–ефераты. —очинение: Ћев Ќиколаевич “олстой

—очинение: Ћев Ќиколаевич “олстой

“ќЋ—“ќ… Ћев Ќиколаевич

“ќЋ—“ќ… Ћев Ќиколаевич (1828-1910), граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) ѕетербургской јЌ. Ќачина€ с автобиографической трилогии Ђƒетствої (1852), Ђќтрочествої (1852-54), Ђёностьї (1855-57), исследование Ђтекучестиї внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений “олстого. ћучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей быти€, духовный и социальный критицизм, вскрывающий Ђнеправдуї сословных отношений, проход€т через все его творчество. ¬ повести Ђ азакиї (1863) герой, молодой двор€нин, ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого человека. Ёпопе€ Ђ¬ойна и мирї (1863-69) воссоздает жизнь различных слоев русского общества в ќтечественную войну 1812, патриотический порыв народа, объединивший все сослови€ и обусловивший победу в войне с Ќаполеоном. »сторические событи€ и личные интересы, пути духовного самоопределени€ рефлексирующей личности и стихи€ русской народной жизни с ее Ђроевымї сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-исторического быти€. ¬ романе Ђјнна  аренинаї (1873-77) Ч о трагедии женщины во власти разрушительной Ђпреступнойї страсти Ч “олстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев. ¬оспри€тию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием он противопоставл€ет самоценность жизни как таковой в ее бесконечности, неуправл€емой переменчивости и вещной конкретности (Ђтайновидец плотиї Ч ƒ. —. ћережковский). — кон. 1870-х гг. переживавший духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного усовершенствовани€ и Ђопрощени€ї (породившей движение Ђтолстовстваї), “олстой приходит ко все более непримиримой критике общественного устройства Ч современных бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада Ђобразованных классовї: роман Ђ¬оскресениеї (1889-99), повесть Ђ рейцерова сонатаї (1887-89), драмы Ђ∆ивой трупї (1900, опубликована в 1911) и Ђ¬ласть тьмыї (1887). ќдновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, пока€ни€ и нравственного возрождени€ (повести Ђ—мерть »вана »льичаї, 1884-86, Ђќтец —ергийї, 1890-98, опубликованы в 1912, Ђ’аджи-ћуратї, 1896-1904, опубликован в 1912). ѕублицистические сочинени€ морализаторского характера, в т. ч. Ђ»споведьї (1879-82), Ђ¬ чем мо€ вера?ї (1884), где христианские учени€ о любви и всепрощении трансформируютс€ в проповедь непротивлени€ злу насилием. —тремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу “олстого из ясной ѕол€ны; умер на станции јстапово.

“ќЋ—“Шќ… Ћев Ќиколаевич [28 августа (9 сент€бр€) 1828, усадьба ясна€ ѕол€на “ульской губернии Ч 7 (20) но€бр€ 1910, станци€ јстапово (ныне станци€ Ћев “олстой) –€зано-”ральской ж. д.; похоронен в ясной ѕол€не], граф, русский писатель.

Ђ–адостный период детстваї

“олстой был четвертым ребенком в большой двор€нской семье. ≈го мать, урожденна€ кн€жна ¬олконска€, умерла, когда “олстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представл€л себе Ђее духовный обликї: некоторые черты матери (блест€щее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии) и даже портретное сходство “олстой придал кн€жне ћарье Ќиколаевне Ѕолконской (Ђ¬ойна и мирї). ќтец “олстого, участник ќтечественной войны, запомнившийс€ писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Ќикола€ –остова), тоже умер рано (1837). ¬оспитанием детей занималась дальн€€ родственница “. ј. ≈ргольска€, имевша€ огромное вли€ние на “олстого: Ђона научила мен€ духовному наслаждению любвиї. ƒетские воспоминани€ всегда оставались дл€ “олстого самыми радостными: семейные предани€, первые впечатлени€ от жизни двор€нской усадьбы служили богатым материалом дл€ его произведений, отразились в автобиографической повести Ђƒетствої.

 азанский университет

 огда “олстому было 13 лет, семь€ переехала в  азань, в дом родственницы и опекунши детей ѕ. ». ёшковой. ¬ 1844 “олстой поступил в  азанский университет на отделение восточных €зыков философского факультета, затем перевелс€ на юридический факультет, где проучилс€ неполных два года: зан€ти€ не вызывали у него живого интереса и он со страстью предалс€ светским развлечени€м. ¬есной 1847, подав прошение об увольнении из университета Ђпо расстроенному здоровью и домашним обсто€тельствамї, “олстой уехал в ясную ѕол€ну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), Ђпрактическую медицинуї, €зыки, сельское хоз€йство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и Ђдостигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописиї.

