Рефераты. Античная философия

Античная философия

Реферат

ТЕМА: Античная философия

План

Введение

1. Наивная диалектика милетцев, Эмпедокла, Гераклита, Анаксагора

2. Антидиалектика элейцев

3. Софисты

4. Атомическое учение Демокрита

5. Проблема несовпадения сущности и существования. Объективный идеализм пифагорейцев

6. Учение Сократа

7. Объективный идеализм Платона

8. Учение Аристотеля

9. Этика поздней античности. Эпикуреизм, скептицизм и стоицизм

10. Философия Древнего Рима

Введение

Философия. Ее основные функции

Философию древние греки отождествляли с любовью к мудрости (греческая phileo - люблю и sophio - мудрость), а под мудростью они понимали не просто многознание, а знание упорядоченное в систему, позволяющую представить как связанное целое мир, место человека в этом мире и его различные формы отношения к миру от познавательного и оценочного до практического.

Религия и мифология представляют мир и человека как связанное целое. Но, совпадая с ними по предмету, философия, как и математика, физика и другие почтеннейшие науки, доказывает свои положения. Именно естественные стремления человека приобрести убеждения, основанные не на вере, а на знании привело к тому, что философия в конце концов выделилась из религии и мифологии и до сих пор находится в довольно сложных отношениях с ними.

Мнение о том, что философия - самая древняя наука, а все остальные науки возникли вследствие отпочкования от нее, вряд ли отвечает действительности. Пожалуй, правильнее говорить о том, что-то, что возникло почти одновременно в Древней Индии, Китае и Греции под названием «философия» было не философией, в строгом смысле этого слова, а еще нерасчлененной преднаукой, и затем уже посредством ее дифференциации из нее выделились и философия, и другие науки.

В пределах своей компетенции, как и другие науки, философия выполняет три основные взаимосвязанные функции: познавательную, методологическую и мировоззренческую. Как и другие науки, она постоянно расширяет наши знания о действительности. Именно философам принадлежит пальма первенства многих открытий (закона сохранения материи и движения и др.). Методологическую функцию, конечно же, выполняют все науки, ибо каждая из них стремится обосновать методы решения теоретических и практических задач. Но конкретные науки дают нам частные методы познания (например, математика - методы вычисления и т.п.), а философия анализирует нашу познавательную деятельность в целом. Ее главная задача заключается в обосновании форм и законов нашего мышления, общей структуры научного знания. Философия решает и многие другие вопросы познания. Наконец, стремясь упорядочить частное знание и опыт в целостную систему, философия выполняет роль мировоззрения. Она систематизирует частное знание и опыт в общую картину бытия. В отличие от эмпирического мировоззрения мировоззрение философское всегда отличается большой систематичностью широтой и глубиной.

Истоки философских споров

Каждое более или менее значительное философское учение, каждая философская школа дают, как правило, свои решения одних и тех же вопросов, причем обязательно в дискуссии с другими философскими системами. В философии царит сумятица мнений. Согласие философов относительно одних и тех же вопросов скорее исключение, чем правило. Жаркие философские споры до сего времени порождают сомнение в способности философии положительно решать обсуждаемые вопросы. Это дало Ж.-Ж. Руссо повод сравнивать философов с толпой шарлатанов, сознательно обманывающих публику. Однако это мнение Руссо выражает скорее психологию человека, чем существо дела.

И, тем не менее, вопрос о поляризации философских направлений чрезвычайно болезненный для философии. Вызывается эта поляризация разными причинами. Пожалуй, одна из основных из них коренится в известной каждому максиме: в спорах рождается истина. Сказывается и то, что в философское познание в отличие от математического, физического и т.п. всегда властно вторгается оценочный момент. Философы не просто рассуждают. Они еще и оценивают. А уж где оценка, где интерес, там согласия не жди. Сколько людей, столько мнений, интересов и вкусов. Н.Г. Чернышевский обратил внимание и на то, что философия всегда партийна, т.е. борьба философских учений отражает борьбу партий за преобладание в обществе. Но сведением всех причин философских споров к партийности философии было бы грубым догматизмом. Враждуют между собою не только идеологи разных партий, но и идеологи одних и тех же партий. Видимо, главной причиной философских споров коренится в природе самого философского размышления. Стремясь объединить частное знание и опыт в целостную картину мира, оно добивается лишь фрагментарно, неполное, в каких-то моментах ошибочное общее видение действительности. И не только оппонентам, но и последователям какого-то учения или школы воленс-ноленс приходится исправлять обнаруженные неточности, а значит вести жаркие философские споры.

Главные философские направления

Царящая в философии анархия философских систем издавна поставила проблему их классификации, подобно тому, как многообразие фауны и флоры поставило перед К. Линеем и другими проблему классификации видов, а многообразии химических элементов - перед Дальтоном, Менделеевым и др. - проблему таблицы этих элементов. Немецкий философ Гегель буквально сотни страниц своей «Малой логики» посвятил типологии философских систем. Ф. Энгельс, подытоживая рассуждения Гегеля, формулирует удобный критерий классификации философских систем. Он назвал его основным вопросом философии: вопросом об отношении мышления и природы, духа и бытия. Этот вопрос имеет две стороны: первая, - что первично природа или сознание, вторая - познаваем ли мир.

