Рефераты. Аналитическая философия

Материалы и источники ко всему курсу

1. Аналитическая философия: Избранные тексты. Сост., вступ. статья и примечания А.Ф.Грязнова. М., Изд-во МГУ, 1993.

2. Аналитическая философия: Становление и развитие (антология). Сост., вступ. статья и примечания А.Ф.Грязнова. М., "ДИК" -- «Прогресс-Традиция», 1998.

3. Апель К.-О. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка. -- Вопросы философии № 1, 1997.

4. Богомолов А.С. Буржуазная философия США ХХ века. М., 1974.

5. Вригт фон Г.Х. Логика и философия в ХХ веке -- Вопросы философии, 1992, № 8.

6. Грязнов А.Ф. Феномен аналитической философии в западной культуре ХХ столетия -- Вопросы философии, 1996, № 4.

7. Грязнов А.Ф. Аналитическая философия: проблемы и дискуссии последних лет -- Вопросы философии, 1997, № 9.

8. Гудмен Н. Способы создания миров. М., «Логос -- Праксис», 2001.

9. Дэвидсон Д. Истина и интерпретация. М., «Праксис», 2003.

10. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. В 2 тт. Т.1. М., 1994.

11. Карнап Р. Значение и необходимость. Исследования по семантике и модальной логике. М.: Изд-во иностр. лит., 1959.

12. Куайн У.В.О. Слово и объект. М., «Логос», 2000. (Там же: Две догмы эмпиризма.)

13. Кюнг Г. Онтология и логический анализ языка. М., ДИК, 1999.

14. Кюнг Г. Когнитивные науки на историческом фоне. -- Вопросы философии, 1992, № 1.

15. Лебедев М.В. Стабильность языкового значения. М., «Эдиториал УРСС», 1998. (http://www.philosophy.ru/lebedev/texts/stability.html )

16. Лебедев М.В. Философия языка на фоне развития философии. -- В кн.: Что значит знать? М., 1999. (http://www.philosophy.ru/library/misc/diskurs/lebedev.html )

17. Лебедев М.В., Черняк А.З. Онтологические проблемы референции. М., «Праксис», 2001. (http://www.philosophy.ru/library/chern/01/index.html )

18. Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии ХХ века. М., «Мысль»,1983.

19. От логического позитивизма к постпозитивизму. Хрестоматия. М.: НИИВО-ИНИОН, 1993.

20. Петров В.В. Структура значения: логический анализ. Новосибирск, «Наука», 1979.

21. Пассмор Дж. Сто лет философии. М., «Прогресс-Традиция», 1999.

22. Патнэм Х. Разум, истина, история. «Праксис», 2002.

23. Рассел Б. Философия логического атомизма. Томск, "Водолей", 1999.

24. Семиотика. Сб. статей под ред. Ю.С.Степанова. М., «Радуга», 1983.

25. Смирнов В.А. Логические методы анализа научного знания. М., «Наука», 1987.

26. Тондл Л. Проблемы семантики. М., «Прогресс», 1975.

27. Философия. Логика. Язык. Сб. статей под ред. Д.П.Горского, В.В.Петрова. М., «Прогресс», 1987.

28. Фреге Г. Логические исследования. Томск, «Водолей», 1997.

29. Хилл Т. И. Современные теории познания. М., «Наука», 1965.

30. Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования. М., «Наука», 1980.

31. Хинтикка Я. Проблема истины в современной философии. -- Вопросы философии, 1996, №9. С. 46-58.

32. Целищев В.В. Логическая истина и эмпиризм. Новосибирск, «Наука», 1974.

33. Язык, истина, существование. Хрестоматия в 2-х частях. Сост. В.А.Суровцев. Томск, изд-во ТГУ, 2002.

34. Dummett M. Origins of analytical philosophy. Cambridge MA, 1993.

35. Рар A. Elements of analytic philosophy, N.Y., 1949.

36. Passmore J. Recent Philosophers. L., 1985.

37. The revolution in philosophy, with an introduction by G.Ryle. L., 1956.

38. Urmsоn J.O. Philosophical analysis. Ox., 1956.

39. Classics of analytic philosophy, ed. by R. Ammerman, N. Y., 1965.

40. Wedberg A. History of Philosophy. Ox., 1984.

1. Истоки формирования аналитической философии

1.1 Брентано

Аналитическая философия, которую мы только что охарактеризовали во Введении как образец естественнонаучной строгости в гуманитарных науках, как столп противостояния иррационализму и интуитивизму; аналитическая философия, основные тенденции которой -- перевод философских проблем в сферу языка, попытка сведения философской рефлексии к анализу, освобождение философского рассуждения от историко-культурных предпосылок; аналитическая философия была основана психологом и теологом.

Франц Брентано (1838 -- 1917) изучал философию сначала в Берлине под руководством Тренделенбурга, а позже -- в Вюрцбурге, где в 1862 г. защитил диссертацию "О различном значении сущего у Аристотеля". В 1864 г. Брентано рукоположен в духовный сан и принимает монашество, а в 1866 г. он проходит габилитацию и до 1872 г. занимает в Вюрцбургском университете должность профессора.