ЂЅурна€ жизнь юношеского периодаї

ѕосле лета в деревне, разочарованный неудачным опытом хоз€йствовани€ на новых, выгодных дл€ крепостных услови€х (эта попытка запечатлена в повести Ђ”тро помещикаї, 1857), осенью 1847 “олстой уехал сначала в ћоскву, затем в ѕетербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. ќбраз его жизни в этот период часто мен€лс€: то он сутками готовилс€ и сдавал экзамены, то страстно отдавалс€ музыке, то намеревалс€ начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. –елигиозные настроени€, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. ¬ семье его считали Ђсамым пуст€шным малымї, а сделанные тогда долги ему удалось отдать лишь много лет спуст€. ќднако именно эти годы окрашены напр€женным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который “олстой вел в течение всей жизни. “огда же у него возникло серьезное желание писать и по€вились первые незавершенные художественные наброски.

Ђ¬ойна и свободаї

¬ 1851 старший брат Ќиколай, офицер действующей армии, уговорил “олстого ехать вместе на  авказ. ѕочти три года “олстой прожил в казачьей станице на берегу “ерека, выезжа€ в  изл€р, “ифлис, ¬ладикавказ и участву€ в военных действи€х (сначала добровольно, потом был прин€т на службу).  авказска€ природа и патриархальна€ простота казачьей жизни, поразивша€ “олстого по контрасту с бытом двор€нского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал дл€ автобиографической повести Ђ азакиї(1852-63).  авказские впечатлени€ отразились и в рассказах ЂЌабегї (1853), Ђ–убка лесаї (1855), а также в поздней повести Ђ’аджи-ћуратї (1896-1904, опубликована в 1912). ¬ернувшись в –оссию, “олстой записал в дневнике, что полюбил этот Ђкрай дикий, в котором так странно и поэтически соедин€ютс€ две самые противоположные вещи Ч война и свободаї. Ќа  авказе “олстой написал повесть Ђƒетствої и отправил ее в журнал Ђ—овременникї, не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Ћ. Ќ.; вместе с позднейшими повест€ми Ђќтрочествої, 1852-54, и Ђёностьї, 1855-57, составила автобиографическую трилогию). Ћитературный дебют сразу принес “олстому насто€щее признание.

 рымска€ кампани€

¬ 1854 “олстой получил назначение в ƒунайскую армию, в Ѕухарест. —кучна€ штабна€ жизнь вскоре заставила его перевестись в  рымскую армию, в осажденный —евастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, про€вив редкую личную храбрость (награжден орденом св. јнны и медал€ми). ¬  рыму “олстого захватили новые впечатлени€ и литературные планы (собиралс€ в т. ч. издавать журнал дл€ солдат), здесь он начал писать цикл Ђсевастопольских рассказовї, вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк Ђ—евастополь в декабре мес€цеї прочитал даже јлександр II). ѕервые произведени€ “олстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной Ђдиалектики душиї (Ќ. √. „ернышевский). Ќекоторые замыслы, по€вившиес€ в эти годы, позвол€ют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего “олстого-проповедника: он мечтал об Ђосновании новой религииї Ч Ђрелигии ’риста, но очищенной от веры и таинственности, религии практическойї.

¬ кругу литераторов и за границей

¬ но€бре 1855 “олстой приехал в ѕетербург и сразу вошел в кружок Ђ—овременникаї (Ќ. ј. Ќекрасов, ». —. “ургенев, ј. Ќ. ќстровский, ». ј. √ончаров и др.), где его встретили как Ђвеликую надежду русской литературыї (Ќекрасов). “олстой принимал участие в обедах и чтени€х, в учреждении Ћитературного фонда, оказалс€ вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себ€ чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в Ђ»споведиї (1879-82): ЂЋюди эти мне опротивели, и сам себе € опротивелї. ќсенью 1856 “олстой, выйд€ в отставку, уехал в ясную ѕол€ну, а в начале 1857 Ч за границу. ќн побывал во ‘ранции, »талии, Ўвейцарии, √ермании (швейцарские впечатлени€ отражены в рассказе ЂЋюцернї), осенью вернулс€ в ћоскву, затем Ч в ясную ѕол€ну.

