Рефераты. Античные ученые о влиянии природы на человека и их взаимодействии

Занимаясь, каждый раз страноведческим описанием, Страбон описывает народы, обычаи и их культурные особенности исходя из того, какие природа создала условия для человека. Таким образом, из его труда мы видим, что в ту пору человек знал о влиянии на него природы, и то как он от нее зависит, поэтому старался во многом следовать ее законам, это видно не только из того, каким видом деятельности занимался человек, но и как проявлялось его отношение к ней. Это связано с тем, что у народов существует много культов и поклонений богам плодородия и скотоводства.

Аристотель

Аристотель Стагирский, один из величайших философов античной Греции, родился в 384 г. до н. э. в Стагире, греческой колонии во Фракии, недалеко от Афона. От названия города производится имя Стагирит, которое часто давалось Аристотелю. Отец Аристотеля Никомах и мать Фестида были благородного происхождения. Никомах, придворный врач македонского царя Аминты III, прочил своего сына на ту же должность и, вероятно, сам первоначально обучал мальчика врачебному искусству и философии, которая в то время была нераздельна с медициной.

Рано потеряв родителей, Аристотель отправился сначала в Атарней, в Малой Азии, а затем, в 367 году, - в Афины. Там Аристотель стал учеником Платона и в течении 20 лет был участником платоновской Академии. В 343 г. Аристотель был приглашен Филиппом (царём Македонии) воспитывать его сына - 13-летнего Александра. В 335 г. Аристотель вернулся в Афины и создал там свою школу (Ликей, или перипатетическую школу). После смерти Александра Аристотель был обвинён в безбожии и покинул Афины, чтобы, как он говорил, явно намекая на смерть Сократа, избавить афинян от нового преступления против философии. Аристотель переселился в Халкис на Эвбее, куда за ним последовала толпа учеников и где через несколько месяцев он скончался от болезни желудка.

В области биологии одна из заслуг Аристотеля - его учение о биологической целесообразности, основанное на наблюдениях над целесообразным строением живых организмов. Образцы целесообразности в природе Аристотель видел в таких фактах, как развитие органических структур из семени, различные проявления целесообразно действующего инстинкта животных, взаимная приспособленность их органов и т.д. В биологических работах Аристотеля, служивших долгое время основным источником сведений по зоологии, дана классификация и описание многочисленных видов животных. Материей жизни является тело, формой - душа, которую Аристотель назвал «энтелехией». Соответственно трём родам живых существ (растения, животные, человек) Аристотель различал три души, или три части души: растительную, животную (ощущающую) и разумную.

Человек у Аристотеля, как следует из "Истории животных", не выделяется из животного мира, а является одной из ступеней в иерархии живых существ. И даже там, где речь идет об одомашнивании диких животных, человек оказывается одним из них.

Основоположник европейского идеализма Платон мерил природный мир человеческой мерой. А потому в его учении мир идей венчает Высшее Благо - начало как природного, так и человеческого бытия. Иначе выглядит учение Аристотеля, в котором человек рассматривается с точки зрения животного и растения, а растение и животное - с точки зрения человека. Иначе говоря, если платонизм можно считать результатом проекции меры человек на природу, то аристотелизм - это во многом результат проекции меры природы на человека. Некоторые положения Аристотеля неоднозначны, и к каждому должен быть свой подход. Но здесь мы можем найти связь между природой и человеком в его рассуждениях, по поводу того что человек является животным, как нам известно в современном мире животные относятся к природе, не исключаются и идеи о том что человек является ее частью. Аристотель писал, что природа все делает наилучшим образом. Если человека отнести к одному из лучших творений природы, то связь между ней и человеком очевидна, так как совокупность условий оказывают большое значение на то, как происходит формирование человека.

Пифагор

Пифагор родился в Сидоне, Финикия, около 570 года до нашей эры. Отец Пифагора, Мнесарх, был достаточно богатым человеком, чтобы дать сыну хорошее воспитание. Когда Мнесарх, отец Пифагора, был в Дельфах по своим торговым делам, он и его жена Партенис решили спросить у Дельфийского оракула, будет ли Судьба благоприятствовать им во время обратного путешествия в Сирию. Пифия (прорицательница Аполлона), не ответила на их вопрос, но сказала Мнесарху, что его жена носит в себе дитя и что у них родится сын, который превзойдет всех людей в красоте и мудрости и который много потрудится в жизни на благо человечества. Мнесарх был столь впечатлен пророчеством, что изменил имя собственной жены на Пифазис в честь Пифийской жрицы. Когда родилось дитя в городе Сидоне, Финикия, оно оказалось, как и говорил оракул, мальчиком. Мнесарх и Пифазис назвали его Пифагором, (в честь Пифии) и посвятили его свету Аполлона.

Пифагор с ранних лет стремится узнать как можно больше. Он обучается в нескольких храмах Греции. Принято считать его первыми учителями Ферекида Сиросского и старца Гермодаманта. Первый прививает мальчику любовь к науке, второй - к поэзии Гомера.

Ряд источников указывает, что Пифагор стал чемпионом одной из первых Олимпиад по кулачному бою.

В юном возрасте Пифагор отправился в Египет, чтобы набраться мудрости и тайных знаний у египетских жрецов. Диоген и Порфирий пишут, что самосский тиран Поликрат снабдил Пифагора рекомендательным письмом к фараону Амасису, благодаря чему он был допущен к обучению и посвящён в таинства, запретные для прочих чужеземцев.

