Рефераты. Внешнеэкономическая деятельность коммерческих банков

наличии разрешения территориальных ГУ ЦБР и с применением

зарегистрированных в Государственной налоговой инспекции контрольно-

кассовых машин.

Без ограничений на текущие валютные счета предприятий, учреждений,

организаций (резидентов и нерезидентов) в уполномоченных банках могут

зачисляться следующие поступления в наличной иностранной валюте:

- неиспользованный остаток средств на командировочные расходы, ранее

полученные предприятием;

- таможенные платежи физических лиц согласно таможенному законодательству;

- суммы в уплату физическими лицами подоходного налога в соответствии с

налоговым законодательством;

- конфискованные суммы в соответствии с законодательством РФ;

- выручка от реализации гражданам на территории РФ представительствами

иностранных транспортных предприятий перевозочных документов

- суммы, ввезенные в Российскую Федерацию с соблюдением таможенных правил

по доверенности предприятий, учреждений и организаций-нерезидентов.

Предоставление в кредит наличной иностранной валюты и погашение кредита

наличной иностранной валютой допускаются только по межбанковским договорам

для обеспечения валютно-кассового обслуживания клиентов.

Консульские сборы в наличной иностранной валюте запрещено зачислять на

текущие валютные счета официальных представительств иностранных государств

в уполномоченных банках в связи с возможностью покупки валюты на внутреннем

валютном рынке за счет сумм консульских сборов, зачисленных на их рублевые

счета типа «Т».

Обязательной продаже не подлежат:

. платежи от резидентов за счет средств, зачисленных на текущие валютные

счета после обязательной продажи части экспортной выручки;

. средства, купленные на внутреннем валютном рынке;

. экспортная выручка нерезидентов, зачисленная на транзитные счета

посреднических организаций и перечисляемая по поручению посреднических

организаций на валютные счета нерезидентов за вычетом комиссионного

вознаграждения.

С транзитных счетов можно оплачивать относимые на себестоимость расходы по

транспортировке, страхованию и экспедированию грузов в пользу нерезидентов

(с перечислением на их валютные или транзитные счета), таможенные

процедуры, таможенные пошлины (по разрешению Минфина РФ). Вышеуказанные

расходы и комиссия посреднических организаций уменьшают объем экспортной

выручки, подлежащий обязательной продаже. Посреднические организации по

поручению поставщиков экспортной продукции могут переводить экспортную

выручку за вычетом комиссионного вознаграждения в свою пользу на транзитные

счета предприятий. Предприятия в этом случае самостоятельно оплачивают

расходы с транзитных счетов и осуществляют обязательную продажу.

Посреднические предприятия могут осуществлять по поручению предприятий

-поставщиков экспортной продукции обязательную продажу части экспортной

выручки за минусом расходов и комиссионного вознаграждения. Остаток

экспортной выручки переводится на текущие валютные счета поставщиков

экспортной продукции либо по их поручению на текущие валютные счета

посреднических организаций для оплаты импорта в Российскую Федерацию на

основании соответствующих контрактов. Суммы комиссионных вознаграждений

посреднических организаций остаются на транзитных счетах и подлежат

частичной обязательной продаже.

ЦБР установил особый порядок обязательной продажи экспортной выручки

российских транспортных, страховых, экспедиторских организаций, предприятии

и учреждений, оказывающих услуги международной связи (письмо N5 03-113 от

12 ноября 1992 г., письмо № 72 от 24 января 1994 г., письмо N9 19-4-

00711414 от 15 июля 1992 г.). Указанные предприятия ежеквартально в

установленные сроки представляют в уполномоченные банки расчеты с указанием

сумм, подлежащих обязательной продаже.

Предприятия и организации рыбного хозяйства направляют для обязательной

продажи 10% экспортной выручки.

При зачислении валютной выручки на транзитный валютный счет предприятия

уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня депонирует средства,

подлежащие обязательной продаже, на специальном лицевом балансовом счете №

076. Средства с указанного счета в течение 7 рабочих дней от даты

зачисления на него должны быть проданы на межбанковской валютной бирже, в

торгах которой принимает участие ЦБР. При условии предварительного

согласования с ЦБР допускается их продажа в валютный резерв ЦБР. Если

остаток средств на указанном лицевом счете не достигает минимальной суммы

разовой биржевой сделки, банк покупает этот остаток от своего имени и за

свой счет в пределах лимита открытой валютной позиции. Одновременно с

депонированием средств оставшаяся часть экспортной выручки зачисляется на

текущий валютный счет.

