Рефераты. Античная философия

Трудности, которые связаны с апориями Зенона, так или иначе отражают сложности диалектики бытия и его познания, реальные противоречия между ними, а также противоречия в них самих. Дело в том, что для понимания движения мало учитывать, что в определенный момент времени предмет находится в определенном месте. Движение само по себе предполагает, что в тот же момент предмет находится также в другом месте. Эту диалектику выразил на новом уровне познания в середине XIX в. Ф. Энгельс, написавший, что "движение само есть противоречие: уже простое механическое перемещение может осуществляться лишь в силу того, что тело в один и тот же момент времени находится в данном месте и одновременно -- в другом, чтр оно находится в одном и том же месте и не находится в нем. А постоянное возникновение и одновременное разрешение этого противоречия -- и есть именно движение".

Это означало, что противоречия, выраженные Зеноном в апориях, в принципе разрешимы, но это достигается наукой путем определенных идеализации, т.е. обобщений и абстракций, принимаемых ею и допустимых на каждом уровне ее развития, которые соответствуют действительности не в абсолютном, а в относительном смысле. Так, например, с одной стороны, допускается, что нет сколь угодно малых величин (отрезка пути, промежутка времени, скорости), которые нельзя было бы разделить на еще более "мелкие" протяженные величины, а с другой -- "достаточно малые", протяженные величины принимаются за "непротяженные". Наука избегает логических противоречий и отражает те противоречия, которые содержатся "эмпирически" в самой объективной действительности. Так, современные научные теории, рассматривающие движение, утверждают, с одной стороны, что в любой сколь угодно малый промежуток времени тело находится в движении, а с другой -- что эти же промежутки времени -- мгновения, позволяющие фиксировать положение тела, устанавливать его координаты, т.е. рассматривать тело как покоящееся.

Историческая заслуга Зенона состояла в самой постановке всех этих вопросов. Он подвел своих последователей к мысли о противоречивости движения, хотя бы в самой простой, механической форме. Не менее ценны были его рассуждения о противоречивости пространства и времени, проявляющейся в единстве прерывности и непрерывности, конечного и бесконечного. Несмотря на то что сам Зенон не сделал всех нужных выводов, он открыл существование проблем, над которыми и в настоящее время размышляют ученые и философы.

3. Древнегреческие атомисты

К середине V в. до н.э., после германо-персидских войн, Древняя Греция достигла знаменательных успехов в экономическом и культурном развитии. Укрепилась демократическая республиканская форма рабовладельческого государства. На новую стадию своего развития перешла древнегреческая наука. Это проявилось в углублении астрономических, физических, математических, биологических знаний. В лице Гиппократа медицинские познания были приведены в целостную систему, успешно развивались архитектура, изобразительное искусство и литература. Главным центром культуры в этот период становятся Афины -- наиболее значительное государство рабовладельческой демократии в Древней Греции.

Все это создавало основу для развития материалистических и диалектических идей в противовес воззрениям пифогорейцев и элеатов, продолживших традиции милетской школы и Гераклита. Однако, обобщая достижения физики, астрономии и медицины, новое движение философской мысли -- атомизм приходит к более абстрактным, по сути дела, первым теоретическим представлениям о материи, пространстве, времени и самом процессе познания. Именно в этом русле складываются взгляды Эмпедокла (ок. 490 -- ок. 430 до н.э.), Анаксагора (ок. 500--428 до н.э.), а позднее Левкиппа (предположительно 500--440 до н.э.) и Демокрита (ок. 460-- 370 до н.э.).

Философские системы Эмпедокла, Анаксагора и Левкиппа вместо милеткого понятия единого первовещества выдвигают новое понятие -- "элемент" и исходят уже из множественности элементов, а не из единства бытия. Вместо внутренней закономерности развития единого первовещества они признают лишь внешнее механическое соединение и разделение элементов.

Исследователи их творчества видят социальные корни такого сдвига в переменах общественной жизни Древней Греции в первой половине V в. до н.э. Развитие хозяйства и денежной торговли колеблет устои аристократии, ослабление старых общественных связей и рост экономического влияния нового слоя приводят к развитию индивидуализма, находят свое отражение в переходе от монистического и стихийно диалектического мировоззрения первых философских школ Древней Греции к идеалистическому и плюралистическому мировоззрению.

Философская система Эмпедокла ближе всего стояла к предшествовавшей диалектической мысли и заключала в себя целый ряд смелых и глубоких диалектических учений. Концепция Анаксагора во многих отношениях страдала половинчатым сочетанием мирообразующего Ума и господства механической причинности во Вселенной. Наиболее ясной и логически последовательной была система Левкиппа. Вопреки Эмпедоклу, полагавшему, что в определенные периоды мир, состоящий из многих элементов, превращается в абсолютное единство, Левкипп утверждает: "Ни из единого не возникает многое, уи из многого единое". А в противоположность Анаксагору, Левкипп отрицает мировой разум и телеологию. Однако он от диалектики Гераклита и элейской философии Зенона, вскрывшего противоречивость понятий движения, пространства и времени, поворачивает в сторону метафизического материализма. Абсолютное пространство мыслится им существующим независимо от материи. Первичные элементы материи рассматриваются как изолированные, независимые друг от друга атомы. Все происходящее во Вселенной сводится им к внешнему соединению и разъединению атомов, а все формы взаимосвязи в природе служат основой для теории атомов, которая сыграла огромную историческую роль в развитии научного естествознания.

