|
Комплекс караимских кенас |
Современный комплекс сложился в конце XVIII века на месте более древнего караимского храма в сердце средневековой Евпатории. После присоединения Крыма к России Евпатория становится местопребыванием гахама - духовного главы караимов. Здесь же в период с 1807-1815 г.г. было осуществлено строительство Соборного кафедрального храма для службы в торжественные и праздничные дни, а также храма для службы в будние дни. Спроектированы и построены кенасы архитекторами братьями Бобовичами.
Крымские караимы (караи) - это древний малочисленный народ тюркской языковой семьи, проживает в Крыму, Литве, Галиче, Луцке, на Волыни и в Польше. Караимы - ветвь хазар, пользовавшихся двумя языками: караимский употреблялся в быту, а иврит - для богослужения.
Караимы признают Библию единственным авторитетным источником, отрицая традицию Талмуда и раввинистические учения. Т.е. караизм - вероисповедание, в основе которого лежит Ветхий Завет в его изначальной чистоте.
В дореволюционной России религия караимов была признана самостоятельной, близкой к раннему христианству.
Духовным главой караимов был Гахан (Гахам), светским - сар или бий (князь), священники - газзаны.
Среди представителей этого народа - маршал Малиновский, балерина А.Павлова, городской голова Евпатории начала ХХ века С.Дуван. | |
|
Комплекс включает в себя большую (Соборную) и малую кенасы. Простота форм, продуманность планировки, умелое использование в отделке итальянского мрамора и неповторимая аура сделали его одной из самых известных достопримечательностей Крыма. Соборный храм и его дворики - поистине замечательный архитектурно-художественный памятник караимского искусства. Особое своеобразие этого архитектурного комплекса заключается прежде всего, в удачной планировке, искусном расположении храмов и трех двориков, каждый из которых является продолжением другого.
Первый начинается от входных ворот и продолжается до квадратной площадки, обрамленной трехарочными аркадами на каменных колоннах. Он носит название "дворик-коридор" и ведет к зданиям кенас. Слева от входных ворот в этом дворике находится мраморный фонтан для омовения рук перед молитвой. Этот дворик, вымощенный каменными плитами и обнесенный с двух сторон аркадой, покрыт высоким трельяжем и обсажен с левой стороны виноградными лозами. В арочные ниши этого и еще одного, третьего по счету, дворика со второй четверти и до конца XIX в. монтировались белые мраморные плиты (высеченные на них надписи сообщают имена караимов, сделавших пожертвования на строительство кенасы, помощь нуждающимся, на открытие школ, оказавших услугу караимской общине и т.д.).
Второй дворик расположен между зданиями кенас. Вместо мраморных плит с надписями здесь с двух сторон проходит открытая аркада, а далее колоннада портика Соборной кенасы. Слева располагается большая кафедральная, справа - малая кенаса. На их наружных стенах между окнами находятся с каждой стороны пять мраморных плит, на которых высечены стихи религиозного содержания.
За зданием малой кенасы открывается третий дворик, представляющий собой неправильной формы четырехугольник. С трех сторон он отделан аркадой, в арки которой вмонтированы мраморные плиты. Этот дворик носил название "дворика ожидания". В нем, сидя на скамьях под сенью виноградных лоз, караимы ожидали начала молитвы и решали общинные вопросы. К дворику примыкает небольшой садик, севернее кафедральной кенасы. В центре садика - шестигранная беседка с шатровым перекрытием, вымощенная каменными плитами. Она живо напоминает тюркскую юрту. Этой беседкой караимы отдавали дань памяти
далекой истории своего народа - времен хазар-кочевников.
Сам храм - это небольшое по размерам, несложное по конструкции прямоугольное в плане здание, перекрытое четырехскатной черепичной крышей. Окна расположены в два этажа. Здание сложено из белого инкерманского камня. Во времена Крымского ханства кенаса находилась под землей на этом же месте. Затем караимский храм был неподалеку от мечети Джума-Джами, но с возведением новой кенасы караимы его разобрали.
Перед входом в большую кенасу находится портик, который называется "азара". Четырнадцать беломраморных колонн обрамляют северную и часть восточной стороны храма. Первоначально портик был открытым. Вход в него имеется с восточной и северной стороны храма (из садика). Потолок был разделен на шесть равных прямоугольников и отделан великолепной раскрашенной резьбой по дубу.
Храм представляет собой большой зал, разделенный на три части. Подобно мусульманским мечетям, на южной стене находился алтарь (гехал), где в специальной нише хранились свитки Торы (Пятикнижие Моисея), написанные на рулонах бумаги, а древние - на пергаменте. Эта ниша закрывалась парахетом - богато вышитой занавесью. Перед нишей - помост со ступенями и балюстрадой. В центре его, против ниши, возвышался аналой (духан) с семисвечником. Внизу, по бокам алтаря, стояли еще два аналоя, а подле них кресла для газанов (священников), которые не правят службы.
Центральная, самая большая часть зала (шулхан), была предназначена для нестарых мужчин, а примерно треть - для стариков, где стояли скамьи. От центральной эта часть зала отделялась аркадой на тонких деревянных колоннах, которые в свою очередь поддерживали двухъярусный балкон. На балконе, зарешеченном густой деревянной решеткой, находились женщины - им полагалось молиться отдельно.
Евпатория до 1920г. являлась мировым центром караимизма. В 2001г. возрождено духовное управление караимов в Евпатории. Малая кенаса - единственный на территории СНГ караимский храм, где регулярно проводятся богослужения, был восстановлен силами крымских караимов в 1999г.
В кенасах бывали российские императоры: в 1825г. - Александр I, в 1916г. - Николай II. Во дворике кенас о былых исторических событиях напоминают установленые памятные мраморные плиты в честь ряда русских монархов: Екатерины II, Александра I, Николая II, Александра II и памятные доски с фамилиями караимов, погибших в годы Великой Отечественной войны.
Кенаса - это наиболее хорошо отреставрированный и с любовью охраняемый памятник архитектуры. Здесь на одной территории удачно соседствуют отреставрированный храм, Соборная кенаса, где идет реставрация, музей караимской жизни, лапидарий, клуб и прекрасное национальное кафе.
Для караимов мира Евпатория - то же, что для мусульман - Мекка, а для католиков - Рим. Экспонаты этнографического музея, расположенного рядом, красноречиво свидетельствуют об этом. | |