Когда Пифагор поселился в греческой колонии Кротоне в Южной Италии, он нашёл много последователей. Их привлекала не только мистическая философия, которую он убедительно излагал, но и предписываемый им образ жизни с элементами здорового аскетизма и строгой морали. Пифагор беседовал со своими учениками о космических изменениях земли по египетскому и азиатскому преданию. Он знал, что расплавленная земля была первоначально окружена газообразной атмосферой, которая, постепенно охлаждаясь, превратилась в жидкость и образовала моря. По своему обыкновению, он синтезировал свою мысль в аллегории, выражаясь, что моря были образованы из слез Сатурна (космическое время). Но вот появляются царства природы и невидимые зародыши, витающие в эфирной ауре земли, вихрями носятся они в её воздушном покрове, а затем привлекаются в глубокое лоно морей и на первые, выступившие из вод континенты. Еще смешанные, растительный и животный миры являются почти одновременно. Эзотерическая доктрина допускает трансформацию зоологических видов не только вследствие второстепенного закона подбора, но и вследствие основного закона проникновения в землю сверхфизических сил и воздействия разумных начал и невидимых сил на все живые существа. Если на земном шаре появляется новый вид, это означает, что более высокого типа души воплощаются в данную эпоху в потомков прежнего вида для того, чтобы поднять его на высшую ступень, формуя и преобразуя его по своему образу.

Эзотерическая доктрина приписывала попеременное погружение и появление континентов колебанию земных полюсов и признавала, что человечество должно было пережить шесть таких потопов. Каждый цикл между двумя потопами несет с собой преобладание одной из великих человеческих рас. Посреди временных и частичных затемнений цивилизации и человеческих способностей, общее непрерывное восхождение вверх не прекращается никогда. Так образовалось человечество, и началась эволюция рас среди различных земных катаклизмов. В этой доктрине Пифагора описывается, что серьезные изменения на исторической арене происходят вследствие природных катаклизмов, так природа определяет преобладание рас и угасание цивилизаций. Также у Пифагора существует теория о том, что есть душа, которая ищет предмет, в который она может воплотиться. То, что получается в результате, завит от того какой плотности оказался этот предмет. В природе имеются различные предметы различной плотности, неким предметом с определенной плотностью является тело человека. Из этого следует, что природа дает душу человеку. И после этого между ними возникает связь.

Марк Теренций Варрон и Марк Порций Катон

Произведение Варрона, «О сельском хозяйстве», является одним из источников по истории хозяйства Римской империи. Если рассматривать произведение в целом, то в нем даются основные рекомендации и советы по ведению животноводства и земледелия виллы.

Описывая ведение хозяйства, Варрон указывает факторы, которые в большей или меньшей степени будут оказывать влияние на производительность и доход хозяйства: «…Остается рассмотреть то, что вне имения, окружение которого вследствие его близости оказывает большое влияние на земледелие. Условия этого окружения следующие: во-первых, безопасен ли район, во-вторых, нет ли препятствий для вывоза наших продуктов и для ввоза того, что нужно, в-третьих, имеются или отсутствуют дороги или реки для провоза, в-четвертых, есть ли что-нибудь такое по соседству с имением, что полезно или вредно для наших полей».

Если рассматривать второе и третье условие, указанные Варроном, то можно увидеть, что некоторые из них, не зависящие от человека, а полностью относимы к природным. Так, например наличие ближайших рек будет сказываться на доставке товаров и их вывоза, а следовательно на расходах и доходе от данного занятия. При наличии такого условия видно, что географический ландшафт оказывает влияние на хозяйственную деятельность человека, поэтому Варрон указывает это, как одно из условий.

Читая произведение Марка Порция Катона «О земледелии», можно встретить, что автор советует выбирать имение исходя из географических особенностей местности. Он указывает: «…В хорошей местности надлежит иметь хороший вид… покупай имение, если можно у подножия горы, обращенное на юг, где есть хороший водоем, а поблизости море или река». Это говорит о том, что римляне знали, как влияет природа на хозяйство, и исходя из этого старались выбирать выгодные участки для заведения имения.

Заключение

В период античности наука возникает как обособленная сфера духовной культуры. Естественные науки существовали в форме натурфилософии, неотделимой от философии. Ученые античного мира были энциклопедистами, носителями как гуманитарных, так и естественнонаучных знаний. Экспериментальная база естественных наук была крайне ограничена.

В трудах античных авторов природа описывается исходя из представлений о мире того временни, большое внимание уделяется духовному осмыслению ее явлений и происходящих в ней процессов. Исключение представляют труды тех авторов, которые писали на основании своего опыта и наблюдения.

Список литературы

1. Авраамова М.А. Учение Аристотеля о сущности. М.: Изд-во МГУ, 1970. 68 стр.

2. Жмудь Л.Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. -- СПб., 1994. -- 376 с.

3. Лукреций. О природе вещей. - М.: 1947.

4. Практикум по истории древнего мира. Вып.2. Древняя Греция и Рим / Под ред. И.С. Свенцицкой. - М., 1988.

5. Страбон. Герграфия: в 17 кн. / Страбон; пер. с греч., - М.: Олма-Пресс, 2004. - 637 с.

Интернет источники

1. www.physchem.chimfak.rsu.ru // Тит Лукреций Кар.

2. www.hrono.ru // Страбон.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.