Ќародна€ школа

¬ 1859 “олстой открыл в деревне школу дл€ кресть€нских детей, помог устроить более 20 школ в окрестност€х ясной ѕол€ны, и это зан€тие настолько увлекло “олстого, что в 1860 он вторично отправилс€ за границу, чтобы знакомитьс€ со школами ≈вропы. “олстой много путешествовал, провел полтора мес€ца в Ћондоне (где часто виделс€ с ј. ». √ерценом), был в √ермании, ‘ранции, Ўвейцарии, Ѕельгии, изучал попул€рные педагогические системы, в основном не удовлетворившие писател€. —обственные идеи “олстой изложил в специальных стать€х, доказыва€, что основой обучени€ должна быть Ђсвобода учащегос€ї и отказ от насили€ в преподавании. ¬ 1862 издавал педагогический журнал Ђясна€ ѕол€наї с книжками дл€ чтени€ в качестве приложени€, ставшими в –оссии такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. Ђјзбукаї и ЂЌова€ јзбукаї. ¬ 1862 в отсутствие “олстого в ясной ѕол€не был проведен обыск (искали тайную типографию).

Ђ¬ойна и мирї (1863-69)

¬ сент€бре 1862 “олстой женилс€ на восемнадцатилетней дочери врача —офье јндреевне Ѕерс и сразу после венчани€ увез жену из ћосквы в ясную ѕол€ну, где полностью отдалс€ семейной жизни и хоз€йственным заботам. ќднако уже с осени 1863 он захвачен новым литературным замыслом, который долгое врем€ носил название Ђ“ыс€ча восемьсот п€тый годї. ¬рем€ создани€ романа было периодом душевного подъема, семейного счасть€ и спокойного уединенного труда. “олстой читал воспоминани€ и переписку людей александровской эпохи (в том числе материалы “олстых и ¬олконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Ѕородинское поле, продвига€сь в работе медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена, опроверга€ тем самым шутки друзей, что она еще так молода, будто играет в куклы), и лишь в начале 1865 напечатал в Ђ–усском вестникеї первую часть Ђ¬ойны и мираї. –оман читалс€ взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю. √ор€чие споры спровоцировали последующие части романа, в которых “олстой развивал фаталистическую философию истории. ѕрозвучали упреки в том, что писатель Ђпередоверилї люд€м начала века интеллектуальные запросы своей эпохи: замысел романа об ќтечественной войне действительно был ответом на проблемы, волновавшие русское пореформенное общество. —ам “олстой характеризовал свой замысел как попытку Ђписать историю народаї и считал невозможным определить его жанровую природу (Ђне подойдет ни под какую форму, ни романа, ни повести, ни поэмы, ни историиї).

Ђјнна  аренинаї (1873-77)

¬ 1870-е гг., жив€ по-прежнему в ясной ѕол€не, продолжа€ учить кресть€нских детей и развивать в печати свои педагогические взгл€ды, “олстой работал над романом о жизни современного ему общества, построив композицию на противопоставлении двух сюжетных линий: семейна€ драма јнны  арениной рисуетс€ по контрасту с жизнью и домашней идиллией молодого помещика  онстантина Ћевина, близкого самому писателю и по образу жизни, и по убеждени€м, и по психологическому рисунку. Ќачало работы совпало с увлечением прозой ѕушкина: “олстой стремилс€ к простоте слога, к внешней безоценочности тона, прокладыва€ себе дорогу к новому стилю 1880-х гг., в особенности к народным рассказам. Ћишь тенденциозна€ критика интерпретировала роман как любовный. —мысл существовани€ Ђобразованного сослови€ї и глубока€ правда мужицкой жизни Ч этот круг вопросов, близкий Ћевину и чуждый большинству даже симпатичных автору героев (включа€ јнну), прозвучал остро публицистично дл€ многих современников, прежде всего дл€ ‘. ћ. ƒостоевского, высоко оценившего Ђјнну  аренинуї в Ђƒневнике писател€ї. Ђћысль семейна€ї (главна€ в романе, по словам “олстого) переведена в социальное русло, беспощадные саморазоблачени€ Ћевина, его мысли о самоубийстве читаютс€ как образна€ иллюстраци€ духовного кризиса, пережитого самим “олстым в 1880-е гг., но назревшего в ходе работы над романом.

ѕерелом (1880-е гг.)