При непредставлении предприятием поручения по истечении 14 рабочих дней

от даты зачисления поступлений на транзитный счет уполномоченный банк в

безакцептном порядке списывает с транзитного счета 50% всей валютной

выручки с зачислением на счет № 076 и последующей продажей в течение 7

рабочих дней на торгах межбанковской валютной биржи.

Концентрация операций по покупке-продаже валюты на межбанковских биржах,

отмена розничной торговли за наличную валюту направлены на сокращение

разрыва между существующими курсами иностранной валюты к российскому рублю

(текущий курс ЦБР, биржевой и внебиржевой, курсы покупки-продажи наличной

валюты в обменных пунктах).

При проведении валютных операций нерезидентов на территории Российской

Федерации необходимо учитывать следующие особенности их регулирования.

Согласно ст. 5 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»

нерезиденты имеют право без ограничений переводить, ввозить и пересылать

валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил.

Разрешено открытие нерезидентам счетов в иностранной валюте в

уполномоченных банках, на которые могут зачисляться наряду с указанными

поступлениями в пользу нерезидентов из-за границы следующие средства:

- платежи от резидентов и нерезидентов за реализуемые товары и услуги на

территории Российской Федерации;

- погашение обязательств перед владельцами счетов;

- проценты, уплаченные уполномоченными банкам;

- поступления со счетов других нерезидентов в уполномоченных банках;

- поступления от инвестиций на территории Российской Федерации.

Средства с указанных счетов могут использоваться для торговых платежей на

территории Российской Федерации, оплаты обязательств перед резидентами и

нерезидентами, размещения в срочные вклады, для инвестиционной

деятельности. Они могут переводиться за границу и быть проданы

уполномоченному банку за рубли.

Закон Российской Федерации «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июня

1991 г. определяет правовые и экономические основы инвестиционной

деятельности нерезидентов. Согласно ст. 1 закона иностранными инвесторами

могут быть только иностранные юридические лица, физические лица-

нерезиденты, зарегистрированные за границей в качестве предпринимателей,

иностранные государства и международные организации. Инвестирование может

осуществляться в прямой и портфельной формах, посредством приобретения

имущества, земельных участков и иных природных ресурсов в соответствии с

действующим законодательством Российской Федерации.

Контроль за соблюдением валютного законодательства при проведении валютных

операций осуществляется органами и агентами валютного контроля. Основными

направлениями валютного контроля являются:

1. определение соответствия проводимых валютных операций действующему

законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

2. проверка выполнения резидентами обязательства по продаже валюты на

внутреннем валютном рынке и перед государством;

3. проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

4. проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным

операциям и операциям нерезидентов в российских рублях.

Органами валютного контроля являются Центральный банк России и

Правительство Российской Федерации. ЦБР как основной орган валютного

контроля выполняет следующие функции в рамках действующего

законодательства:

. определяет порядок и сферу обращения иностранной валюты и ценных бумаг

в иностранной валюте на территории Российской Федерации;

. издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской

Федерации резидентами и нерезидентами;

. проводит все виды валютных операций;

. устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами операций

с валютными ценностями в Российской Федерации, а также правила

проведения нерезидентами операций с российскими рублями и ценными

бумагами в валюте Российской Федерации;

. утверждает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в

Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной

валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия

резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами

Российской Федерации;

. устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам на осуществление

валютных операций и выдает такие лицензии;

. вводит единые формы отчетности, документации и статистики валютных

операций, порядок и сроки их представления;

. готовит и публикует статистику валютных операций Российской Федерации

по принятым международным стандартам.

Функции валютного контроля осуществляют агенты валютного контроля,

например уполномоченные банки, подотчетные ЦБР. Государственный таможенный

комитет и его структурные подразделения выполняют функции контроля при

пересечении товаров, валютных и рублевых ценностей через границу Российской

Федерации. В целях усиления контроля за внешнеэкономической деятельностью,

координации деятельности агентов валютного и экспортного контроля создана

Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю. До

завершения формирования ее органов проверку соблюдения требований валютного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.