наличии разрешения территориальных ГУ ЦБР и с применением
зарегистрированных в Государственной налоговой инспекции контрольно-
кассовых машин.
Без ограничений на текущие валютные счета предприятий, учреждений,
организаций (резидентов и нерезидентов) в уполномоченных банках могут
зачисляться следующие поступления в наличной иностранной валюте:
- неиспользованный остаток средств на командировочные расходы, ранее
полученные предприятием;
- таможенные платежи физических лиц согласно таможенному законодательству;
- суммы в уплату физическими лицами подоходного налога в соответствии с
налоговым законодательством;
- конфискованные суммы в соответствии с законодательством РФ;
- выручка от реализации гражданам на территории РФ представительствами
иностранных транспортных предприятий перевозочных документов
- суммы, ввезенные в Российскую Федерацию с соблюдением таможенных правил
по доверенности предприятий, учреждений и организаций-нерезидентов.
Предоставление в кредит наличной иностранной валюты и погашение кредита
наличной иностранной валютой допускаются только по межбанковским договорам
для обеспечения валютно-кассового обслуживания клиентов.
Консульские сборы в наличной иностранной валюте запрещено зачислять на
текущие валютные счета официальных представительств иностранных государств
в уполномоченных банках в связи с возможностью покупки валюты на внутреннем
валютном рынке за счет сумм консульских сборов, зачисленных на их рублевые
счета типа «Т».
Обязательной продаже не подлежат:
. платежи от резидентов за счет средств, зачисленных на текущие валютные
счета после обязательной продажи части экспортной выручки;
. средства, купленные на внутреннем валютном рынке;
. экспортная выручка нерезидентов, зачисленная на транзитные счета
посреднических организаций и перечисляемая по поручению посреднических
организаций на валютные счета нерезидентов за вычетом комиссионного
вознаграждения.
С транзитных счетов можно оплачивать относимые на себестоимость расходы по
транспортировке, страхованию и экспедированию грузов в пользу нерезидентов
(с перечислением на их валютные или транзитные счета), таможенные
процедуры, таможенные пошлины (по разрешению Минфина РФ). Вышеуказанные
расходы и комиссия посреднических организаций уменьшают объем экспортной
выручки, подлежащий обязательной продаже. Посреднические организации по
поручению поставщиков экспортной продукции могут переводить экспортную
выручку за вычетом комиссионного вознаграждения в свою пользу на транзитные
счета предприятий. Предприятия в этом случае самостоятельно оплачивают
расходы с транзитных счетов и осуществляют обязательную продажу.
Посреднические предприятия могут осуществлять по поручению предприятий
-поставщиков экспортной продукции обязательную продажу части экспортной
выручки за минусом расходов и комиссионного вознаграждения. Остаток
экспортной выручки переводится на текущие валютные счета поставщиков
экспортной продукции либо по их поручению на текущие валютные счета
посреднических организаций для оплаты импорта в Российскую Федерацию на
основании соответствующих контрактов. Суммы комиссионных вознаграждений
посреднических организаций остаются на транзитных счетах и подлежат
частичной обязательной продаже.
ЦБР установил особый порядок обязательной продажи экспортной выручки
российских транспортных, страховых, экспедиторских организаций, предприятии
и учреждений, оказывающих услуги международной связи (письмо N5 03-113 от
12 ноября 1992 г., письмо № 72 от 24 января 1994 г., письмо N9 19-4-
00711414 от 15 июля 1992 г.). Указанные предприятия ежеквартально в
установленные сроки представляют в уполномоченные банки расчеты с указанием
сумм, подлежащих обязательной продаже.
Предприятия и организации рыбного хозяйства направляют для обязательной
продажи 10% экспортной выручки.
При зачислении валютной выручки на транзитный валютный счет предприятия
уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня депонирует средства,
подлежащие обязательной продаже, на специальном лицевом балансовом счете №
076. Средства с указанного счета в течение 7 рабочих дней от даты
зачисления на него должны быть проданы на межбанковской валютной бирже, в
торгах которой принимает участие ЦБР. При условии предварительного
согласования с ЦБР допускается их продажа в валютный резерв ЦБР. Если
остаток средств на указанном лицевом счете не достигает минимальной суммы
разовой биржевой сделки, банк покупает этот остаток от своего имени и за
свой счет в пределах лимита открытой валютной позиции. Одновременно с
депонированием средств оставшаяся часть экспортной выручки зачисляется на
текущий валютный счет.