’од переворота, совершавшегос€ в сознании “олстого, нашел отражение в художественном творчестве, прежде всего в переживани€х героев, в том духовном прозрении, которое преломл€ет их жизнь. Ёти герои занимают центральное место в повест€х Ђ—мерть »вана »льичаї (1884-86), Ђ рейцерова сонатаї (1887-89, опубликована в –оссии в 1891), Ђќтец —ергийї (1890-98, опубликована в 1912), драме Ђ∆ивой трупї (1900, незавершена, опубликована в 1911), в рассказе Ђѕосле балаї (1903, опубликован в 1911). »споведальна€ публицистика “олстого дает развернутое представление о его душевной драме: рису€ картины социального неравенства и праздности образованных слоев, “олстой в заостренной форме ставил перед собой и перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доход€ до отрицани€ науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Ќовое миропонимание писател€ отражено в Ђ»споведиї (опубликована в 1884 в ∆еневе, в 1906 в –оссии), в стать€х Ђќ переписи в ћосквеї (1882), Ђ“ак что же нам делать?ї (1882-86, опубликована полностью в 1906), Ђќ голодеї (1891, опубликована на английском €зыке в 1892, на русском Ч в 1954), Ђ„то такое искусство?ї (1897-98), Ђ–абство нашего времениї (1900, полностью опубликована в –оссии в 1917), Ђќ Ўекспире и драмеї (1906), ЂЌе могу молчатьї (1908). —оциальна€ деклараци€ “олстого опираетс€ на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей. Ётот комплекс проблем предполагал анализ ≈вангели€ и критические штудии богословских сочинений, которым посв€щены религиозно-философские трактаты “олстого Ђ»сследование догматического богослови€ї (1879-80), Ђ—оединение и перевод четырех ≈вангелийї (1880-81), Ђ¬ чем мо€ вераї (1884), Ђ÷арство Ѕожие внутри васї (1893). Ѕурной реакцией в обществе сопровождались высказываемые “олстым призывы к пр€мому и безотлагательному следованию христианским заповед€м. ¬ особенности широко обсуждалась его проповедь непротивлени€ злу насилием, ставша€ импульсом к созданию целого р€да художественных произведений Ч драмы Ђ¬ласть тьмы, или  оготок ув€з, всей птичке пропастьї (1887) и народных рассказов, написанных в намеренно упрощенной, Ђбезыскуснойї манере. Ќар€ду с близкими по духу произведени€ми ¬. ћ. √аршина, Ќ. —. Ћескова и других писателей, эти рассказы выпускались издательством Ђѕосредникї, основанном ¬. √. „ертковым по инициативе и при ближайшем участии “олстого, который определ€л задачу Ђѕосредникаї как Ђвыражение в художественных образах учени€ ’ристаї, Ђчтобы можно было прочесть эту книгу старику, женщине, ребенку и чтоб и тот, и другой заинтересовались, умилились и почувствовали бы себ€ добрееї.

¬ рамках нового миропонимани€ и представлений о христианстве “олстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством, что привело его к полному разобщению с православной церковью. ¬ 1901 последовала реакци€ —инода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.

Ђ¬оскресениеї (1889-99)

ѕоследний роман “олстого воплотил весь спектр проблем, волновавших его в годы перелома. √лавный герой, ƒмитрий Ќехлюдов, духовно близкий автору, проходит путь нравственного очищени€, привод€щий его к де€тельному добру. ѕовествование построено на системе подчеркнуто оценочных противопоставлений, обнажающих неразумность общественного устройства (красота природы и лживость социального мира, правда мужицкого быта и фальшь, господствующа€ в жизни образованных слоев общества). ’арактерные черты позднего “олстого Ч откровенна€, выдвинута€ на первый план Ђтенденци€ї (в эти годы “олстой Ч сторонник нарочито тенденциозного, дидактического искусства), резкий критицизм, сатирическое начало Ч про€вились в романе со всей нагл€дностью.

”ход и смерть

√оды перелома круто изменили личную биографию писател€, обернувшись разрывом с социальной средой и привед€ к семейному разладу (провозглашенный “олстым отказ от владени€ частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). ѕережита€ “олстым лична€ драма нашла отражение в его дневниковых запис€х.

ѕоздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний “олстой, сопровождаемый лишь личным врачом ƒ. ѕ. ћаковицким, покинул ясную ѕол€ну. ƒорога оказалась дл€ него непосильной: в пути “олстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции јстапово. «десь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. «а сообщени€ми о здоровье “олстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вс€ –осси€. —обытием общероссийского масштаба стали похороны “олстого в ясной ѕол€не.

—очинени€:

ѕолн. собр. соч. ћ.; Ћ., 1928-58. “. 1-90. (ёбилейное изд.).

Ћитература:

  1. Ѕирюков ѕ. ». Ѕиографи€ Ћьва Ќиколаевича “олстого. ћ.; ѕг., 1923. “. 1-4.
  2. √усев Ќ. Ќ. Ћетопись жизни и творчества Ћьва Ќиколаевича “олстого. 1828-1890. ћ., 1958. .“о же 1891-1910. ћ., 1960.
  3. Ёйхенбаум Ѕ. ћ. ћолодой “олстой. ѕг.; Ѕерлин, 1922.
  4. Ёйхенбаум Ѕ. ћ. ќ литературе. ћ., 1987.
  5. Ѕочаров —. √. –оман Ћ. Ќ. “олстого Ђ¬ойна и мирї. ћ., 1963.
  6. ќ. ≈. ћайорова




2012 © ¬се права защищены
ѕри использовании материалов активна€ ссылка на источник об€зательна.