Левкипп ввел в философию и науку три новых понятия: абсолютная пустота, атом, механическая необходимость. Согласно Левкиппу, пустота -- необходимое условие движения. Одно из главных основоположений: "Небытие существует ничуть не менее, чем бытие". Абсолютная пустота не менее реальна, чем тело. Для элеатов движение невозможно без пустоты; но пустоты не существует, следовательно, движение невозможно. У атомистов ход рассуждения иной: "Движение не может быть без пустоты, движение, следовательно, и есть пустота".

Аристотель приводил следующие четыре доказательства пустого пространства, используемых атомистами:

движение требует пустого пространства, так как то, что наполнено, не может принять в себя ничего другого;

разрежение и сгущение возможны лишь при наличии промежутков;

рост возможен лишь при условии проникновения пищи в пустое пространство;

сосуд, наполненный пеплом, может принять в себя столько же воды, сколько и пустота.

Левкипп взял у элеатов учение о невозможности возникновения и уничтожения сущего. Бытие неуничтожимо. Отвергая творение из ничего и абсолютное уничтожение материи, элеаты установили принцип постоянства количества материи, но вместе с тем они отбросили и всякое возникновение и исчезновение, объявив движение и изменение вещей -- всего лишь обманчивой видимостью. Принимая элейский принцип сохранения материи, Левкипп выступил в защиту чувственного опыта. Для него реальны движение и изменение в мире, но только в том смысле, что движение - лишь простое перемещение тела в пространстве, а всякое изменение -- соединение и разъединение неизменно существующей материи. Сущность же материи, по Левкиппу, в абсолютной плотности и непроницаемости.

Левкипп утверждает об универсальной, не допускающей исключения необходимости во Вселенной: "Ни одна вещь не происходит попусту, но в силу причинной связи... и по необходимости". У Гераклита необходимость тяготеет над всем: все происходит в силу необходимости. Даже Солнце не может изменить своего пути по небу. У атомистов же необходимость низводится до понятия естественной необходимости. Вечное движение атомов исключает всякую случайность. Вместо божественного провидения, рока или судьбы у атомистов действует закон всеобщей причинности.

Космогонический процесс у Левкиппа представляется следующим образом: атомы носятся в пустоте, сталкиваются, сцепляются или отталкиваются друг от друга. В результате таких вихревых движений и возникают тела и целые миры. Все это соответствует строго необходимым механическим законам. Случай и произвол изгоняются из этой схемы. В великой беспредельной пустоте образуется бесчисленное множество атомов и разрушается бесчисленное множество миров. Видимые человеку светила вращаются вокруг Земли. Душа, по Левкиппу, также составлена из атомов, но более мелких, тонких, круглых. Из таких же атомов состоит огонь. Живые организмы получают их из воздуха в процессе дыхания. Атомы души придают живым организмам особую подвижность. Но преобладание выделения их из организмов ведет к смерти. Ощущение и мышление Левкипп также считает телесными процессами, он связывает их с проникновением в наши тела извне различных образов ("идолов").

Сосуществование двух противоположных начал -- абсолютно полного и абсолютно пустого, "бытия" и "небытия", положительной и отрицательной реальности -- дает основу множественности сущего. Если бы не было пустоты, было бы лишь единое, неделимое бытие, как понимали его элеаты. Если бы все было реально делимо до бесконечности, то в каждом теле было бы бесконечное число пустых промежутков, все было бы сплошной пустотой, и не было бы ничего подлинно плотного. Не приемлемы ни неделимость бытия, ни бесконечная его делимость. Остается одно: принять множество неделимых и абсолютно плотных тел -- атомов. Бытие множественно, и атомы суть его подлинные единицы. Даже когда атомы сплетаются между собой, образуя сплошное тело, они, по учению атомистов, не соприкасаются между собой, будучи отделены пустотой.

Атомисты, таким образом, принимают от элеатов идею однородности материальной субстанции. Атомам, согласно Левкиппу и Демокриту, не присущи качества. Только наши ощущения показывают нам вещи качественно определенные, но не сами атомы. Учения Левкиппа и Демокрита о бытие отличаются от взглядов элеатов только тем, что рассуждения последних о единой, всеобщей субстанции переносятся на бесконечное множество отдельных субстанций. Атомы же отличаются друг от друга лишь по форме. Они могут быть круглыми, продолговатыми, крюкастыми, острыми, более тонкими или, напротив, более широкими и т.д. Благодаря своим зубцам, шероховатостям, загнутым краям атомы сцепляются, образуя более крупные тела. Внутри атомов нет движения, здесь царствует абсолютный покой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.