Рефераты. Внешний и внутренний долг России

1995 г.: реструктурируемый долг в размере 33,1 млрд дол. (25,6 млрд

основного долга плюс 7,5 млрд накопленных процентов) будет погашаться в

течение 25 лет с 6-летним льготным периодом. Однако об окончательных

результатах урегулирования можно было говорить лишь по завершении двух

довольно длительных и сложных процессов. От банков-кредиторов должны были

быть получены подтверждения о согласии с названными условиями (а таких

банков несколько сотен) и произведена выверка сумм задолженности с каждым

из них, чем занимался Внешэкономбанк, специально сохраненный для

разбирательства с долгами бывшего СССР.

В отличие от задолженности западным банкам ситуация с урегулированием

коммерческих долгов выглядит не столь определенной. Обязательства по этим

кредитам достаточно трудно идентифицировать и обобщить, поскольку

юридическими должниками по ним в подавляющей части являлись советские

внешнеторговые организации, ныне упраздненные. С другой стороны, эти долги

распылены среди массы разнокалиберных зарубежных компаний и фирм, также с

трудом поддающихся учету. Для ведения переговоров с Россией фирмы-кредиторы

объединились в страновые клубы, однако, каких-либо значимых и конкретных

договоренностей с ними пока не достигнуто. Российская сторона предлагает

ограничить реструктурируемую "негарантируемую коммерческую задолженность"

суммой в 4 млрд дол. (против числящихся в этой категории 7 млрд) и оформить

ее особыми векселями со схемой погашения аналогично условиям Лондонского

клуба. Кредиторов такой вариант, естественно, мало устраивает, и, прежде

всего, требование о столь длительной рассрочке, которая, может быть, еще

терпима для банков, но совершенно неприемлема для промышленных и торговых

фирм, особенно малых и средних. Тем не менее решение так или иначе должно

быть найдено, ибо без этого западные фирмы никаких коммерческих кредитов

российским предпринимателям предоставлять не будут.

1.2.3. Проблема возврата советских кредитов

Отказ от прежней практики политических кредитов и тяжелое

экономическое положение сводят до минимума операции России как

международного кредитора. Подавляющая часть причитающихся ей долгов -

советского происхождения, что, учитывая круг большинства должников

(экономически отсталые страны) и преобладающий характер кредитов (льготные

поставки товаров, в том числе продукции военно-стратегического назначения),

ставят под сомнение возможность их реального возврата. Во многих случаях

кредитный аспект поставок с самого начала был формальным - должники не

собирались погашать, а кредитор взыскивать эти долги. В то же время в связи

с распадом Советского Союза и разногласиями по поводу его заграничных

активов многие страны-должники вообще подвергают сомнению право России

требовать от них возврата кредитов, полученных от СССР.

В итоге страны-должники заняли по отношению к России по существу такую

же позицию, что и российская сторона по отношению к западным кредиторам: в

большинстве случаев они перестали выполнять обязательства по советским

кредитам. Можно подсчитать, что за четырехлетний период 1992-1995 гг. общая

сумма графиковых выплат основного долга и начисленных процентов по кредитам

Советского Союза загранице должна была бы составить почти 55 млрд дол. На

самом деле Россия получила от этих стран чуть более 8 млрд, т. е. Всего

лишь 15%.

Кредиты бывшего СССР развивающимся странам никогда не будут погашены

целиком - это обстоятельство очевидное и не вызывающее сомнений. В то же

время, если судить по опыту некоторых государств, международная финансовая

практика располагает способами, которые позволяют вернуть по крайней мере

часть средств, замороженных в неликвидных долгах. Среди практикуемых

методов наиболее часто упоминаются: переуступка - разумеется, со скидкой -

части долгов специализированным фирмам и банкам из третьих стран. Последние

затем самостоятельно регулируют отношения со странами- должниками. Скидки,

как показывает практика, бывают очень значительными (от 50 до 90%), но в

данном случае кредитор предпочитает полнить хоть что-то, чем не получить

ничего; уплата должником части долга в виде отступного в обмен на отказ от

дальнейших претензий на всю сумму причитающейся задолженности. Этот способ

чаше всего практикуется при урегулировании межправительственных кредитов;

погашение задолженности полностью или частично местной валютой, которая

затем по усмотрению кредитора используется внутри страны для организации

производства с последующей покупкой части производимой продукции, для

приобретения недвижимости, для вложений в ценные бумаги и пр. Подобные

операции достаточно широко применяются, например, для взыскания

задолженности в ряде стран Латинской Америки.

