Рефераты. Внешний и внутренний долг России

возникла во время горбачевской перестройки, особенно в ее последние годы.

За период 1985 - 1991 гг. общая сумма внешнего долга СССР западным странам

возросла почти в три раза - с 22,5 до 65,3 млрд дол.

Рост задолженности Западу продолжился и при российских властях: за

счет начисления процентов по советским долгам, которые фактически перестали

погашать, и за счет новых кредитов, в том числе международных валютно-

финансовых организаций. В настоящее время внешний долг России западным

кредиторам приближается к 95 млрд. дол. Наряду с Мексикой и Бразилией

Россия входит теперь в тройку крупнейших мировых должников.

Круг западных кредиторов России достаточно велик - в него входят около

600 коммерческих банков из 24 стран, а также Международный валютный фонд,

Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции

и развития. Основной массив долгов приходится на банки 6 стран - Германии

(крупнейший кредитор), Италии, США, Франции, Австрии, Японии.

Нынешние российские долги Западу включают четыре категории. Первая и

самая большая - задолженность перед так называемыми официальными

кредиторами, т. е. перед коммерческими банками западных стран,

предоставляющими средства взаймы под гарантии соответствующих правительств

или при страховании кредитов в государственных структурах. Регулирование

задолженности подобного рода входит в компетенцию Парижского клуба -

особого координирующего органа, в который входят официальные представители

основных стран международных кредиторов.

Вторая группа - это кредиты, предоставленные коммерческими банками

западных стран уже самостоятельно, без государственных гарантий.

Задолженность по таким кредитам регулируется так называемым Лондонским

клубом, объединяющим банкиров-кредиторов на неофициальной основе. Третью

группу образует задолженность различным западным коммерческим структурам по

фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оказанием услуг,

четвертую группу - долги международным валютно-финансовым организациям

(МВФ, МБРР, ЕБРР).

Нынешний внешний долг России не ограничивается задолженностью перед

кредиторами из западных стран. Как правопреемница Советского Союза она

взяла на себя долги перед некоторыми странами из числа бывших членов СЭВ -

Венгрией, Чехией, Словакией. Сюда же примыкает валютный долг собственным

российским предприятиям и банкам, образовавшийся в результате блокирования

средств на валютных счетах в бывшем Внешэкономбанке СССР. Формально эта

задолженность именуется внутренним долгом, однако она оплачивается

конвертируемой валютой (долларами) и с этой точки зрения практически ничем

не отличается от внешнего долга. Первоначально названный долг составлял

около 8 млрд. дол., после проведенных погашений он несколько уменьшился.

С учетом всех перечисленных видов задолженности суммарная величина

внешнего долга России составляет около 130 млрд дол. Об этом

свидетельствуют следующие оценки, относящиеся к началу 1996 г.

Внешние долги России (млрд дол.)

| |Долги СССР |Долги России|Общий долг |

|Западные кредиторы |82,3 |11,3 |93,6 |

|Официальные кредиторы |42,3 |5,9 |48,2 |

|Прочие кредиторы - банки и |40,0 |- |40,0 |

|фирмы | | | |

|МВФ, МБРР, ЕБРР |- |5,4 |5,4 |

|Бывшие страны СЭВ |28,0 |- |28,0 |

|Валютный долг Внешэкономбанка|7,6 |- |7,6 |

|Общая сумма долга |117,9 |11,3 |129,2 |

В свою очередь, еще более значительной величиной измеряется сумма

долгов других стран, причитавшихся ранее СССР, а теперь перешедших к

России. По имеющимся оценкам, она составляет 89,3 млрд прежних инвалютных

рублей, или почти 149 млрд дол. при пересчете в свободно конвертируемую

валюту. Однако эти долги приходятся на страны с очень низкой

платежеспособностью, и шансы на их погашение или получение взамен какого-

либо эквивалента чрезвычайно сомнительны.