Философские системы, исходящие из первичности материй, образовали направление в философии, получившее название материализм (Демокрит и др.), а системы, исходящие из первичности сознание - идеализм. Причем идеализм разделился на объективный и субъективный. Объективный идеализм признает первичным надмировое сознание, которому дает разные названия: мир идей (Платон), абсолютная идея (Гегель), бог (Фома Аквинский) и др. Субъективный идеализм (Беркли, Мах и др.) исходит из первичности человеческого сознания. В истории философии были попытки в качестве исходного пункта построения философских систем взять два самостоятельных начала: материю и сознание. Они получили название дуализм (Р. Декарт и др.).

Подавляющее большинство философов положительно решали вопрос о возможностях нашего сознания познать окружающий мир. Но были и такие философы (Юм, Кант и др.), которые сомневались в таких возможностях. Совокупность их учений получила название агностицизм.

Однако материализм, идеализм и агностицизм (дуализм тяготеет, как правило к идеализму) - это лишь главные философские направления. Различие философских систем внутри, например, объективного идеализма могут быть не менее существенными, чем между идеализмом и материализмом в целом. Так что историю философии вряд ли можно свести только к борьбе материализма и идеализма, отводя первому роль защитника науки, а второму - защитника религии.

1. Наивная диалектика милетцев, Эмпедокла, Гераклита, Анаксагора

Древнегреческая философия возникла не в самой Древней Греции, а в городах западного побережья Малой Азии, основанных греками. Древнейшей философской школой считается милетская. Она была основана Фалесом (624 - 547 до н.э.) , Анаксимандром (610 - 546 до н.э.), Анаксименом (585 - 525 до н.э.). Круг научных интересов представителей этой школы чрезвычайно широк. Им принадлежит ряд открытий в области математики, географии, астрономии.

Но главное их внимание было обращено на проблему субстанции или первоматерии, из которой возникают вещи. И это не случайно. Только решение этой проблемы открывало возможность построения независимо от религии и мифологии объяснение мира и разработки диалектического взгляда на сущее как связанное целое. Фалес, исходя из того, что жидкость является составной частью многих предметов, скажем винограда, сыра и т.п., пришел к выводу, что все состоит из воды. Она есть первооснова всего сущего. По Анаксимандру такой первоосновой есть бескачественная материальная субстанция апейрон. Он дает начало всем многокачественным вещам. По Анаксимену, субстанция - это воздух: все возникает из него и все в него возвращается.

У милетцев мир не просто какое-то первовещество. У них Вселенная полна богов, все одушевлено. Так, признак всеобщей одушевленности Фалес видел в свойствах магнита и янтаря: из того, что янтарь и магнит способны приводить другие тела в движение, он делал вывод, что они имеют душу.

Развивая учение милетцев, Эмпедокл из Агригента (на острове Сицилия) (ок. 483 - 423 до н.э.) в своей философской поэме «О природе» сводит все многообразие вещей к четырем «корням»: земле, воде, воздуху и огню. Это учение о четырех элементах (или стихиях) природы в течение многих веков удерживалось в античной и средневековой философии. Соединение и разделение элементов, а значит и образование и разрушение вещей, по Эмпедоклу, происходит под действием двух противоборствующих сил: притяжения и отталкивания («дружбы» и «вражды»). Преобладание той или иной силы обуславливает по Эмпедоклу, различные стадии развития Вселенной. Большую роль в эволюции живого играет, по Эмпедоклу, естественный отбор более жизнеспособных сочетаний.

Гераклит (530-470 до н.э.) был один из первых, кто заметил противоречие между представлениями о вечной и неизменной субстанции и изменчивым миром чувственных вещей. Все течет, все меняется, а значит, вся трудность заключается в объяснении источника движения. И Гераклит находит гениально простой выход из этих затруднений. Он наделяет саму субстанцию активностью. Для него субстанция - это не только первовещество, из которого возникают и в которое возвращаются вещи, но и первоисточник всякого движения, изменения вообще. Такой активной субстанцией он объявляет огонь. Из этого представления о субстанции Гераклит делает прямые атеистические выводы. «Этот космос, - писал он, - не создан ни кем из богов и никем из людей, а был и будет вечно живым огнем, который закономерно разгорается и закономерно угасает».

Анаксагор (500-428 до н.э.) также стремится согласовать представление о вечности и нетленности истинного сущего с изменениями, движением и множеством вещей, о которых свидетельствуют органы чувств. Но из представления о единой субстанции, даже активной, качественное многообразие изменчивых вещей, справедливо считает Анаксагор, не объяснишь. Поэтому первичными элементами мира он объявляет бесконечное качественное многообразие элементов «семян вещей», позже названных гомеомериями. Их различное сочетание, по Анаксогору, образует вещи. Движущей силой соединения и разделения частиц он объявляет мировой «Ум» («Нус»). В исходном состоянии мира, по Анаксагору, все вещи были смешаны, только «Ум» не был смешан ни с чем, и существовал сам по себе. Затем «Ум» коснулся смеси и в ней возникло круговое движение, из него - плотное и редкое, теплое и холодное, светлое и темное, сухое и влажное. В дальнейшем путем сгущения выделились облака, из облаков - вода, из воды - земля, из земли - камни. Небесные светила, по Анаксагору, тоже суть камни, захваченные круговым движением эфира. Солнечные затмения объясняются прохождением Луны между Землей и Солнцем. В природе господствует необходимость, так что «Судьба» - это лишь пустое слово.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.