Имеются и другие варианты решения проблемы, однако Россия в ее

нынешнем состоянии не располагает действенными рычагами экономического или

политического влияния, чтобы воспользоваться тем или иным способом

получения средств от неисправных должников. Поэтому ее усилия в этой сфере

сосредоточены, прежде всего, на поисках путей присоединения к Парижскому

клубу кредиторов, чтобы уже в компании западных держав добиваться

урегулирования долгов, причитающихся в ее пользу. Но Россию в этот клуб

кредиторов пока не приняли, и единственной конкретной акцией по такому

урегулированию можно считать недавнюю договоренность по поводу долгов

Никарагуа. Числящаяся за ней задолженность в 2.2 млрд инвалютных рублей

была пересчитана по официальному курсу Госбанка СССР (0.64 руб. = 1 дол.),

а с полученной суммы в 3,44 млрд дол. было списано 90%. Реструктурированный

таким образом новый никарагуанский долг России в размере 344 млн дол. Будет

погашаться свободно конвертируемой валютой в течение 15 лет, т. е. в

среднем по 23 млн дол. ежегодно.

1.2.4. Некоторые оценки и выводы

Договоренности с Парижским и Лондонским клубами снимают остроту

проблемы внешнего долга и означают для России определенный успех в том

смысле, что избавляет ее от репутации международного банкрота. Но этот

успех вряд ли стоит переоценивать, ибо ранг надежного заемщика названными

акциями автоматически не обеспечивается. Полученный Россией от некоторых

агентств кредитный рейтинг, о котором так много говорят как о пропуске на

международный рынок капиталов, на самом деле весьма невысок. Россия,

поставленная этим рейтингом в один ряд с Польшей и Мексикой, располагается

ближе к концу, нежели к началу соответствующего реестра стран-заемщиков.

Безусловно, России теперь будет несколько легче привлекать кредиты из-

за рубежа, в которых она остро нуждается и еще долго будет нуждаться.

Однако западные страны, рассчитавшие условия погашения старых долгов таким

образом, чтобы не помешать выполнению обязательств по новым кредитам, будут

пристально следить за поведением России на международных рынках, оказывая

существенное влияние на размеры и каналы заимствований, если не полностью

их определяя. Тем более что главными источниками новых кредитов будут

средства официальных кредиторов и международных валютно-финансовых

организаций, поскольку банковские и фирменные кредиты российским заемщикам

не предоставляются и вряд ли будут предоставляться в ближайшем будущем, по

крайней мере, до урегулирования коммерческой задолженности.

Следует подчеркнуть, что новые заимствования России за рубежом мало

что дают непосредственно российской экономике, ибо значительная их часть,

если не целиком, уходит на платежи по той же самой внешней задолженности. В

1994 г. Россия привлекла из западных страны кредиты на сумму 4,2 млрд дол.,

а выплатила по внешним долгам 4,6 млрд дол. В 1995 г. соответствующие цифры

составили 8,3 и 6,7 млрд дол. Пока неизвестно, сколько точно кредитов

полнила Россия в 1996 г. и получит в текущем году. Но расходы по внешнему

долгу в 1996 г. наверняка превысили 7 млрд, а на 1997 г. планируются в

размере 9 млрд дол. Между тем сумма российского долга загранице продолжает

расти, а рассчитываться по нему в конце концов придется иным властям и

другим поколениям.

Что же касается взыскания долгов с российских должников, то

приоритетное направление на присоединение к Парижскому клубу кредиторов не

обещает однозначных результатов, даже если просьба России будет

удовлетворена. Дело в том, что члены этого объединения, убедившись в

бесперспективности истребования долгов от развивающихся стран, обсуждают

возможности одномоментно решить эту проблему путем списания (прощения) 80%

их внешней задолженности с представлением рассрочки на выплату остающихся

сумм. Реструктуризация по такой схеме, разумеется, имела бы для России

определенный финансовый эффект: где-то до 1,5 млрд дол. В год при 15-летней

рассрочке. Но тогда бы она утратила возможность использования иных

вариантов урегулирования задолженности, которые при умелом подходе могли бы

обеспечить более благоприятные результаты, по крайней мере, в отношениях с

некоторыми из должников.

Важность разработки и практического применения таких альтернативных

вариантов возрастает в связи с тем, что рано или поздно придется

договариваться о погашении обязательств со стороны новой категории

должников - партнеров России по СНГ. Сумма задолженности этих стран в

пользу России в связи с систематическими неплатежами за поставку

энергоносителей растет из года в год, уже достигая, по некоторым оценкам,

10 млрд долларов.

Платежи по внешнему долгу России (в млрд руб.)

| |1992 г. |1993 г. |1994 г. |1995 г. |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.