Основная часть этого долга - свыше 80% - приходится на 17 стран из

числа развивающихся (Куба, Монголия, Вьетнам, Афганистан, Эфиопия, Ангола,

Никарагуа, КНДР, Камбоджа, Лаос, Йемен, Сирия, Египет, Индия, Алжир, Ливия,

Ирак), из которых только одна Куба должна около 28 млрд дол. Остальная

задолженность (от 25 до 30 млрд дол.) числится за так наываемыми наименее

развитыми странами мира, которые за весь период кредитных взаимоотношений с

Советским Союзом практически не производили платежей по своим

обязательствам, получая постоянные отсрочки

1.2.2. Погашение долгов Западу

Для Советского Союза вплоть до последних перестроечных лет никакой

проблемы погашения задолженности перед зарубежными кредиторами не

существовало. Выполнение обязательств по международным займам всегда

относилось к числу важнейших государственных приоритетов: необходимые суммы

и обязательном порядке включались и валютный план и подлежали безусловной

выплате. Благодаря такому порядку СССР пользовался репутацией образцового

заемщика и располагал свободным доступом к ресурсам мирового кредитного

рынка. Осложнения начались весной 1990 г. (при правительстве Рыжкова),

когда из-за перенапряженности платежного баланса ряд советских

внешнеторговых организаций, допустивших просрочку платежей, получили

указание официальных властей вести переговоры об их переносе и отсрочке.

Дальнейшее развитие валютного кризиса завершилось в конце 1991 г.

фактическим банкротством: были не только приостановлены выплаты зарубежным

кредиторам, но и заблокированы средства на валютных счетах отечественных

владельцев.

Таким образом, Россия и другие государства - бывшие республики СССР

вышли на мировую валютно-кредитную арену в положении международных

банкротов, лишившихся доверия со стороны зарубежных обладателей кредитных

ресурсов. В международных валютно-финансовых организациях такие государства

деликатно именуются странами ТОД ("с трудностями в обслуживании долгов"), -

помимо России в мире насчитывается еще около 60 стран ТОД.

Несостоятельность России по выполнению международных финансовых

обязательств усугубилась рядом дополнительных осложняющих моментов. Во-

первых, новым государствам, возникшим на территории бывшего Советского

Союза, не удалось удовлетворительно договориться между собой о разделе его

внешних активов и пассивов. Поэтому России, на долю которой формально

приходится 61% долгов Западу, фактически .приходится отвечать за всю сумму

советских долговых обязательств, тогда как другие участники не платят по

внешним долгам ничего. Во-вторых, унаследованные Россией долги имели крайне

неблагоприятную структуру. Они состояли, главным образом, из среднесрочных

и краткосрочных кредитов, и их основная масса подлежала погашению в 1992-

1995 гг. В-третьих, благодаря децентрализации внешнеэкономических связей

главные источники валюты, требуемой для оплаты долгов, рассредоточились

между негосударственными структурами, тогда как ответственность должника по-

прежнему сохранялась за центральной властью.

Тем не менее России пришлось включиться в процесс так называемой

"реструктуризации долга", т. е. урегулирования и официального

переоформления кредитов, полученных Советским Союзом на западных рынках, -

прямой отказ от их возврата или неплатежи явочным порядком грозили полной

изоляцией от любого из международных кредитных источников. Что же касается

западных кредиторов, то все рычаги и управления процессом были на их

стороне, а это открывало возможность превратить "реструктуризацию" в еще

один канал влияния на Россию.

В ходе соответствующих переговоров, которые идут уже четыре года и

пока еще не закончены, российской стороне хотелось добиться списания хотя

бы некоторой части задолженности. Однако западные страны на прощение долга

не пошли и согласились лишь с вариантом отсрочки погашения, хотя и довольно

длительной. Не исключено, что эта льгота по срокам связана с тем, что

неплатежи России по кредитным обязательствам СССР фактически компенсируются

широкой утечкой валюты за рубеж по негосударственным каналам. Таким путем

валютные средства все равно возвращаются в коммерческие банки западных

стран, но только в другой форме.

Более других продвинулось урегулирование задолженности официальным

кредиторам, объединенным в Парижском клубе. После частичных временных

отсрочек, оформленных в 1993-1994 гг., в апреле 1996 г. было заключено

генеральное соглашение относительно погашения кредитов, предоставленных

бывшему Советскому Союзу коммерческими банками из 19 западных стран под

государственные гарантии или с государственной страховой зашитой. Главные

условия соглашения: сумма рестуктурируемого долга - около 38 млрд дол.;

общий срок погашения - 25 лет (до 2020 г.); предусматривается 6-летний

льготный период, когда погашению подлежат только начисленные проценты. На

основании этих общих положений с каждой страной, представленной в Парижском

клубе, заключаются специальные двусторонние межправительственные

соглашения, где должны фиксироваться конкретные . суммы задолженности и

сроки ее погашения.

Примерно на таких же условиях предполагалось произвести

реструктуризацию долгов банкам - участникам Лондонского клуба, чьи кредиты

не находятся под защитой государственных гарантий или страхования.

Принципиальная договоренность по этому поводу была достигнута еще осенью

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.