Сегодня истоки научной философии в Центральной Европе усматривают в австрийской философии XIX ст., а ее центральной фигурой считается Франц Брентано. Барри Смит высказывает следующий тезис: «[...] центрально-европейскую традицию логического позитивизма, в частности, а научной философии в общем следует понимать как часть наследия точной и аналитической философии Франца Брентано» Smith Barry. Austrian Philosophy: The Legacy of Franz Brentano. La Salle - Chicago: Open Court, 1994. Р. 44..

Брентано является основоположником минимум двух направлений в философии -- феноменологии и АФ. Однако путь его пролегал через психологию. Почему?

Авторы предисловия к одному из русских изданий Брентано, Д.Н.Разеев и С.В.Черненко, пытаются дать ясный ответ на, возможно, близлежащий вопрос:

"Не секрет, что всякая отдельно взятая наука -- в том числе и философия, -- претендующая на научный статус, стремится к подлинному познанию, т.е. прежде всего к истине. Исследования о познании, следовательно, должны разворачиваться в той сфере, где вообще возможно обнаружить истинное или неистинное. Не подлежит никакому сомнению, что сфера физических данностей, физических процессов и событий как раз не может быть отмечена печатью истинного или неистинного, ведь вещь не может быть «истинной» или «ложной», а лишь «действительной» или «недействительной». Поскольку же сфере физических данностей противостоит сфера данностей психических, то и вопрос об истине может быть сведен к вопросу о том, в какой из сфер сознательного мира возможны истинные или ложные феномены. Для этого требуется прежде всего исследование сферы психического." Брентано Ф. О происхождении нравственного познания. СПб., "Алетейя", 2000. С.13.

Произведенное Брентано в своей "Психологии с эмпирической точки зрения" (1874) разделение психологии на "генетическую" или "описательную" ("чистую" от физиологиии) и "генетическую" (включающую в себя элементы физиологии) -- это попытка нового (учитывающего позитивизм и отталкивающегося от него) подхода к традиционной для метафизики психофизической проблеме. Методологическая установка Брентано акцентирует внимание не на «сиюминутном озарении», но направлена на исследование единичных фактов и постепенном их теоретическом обобщении. К метафизике ведет трудный путь, на котором исследователь собирает предложение за предложением (Satz um Satz), истину за истиной (Wahrheit um Wahrheit), что придает эмпирическое и рациональное обличье его философии, а также гарантирует «научный» ее характер, сходный с характером эмпирических наук.

Главное отличие «эмпирической психологии» Брентано -- в том, что она не основывается преимущественно на наблюдении. Вслед за Контом Брентано отрицает возможность интроспекции, понимаемой как наблюдение за ментальными процессами: он говорит, что попытка наблюдать, например, свой гнев (сконцентрировать на нем свое внимание) сразу же его разрушает. Конт пришел к заключению, что психология невозможна и должна быть заменена социологией. Брентано с этим не согласен. По его мнению, в распоряжении психолога имеются другие методы наблюдения: психолог может вспоминать процессы своего сознания, наблюдать за сумасшедшим, за более простыми формами жизни или поведением других людей. Но он признает, что такое наблюдение само по себе не особенно плодотворно.

С точки зрения Брентано, фундамент психологии составляет тот факт, что мы можем воспринимать собственные ментальные акты, хотя и не наблюдать их. Чтобы понять это различение, надо начать с картезианской посылки, принимаемой Брентано в качестве несомненной. Согласно этой посылке, сознавая «представление», мы одновременно сознаем сам акт, его нам представляющий. Так, доказывает Брентано, мы не можем слышать звук, если не сознаем не только сам звук, но также акт слышания. Он считает, что нет двух отдельных актов сознания, а есть только один акт с двумя различными объектами. Эти объекты -- звук («первичный объект») и акт слышания («вторичный объект» -- своеобразный рефлективный объект). Он отмечает, что если бы в каждом представлении содержалось два акта, то картезианская посылка привела бы к бесконечному умножению актов сознания. Тогда сознавать звук значило бы сознавать сознание звука и, далее, сознавать сознание звука значило бы сознавать это последнее сознание до бесконечности.

Именно такая критика была обращена примерно в то время младограмматизму в лингвистике. Младограмматики провозгласили основой изучения любого языка, и в особенности реконструкции его морфологии, единство психологических законов и непреложность "звуковых законов" речи; основой их лингвистической концепции стал индивидуальный психологизм. Важнейшие из введенных младограмматиками методологических принципов -- изучение речи говорящего человека, а не письменных памятников прошлого, и учет при анализе истории языка действия звуковых (фонетических) законов и аналогий Остхоф Г., Бругман К. Предисловие к книге "Морфологические исследования в области индоевропейских языков". -- В кн.: Звегинцев В. А. (сост.) История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях. Ч. 1. М., 1964.. Подлинной реальностью выступает лишь индивидуальный язык. Ход рассуждений при этом таков: язык по-настоящему существует только в индивидууме, тем самым все изменения в жизни языка могут исходит только от говорящих индивидов. Если исходить из того, что каждый индивид обладает собственным языком, а каждый из этих языков -- своей историей, то отсюда следует, что все изменения в жизни языка могут исходить только от говорящих индивидов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.