|
Текие дервишей |
Для того чтобы прочувствовать Евпаторию, нужно обязательно пройти по ее старым улочкам, ведь они до сих пор бережно хранят следы многовековой истории. О прошлом, настоящем, а, может, и будущем никто не расскажет лучше, чем сам город.
В начале XV-XVI веков Гезлев был культурным и религиозным центром Крымского ханства. Один из правителей Крыма Ходжа Девлет Гирей даже мечтал сделать Гезлев своей столицей.
В переводе с тюркского название города переводится по-разному - "скрытый дом", "сто глаз", - но каждое из названий точно определяет главное: Гезлев - город-крепость. Огороженный высокой стеной, он был надежно укрыт от посторонних глаз, не просматривался ни с суши, ни с моря. Окружали его крепостная стена, ров, сторожевые башни и цитадель. Турки отреставрировали крепость, застроили Гезлев великолепными мечетями, мраморными банями, прекрасными фонтанами, подвели к городу подземные водоводы - кяризы. Пять крепостных ворот служили входом в самый гостеприимный город, каждый вход имел свое название и назначение. Недалеко от главных ворот Одун-базар (Дровяной базар) на пустыре, вдали от городской суеты воздвигнут в XV-XVI веках Текие дервиш - обитель странствующих монахов.
Обитель дервишей - единственный архитектурный шедевр так называемой эпохи Возрождения крымского мусульманского зодчества, который сохранился в первозданном состоянии как ансамбль, состоящий из мечети, текие и медресе. | |
Текие | |
Мечеть | |
Медресе | |
Кто же такие дервиши? | | |
|
|
Пусть не камень, а небо будет куполом надо мной…"
"Ты можешь забыть все, кроме одного: зачем ты явился на свет. Не продавай себя задешево, ибо цена тебе велика!"
Джалаладдин Руми, поэт, мыслитель и гуманист (1207-1272).
|
Текие
Первоначально обитель была деревянной, позже на этом фундаменте возвели текие каменное. Центрально-купольное сооружение покрыто черепицей-сарматкой (татаркой), сделанной из красной глины. Эта черепица производилась здесь же, в городе, и сохранилась в отделке до наших дней. Согласно поверьям, даже маленький ее кусочек обладает мистической силой, приносит счастье. Внутри главного сооружения - девятнадцать келий, в которых дервиши оставались, чтобы провести ночь в молитвах, обращенных к Богу. Были среди странствующих монахов и затворники, жившие здесь годами.
Территория ансамбля издавна считается местом поиска духовного совершенства. Сюда правоверные приходили "полировать зеркала своих сердец и избавляться от ржавчины привязанностей". Это была Кааба влюбленных, чистых и верных, тех, кто полностью себя отвергал. Им было все чуждо, кроме Бога.
Мечеть
Первоначальная мечеть не сохранилась, на ее месте новая сооружена уже в XVII веке, одноэтажная с двухъярусным расположением окон, что типично для построек мечетей в Крыму. Здесь проводились пятничные молебны - в зале, устланном прекрасными дорогими коврами. Во дворе журчал источник, украшенный розовым мрамором. Простота форм сооружения и слабая освещенность интерьера создавали необыкновенную таинственность, которая усиливала мистическое состояние дервишей. К мечети примыкает колоннообразный минарет, высеченный из тесаных блоков камня-известняка местных каменоломней. Вершину минарета украшало покрытие из свинца и полумесяц.
Во дворе с южной стороны находилось кладбище, где были похоронены правоверные мусульмане, шейхи, священнослужители, послушники-дервиши. Первые захоронения, обнаруженные на территории комплекса, датируются 847 годом, последние - 1932-м.
Медресе
А здесь отпрыски благочестивых мусульман получали "тайны премудростей чтения и письма". Само строение возникло в начале XVIII века, позже в этом двухэтажном здании была открыта кофейня, ставшая со временем чайным домиком.
"Откажись от того, что у тебя на уме, отдай то, что у тебя в руках, отважься на то, что тебе суждено". (Шейх Абу-Саид о сути суфизма).
Кто же такие дервиши?
В переводе с персидского языка "дервиш" означает "нищий". И вправду, единственным достоянием этих странников могла быть только открытая душа. Вечные скитания, долгие дороги, разные города - вот о чем могли рассказать отшельники, ищущие духовного успокоения. Дервиш - последователь суфийских идей. Изначально это течение приняло форму оппозиционного мистицизма, направленного против роскоши и лицемерия знати. В суфийской проповеди об отказе от всех земных радостей, богатства, изнеженности нашел выражение растущий протест против несправедливого распределения благ. Недаром первые суфии носили грубые простые одежды из овечьей шерсти "хирка", "суфи", откуда, как полагают, и произошло название всего течения.
В религиозной среде дервиши занимали то же положение, что и в христианстве монахи. Аскеты наставляли своих учеников на путь праведный, учили их приводить в порядок ум и сердце, видеть Бога во всех жизненных проявлениях. Кстати, встречались дервиши во всех слоях мусульманского общества - от самых бедных до высших. Самое широкое распространение суфизм получил в XI веке. Позже свой вклад в теорию суфиев внесли многие восточные философы и поэты. Ведущую роль в развитии гуманистических идей этого течения сыграл великий азербайджанский поэт Низами Гянджави (умер в 1209г.), создававший свои произведения на фарси, узбекском, турецком и других языках. Но, пожалуй, наиболее известным суфием был один из величайших поэтов Джалаладдин Руми (1207-1272), происходивший из древнейшего литературного центра - города Балха.
Перед монгольским нашествием он в возрасте 14 лет вместе со своим отцом Веледаддином Руми покинул родину и, побывав в разных городах, остановился в Конье (Малая Азия). Получив высшее образование, он стал преподавать. А в 1244г. под влиянием встречи с одним из дервишей передал своим ученикам преподавание и руководство созданным им суфийским братством, а сам стал отшельником. Встреча эта имела для Джалаладдина Руми такое же значение, как знакомство Сократа и Платона, Шиллера и Гете.
В эпоху крестовых походов и фанатизма Руми проповедовал равенство людей независимо от религии, цвета кожи и языка, воспел величие человеческого рода. Поэт писал: "Ученые наших дней умеют на сорок частей расщепить каждый волос в своих науках, но самого главного, того, что для них важнее всего, - кто они сами - не ведают". После смерти мыслителя сочинители житий стали изображать его святым чудотворцем, а ныне произведения поэта переведены на большинство языков мира.
Просить милостыню среди дервишей считалось грехом и позором, поэтому они изучали ремесла, чтобы заработать себе на одежду. Основными средствами их существования были врачевание, толкование снов, продажа амулетов, переписка книг. Одни дервиши жили в городах и селах, другие вечно странствовали, но главным центром для всех неизменно было текие.
Сегодня этот уникальный архитектурный ансамбль в Евпатории (кстати, не имеющий аналогов во всем СНГ!) открыт для путешественников и гостей курорта. Хранительницей памятника истории и культуры является настоящая подвижница - историк, обществовед, кандидат социологических наук, президент благотворительного фонда "Текие дервиш" Алифе-ханум Яшлавская, которая еще многое может рассказать и об истории суфизма, и о дервишах, и о Гезлеве. А тайн и необъяснимых явлений, связанных с текие, поверьте, хватит на долгие годы. Ищущие душевного покоя найдут здесь утешение, страдающие исцелятся, а странники, возможно, найдут ответы на вопросы долгих лет своих скитаний…
"Благороден тот, кто прощает братьям своим все их проступки и ведет себя так, что ему не приходится просить прощения самому". (Восточная мудрость). | |