Главная Вернуться  
Торжественное помещение греческого огня в специальную нишу в мемориальной стене
Огонь богини Гестии
С древнейших времен человек нуждался в тепле и свете огня. Именно этот дар Прометея человечеству вызвал гнев олимпийских богов и обрек героя на вечные муки. Этот украденный пламень осветил людям их путь, путь прогресса, вступив на который они приблизились к божественному всемогуществу. Поэтому Вечный огонь древнего города-государства является символом государственной устойчивости и надежности.
В доме каждого жителя Эллады и ее колоний, в том числе и Керкинитиды, хранился священный огонь, которому покровительствовала богиня Гестия.
Старшая дочь Кроноса и Реи, Гестия - хранительница неугасимого огня - начала, объединяющего мир богов, человеческое общество и каждую семью. Целомудренная, безбрачная богиня пребывает на Олимпе, символизируя незыблемый космос. В древнегреческом искусстве мы не найдем изображения этой богини, так как олицетворением ее был именно огонь.
2500 лет назад на новое место колонизации, в будущий город, прибыло около 100 молодых здоровых мужчин во главе с предводителем - ойкистом, который чаще всего был представителем знатного рода города - основателя. Некоторые исследователи полагают, что имя его было Каркинос, по имени своего основателя город и получил имя - Керкинитида.
Колонисты принесли на место своего нового проживания религиозные культы, характерные для метрополии. Отравляясь в путь для создания новой колонии, они брали с собой огонь от священного очага родного города, посвященного богини домашнего очага Гестии, и зажигали от него на новом месте пламя своей общины.
Именно ойкист был хранителем священного огня. Власть его была не ограничена (как верховного правителя его хоронили на агоре), а функции напоминали обязанности современного городского головы.
Строя свои дома, керкиниты переносили в него частицы общегородского пламени и зажигали свои домашние очаги. Практически в каждом доме имелась комната с выложенным из отесанных плит очагом. Это была главная комната, она располагалась обычно в северной его части и занимала в нем доминирующее положение. Очаг в этой комнате был не только источникам тепла и огня, около которого днем хлопотала хозяйка, но и главным, священным очагом семьи, и вечером вокруг него собиралась вся семья.
Кроме своей основной функции - отопления и места приготовления пищи - очаг служил местом отправления культа богини домашнего очага Гестии. Это был не только своеобразный алтарь богини, но место посвящения новорожденного в семью. Появление на свет ребенка было для семьи событием торжественным. Если отец решал признать ребенка и принять его в семью, то на 5 или 7 день после родов устраивали семейный праздник "амфидромия" (обход кругом). Отец поднимал новорожденного с земли в знак признания и быстро обносил его вокруг домашнего очага. Теперь его как нового члена семьи поручали опеке домашних богов.
Древнегреческий домашний очаг можно увидеть на улице Дувановской, он найден при раскопках северо-западного пригорода Керкинитиды. Здесь же обнаружен чернолаковый светильник. Такие светильники, прообразы современных свеч, лампад, заправляли маслом и применяли для освещения других помещений дома.