При непредставлении предприятием поручения по истечении 14 рабочих дней
от даты зачисления поступлений на транзитный счет уполномоченный банк в
безакцептном порядке списывает с транзитного счета 50% всей валютной
выручки с зачислением на счет № 076 и последующей продажей в течение 7
рабочих дней на торгах межбанковской валютной биржи.
Концентрация операций по покупке-продаже валюты на межбанковских биржах,
отмена розничной торговли за наличную валюту направлены на сокращение
разрыва между существующими курсами иностранной валюты к российскому рублю
(текущий курс ЦБР, биржевой и внебиржевой, курсы покупки-продажи наличной
валюты в обменных пунктах).
При проведении валютных операций нерезидентов на территории Российской
Федерации необходимо учитывать следующие особенности их регулирования.
Согласно ст. 5 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»
нерезиденты имеют право без ограничений переводить, ввозить и пересылать
валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил.
Разрешено открытие нерезидентам счетов в иностранной валюте в
уполномоченных банках, на которые могут зачисляться наряду с указанными
поступлениями в пользу нерезидентов из-за границы следующие средства:
- платежи от резидентов и нерезидентов за реализуемые товары и услуги на
территории Российской Федерации;
- погашение обязательств перед владельцами счетов;
- проценты, уплаченные уполномоченными банкам;
- поступления со счетов других нерезидентов в уполномоченных банках;
- поступления от инвестиций на территории Российской Федерации.
Средства с указанных счетов могут использоваться для торговых платежей на
территории Российской Федерации, оплаты обязательств перед резидентами и
нерезидентами, размещения в срочные вклады, для инвестиционной
деятельности. Они могут переводиться за границу и быть проданы
уполномоченному банку за рубли.
Закон Российской Федерации «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июня
1991 г. определяет правовые и экономические основы инвестиционной
деятельности нерезидентов. Согласно ст. 1 закона иностранными инвесторами
могут быть только иностранные юридические лица, физические лица-
нерезиденты, зарегистрированные за границей в качестве предпринимателей,
иностранные государства и международные организации. Инвестирование может
осуществляться в прямой и портфельной формах, посредством приобретения
имущества, земельных участков и иных природных ресурсов в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации.
Контроль за соблюдением валютного законодательства при проведении валютных
операций осуществляется органами и агентами валютного контроля. Основными
направлениями валютного контроля являются:
1. определение соответствия проводимых валютных операций действующему
законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
2. проверка выполнения резидентами обязательства по продаже валюты на
внутреннем валютном рынке и перед государством;
3. проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
4. проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным
операциям и операциям нерезидентов в российских рублях.
Органами валютного контроля являются Центральный банк России и
Правительство Российской Федерации. ЦБР как основной орган валютного
контроля выполняет следующие функции в рамках действующего
законодательства:
. определяет порядок и сферу обращения иностранной валюты и ценных бумаг
в иностранной валюте на территории Российской Федерации;
. издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской
Федерации резидентами и нерезидентами;
. проводит все виды валютных операций;
. устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами операций
с валютными ценностями в Российской Федерации, а также правила
проведения нерезидентами операций с российскими рублями и ценными
бумагами в валюте Российской Федерации;
. утверждает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в
Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной
валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия
резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами
Российской Федерации;
. устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам на осуществление
валютных операций и выдает такие лицензии;
. вводит единые формы отчетности, документации и статистики валютных
операций, порядок и сроки их представления;
. готовит и публикует статистику валютных операций Российской Федерации
по принятым международным стандартам.
Функции валютного контроля осуществляют агенты валютного контроля,
например уполномоченные банки, подотчетные ЦБР. Государственный таможенный
комитет и его структурные подразделения выполняют функции контроля при
пересечении товаров, валютных и рублевых ценностей через границу Российской
Федерации. В целях усиления контроля за внешнеэкономической деятельностью,
координации деятельности агентов валютного и экспортного контроля создана
Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю. До
завершения формирования ее органов проверку соблюдения требований валютного
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12