «Большая этика» в 2-х кн., «Евдемова этика», из которой печатаются книги 1-3 и 7, книги 4-6 совпадают с 5-7 книгами « Никомаховой этики». 13-15 главы 7 книги иногда считаются 8 книгой «Евдемовой этики».

7. Политика и экономика: «Политика» в 8-ми кн., «Экономика» в З-х кн. В школе Аристотеля было описано государственное устройство 158 греческих городов-государств. В 1890 г. был .найден папирус с текстом «Афинской политии» Аристотеля.

8. Риторика и поэтика: «Искусство риторики» в З-х кн., за кото-рым печатается неподлинный трактат «Риторика против Александ-ра»-ранняя перипатетическая работа. За нею идет трактат «О поэзии».

Аристотелевское учение о праве содержится в основном в пятой и восьмой книгах трактата «Никомахова этика», а также в трактатах «Большая Этика» и «Риторика». Диоген Лаэртский, перечисляя сочинения Аристотеля, называет среди них также трактаты «О справедливости» и «Законы». Существовали ли эти книги в действительности, неизвестно.

Уже перечень произведений Аристотеля показывает энциклопедичность его учения. В нем не только охвачены все области тогдашнего знания, но и произведена его первичная классифи-кация, так что впервые из философии как таковой выделены спе-циальные науки. Каждой работе Стагирита предшествует краткое изложение и критический разбор предшествующих учений по дан-ному вопросу. Тем самым осуществляется первый подход к пробле-ме, которая затем решается в духе собственного учения Стагирита. Последний выступает, поэтому и первым историком науки, хотя его изложение учений древних требует критического подхода.

Аристотель о праве и законе.

Объектами политической науки являются прекрасно справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстает как начало политики, введение. В “Этике” Аристотель исследует, наряду со специфической, этической темой, также и ряд собственно политико-правовых проблем.

Соотношение этики и политики отчетливо проявляются в освещении проблемы справедливости. Как приобретенное качество души и черта характера справедливость является величайшая из добродетелей (в соотношении с мужеством, умеренностью, великодушием и т. д.) и относится к предмету этики; в этом аспекте справедливость -- часть добродетели. Но у справедливости есть и иной аспект, выражающий отношение одного человека к другим; в таком смысле справедливость представляет всю добродетель в человеческих отношениях и относится к предмету политики.

Характеризуя, соотношение справедливости и добродетели Аристотель (Этика,V, 3) замечает: «По существу они тождественны, но в проявлении они различаются: одна -- справедливость, добродетель, проявляющаяся в отношении к другим, другая, т.е. добродетель, -- приобретенное душевное качество, взятое безотносительно”.

Политика, право и законы под справедливостью имеют всю добродетель, т. е. политическую справедливость.

Отмечая употребление понятия справедливости вообще в различных значениях, Аристотель (Этика, V, 2) пишет: «Итак, понятие “справедливость” означает в одно и то же время как законное, так и равномерное, а несправедливость -- противозаконное равномерное (отношение к людям)». Неравномерное и противозаконное -- не одно и то же; они отличаются друг от друга, как часть от целого: « ибо все неравномерное противозаконно, но нё все противозаконное неравномерно (Этика,V, 5).

В процессе анализа справедливости как некоторой равномерности Аристотель говорит о «специальной справедливости» и различает два вида ее проявления: справедливость, распределяющую и справедливость уравнивающую. Уяснение содержания этих понятий необходимо для понимания политических и правовых взглядов Аристотеля, поскольку речь здесь по существу идет об объективном смысле той специальной равномерности (т. е. равенства, меры и т. д.), которая обязательна для политических отношений и справедливого закона.

Распределяющая справедливость -- это проявление справедливости при распределении всего того (власти, почести, выплат и т. п.) что может быть разделено между членами общества. Здесь возможно как равное, так и неравное наделение различных лиц соответствующими благами.

Уравнивающая справедливость действует в сфере обмена и «проявляется в уравнивании того, что составляет предмет обмена» (Этика, V, 5). Этот вид справедливости применяется в области гражданско-правовых сделок, возмещения вреда, преступления и наказания.

В самом общем виде равномерность характеризуется Аристотелем как середина между излишком и недостатком, и в этом смысле справедливое есть равномёрное. «Итак, -- пишет он (Этика, V, 6), -- необходимо) чтобы справедливое было серёдиной и равномерным (по отношению к известным предметам) и лицам; поскольку оно середина, оно должно быть серединою чего-либо (а это есть избыток и недостаток); поскольку оно есть равномерное, оно равномерно относительно двух прёдметов, а поскольку оно справедливое, оно справедливо относительно известных лиц».

Отсюда Аристотель делает вывод о том, что справедливое предполагает, по крайней мере, четыре условия: два лица, по отношению к которым оно справедливо, и два предмета, по поводу которых оно проявляется. Лишь с учетом правильно найденного соотношения всех этих условий можно установить справедливость. Предметы, говорит Аристотель, относятся друг к другу так же, как и лица: неравному не соответствует равное. Нарушение этого соответствия приводит к тяжбам и спорам, поскольку в таких случаях равные люди владеют неравным или неравным уделено равное.

В качестве принципа распределяющей справедливости Аристотёль -- со ссылкой на поговорку «делить по достоинству» - обосновывает нёобходимость деления соответствующих общих для всех граждан благ по достоинству.

«Все люди, пишет он (Этика,V,6) -- согласны в том, что распределяющая справедливость должна руководствоваться достоинством, но мерило достоинства не все, видят в одном и том же, а граждане демократии видят ее в свободе, олигархия -- в богатстве, а аристократия -- в добродетели». Сам Аристотель трактует справедливое распределение по достоинству как распределение благ, общих для всех граждан, пропорционально вкладу или взносу в общее дело того или иного гражданина.. Тем самым распределяющая справедливость интерпретируется им (не без влияния пифагорейских прёдставлений о числовых характёристиках справедливости и других добродетелей) как геометрическая пропорция, как пропорциональность между четырьмя членами (условиями с соответствующего отношения: лицо А относится к лицу В, как предмет С к предмету Д. Момент равенства в распределяющей справедливости выступает как равенство в. геометрической пропорции.

В уравнивающей же справедливости имеется в виду равенство арифметической пропорции. «Справедливость же в обменах, -- пишет Аристотель (Этика, v, 7) -- также, заключается в своего рода равенстве, но не по такой пропорции, а по арифметической, ибо здесь не имеют в виду разницы, лишил ли порядочный человек дурного чего бы то ни было, или дурной -- порядочного, или же порядочный совершил прелюбодеяние, а не дурной человек; закон обращает внимание лишь на различие ущерба, а с лицами обходится как с равными во всем, за исключением различения того, кто совершил преступление, от того, кто страдает, и того, кто нанес ущерб, о того, кто терпит ущерб».

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.