стран-клиентов и/или стран-контрагентов, импортеров или экспортеров. Они
актуальны для всех банков, созданных с участием иностранного капитала
(совместных банков - СБ.), и банковских учреждений, имеющих генеральную
лицензию. Основные ошибки, которые допускает руководство банков, связаны с
неправильной оценкой финансовой устойчивости иностранного контрагента.
Одним из рекомендуемых способов анализа уровня странового риска является
индекс БЕРИ, регулярно публикуемый германской фирмой БЕРИ. С его помощью
заранее определяется уровень странового риска. Его определением занимаются
около 100 экспертов, которые с помощью различных методов экспертных оценок
проводят анализ четыре раза в год. Таким способом анализируются все стороны
политической и экономической ситуации в стране партнера. Анкета, на которую
анонимно отвечают специалисты разных стран, содержит 15 оценочных
критериев, каждый из которых имеет свой удельный вес, с общей суммой 100
(табл. 1). Каждый вопрос оценивается по балльно-процентной шкале и имеет 5
вариантов ответов - от 0 (неприемлемо) до 4. Чем выше количество собранных
баллов, тем ниже страновой риск. [7]
ТАБЛИЦА 6
| |Вопрос |Уд. Вес |0 |1 |2 |3 |4 |
| | |вопроса | | | | | |
|1. |Политическая стабильность в | | | | | | |
| |стране партнера (анализируется | | | | | | |
| |частота и специфика социальных |12% | | | | | |
| |и политических конфликтов с | | | | | | |
| |элементами прогноза) | | | | | | |
|2. |Отношение к иностранным | | | | | | |
| |инвестициям и прибылям ( | | | | | | |
| |проводится анализ размеров | | | | | | |
| |расходов на социальные нужды, |6% | | | | | |
| |касающиеся не только банков, но| | | | | | |
| |и всех предприятий, возможности| | | | | | |
| |быстрого расширения всей | | | | | | |
| |финансово- кредитной системы, | | | | | | |
| |возможности репатриации части | | | | | | |
| |прибыли) | | | | | | |
|3. |Степень национализации (границы| | | | | | |
| |анализа определяются | | | | | | |
| |возможностью безвозмездной | | | | | | |
| |экспроприации - 0 баллов и | | | | | | |
| |кончаются предоставлением |6% | | | | | |
| |разного рода преимуществ - 4 | | | | | | |
| |балла; определяется также | | | | | | |
| |специфика каждого их них) | | | | | | |
|4. |Вероятность и степень | | | | | | |
| |девальвации валюты, и анализ | | | | | | |
| |внешних и внутренних факторов, | | | | | | |
| |влияющих на нее | | | | | | |
| |(рассматриваются методы, | | | | | | |
| |смягчающие ее воздействие на |6% | | | | | |
| |деятельность банков, их | | | | | | |
| |филиалов и других банковских | | | | | | |
| |учреждений) | | | | | | |
|5. |Состояние платежного баланса | | | | | | |
| |(результаты получаются путем | | | | | | |
| |оперативного анализа баланса | | | | | | |
| |счетов и общего баланса), а | | | | | | |
| |также влияние различных | | | | | | |
| |факторов на доходы собственных |6% | | | | | |
| |и иностранных инвесторов | | | | | | |
|6. |Бюрократические вопросы | | | | | | |
| |(уровень государственного | | | | | | |
| |регулирования, скорость | | | | | | |
| |осуществления таможенных | | | | | | |
| |формальностей, валютных | | | | | | |
| |переводов и других подобных | | | | | | |
| |операций, оперативность | | | | | | |
| |деятельности всех звеньев |4% | | | | | |
| |денежно-кредитной системы) | | | | | | |
|7. |Темп экономического роста |10% | | | | | |
|7а |Темп роста валового продукта |2,5% | | | | | |
| |(ВП) ниже 3% в год | | | | | | |
|7б |Темп роста ВП с 3 до 6% |5% | | | | | |
|7в |Темп роста ВП с 6 до 10% |7,5% | | | | | |
|7г |Темп роста ВП выше 10% |10% | | | | | |
|8 |Конвертируемость валюты |10% | | | | | |
|9 |Анализ выполнения договорных | | | | | | |
| |обязательств (выборочный и реже| | | | | | |
| |сплошной анализ с определением | | | | | | |
| |факторов, влияющих |6% | | | | | |
| |положительно или отрицательно) | | | | | | |
|10 |Расходы на зарплату и уровень | | | | | | |
| |производительности труда |8% | | | | | |
|11 |Возможность использования | | | | | | |
| |экспертов и услуг (оценивается | | | | | | |
| |реальная и квалифицированная | | | | | | |
| |помощь, которую банк может | | | | | | |
| |получить и оказать в процессе |2% | | | | | |
| |своей деятельности в области | | | | | | |
| |юридических и маркетинговых | | | | | | |
| |консультаций, бухгалтерии, | | | | | | |
| |технологии и др.) | | | | | | |
|12 |Организация связи и транспорта |4% | | | | | |
|13 |Взаимоотношения с | | | | | | |
| |государственными органами и |4% | | | | | |
| |общественными организациями | | | | | | |
|14 |Условия получения | | | | | | |
| |краткосрочного кредита |8% | | | | | |
|15 |Условия получения и | | | | | | |
| |использования долгосрочного |8% | | | | | |
| |кредита и собственного капитала| | | | | | |
Страновой риск может быть структурирован на риски конвертируемости,
риски трансферта или моратория платежа.
Оригинальную методику анализа уровня странового риска применяет
Швейцарская банковская корпорация. Еще до второй мировой войны службы
банков и банковских учреждений, уполномоченные заниматься определением
степени странового риска, функционально подразделялись на передовые и
штабные. Передовые занимались сбором самых современных и актуальных оценок,
в то время как штабные разрабатывали независимый научный прогноз экономико-
политической рискованности положения в конкретном государстве или регионе.
Далее эти исследования приобрели регулярный характер и стали оформляться по
стандартному образцу.[8]
Примерно в 1980 году экономический банковский отдел Швейцарской
банковской корпорации разработал новые, систематизированные и четко
нормированные принципы подхода к определению уровня странового риска. Эти
принципы основывались на постулате, что расчет должен быть полезным и легко
анализируемым материалом, который предоставляется в распоряжение высших
руководителей банков, принимающих решения в зависимости от уровня и
структуры потолка банковских кредитов для каждой страны. Исходя из
вышесказанного были разработаны и сформулированы следующие основополагающие
принципы:
прогнозирование странового риска должно опираться на анализ структурных
и качественных характеристик государственного устройства, так же как и на
количественные показатели, основанные на изучении цифровых данных и
соотношений;
причины выводов о повышенной рискованности положения должны быть вполне
понятны читателю отчета;
сочетание двух типов анализа (качественного и количественного) должно
быть четким и конкретным: все таблицы и сопоставления должны включать
расшифровку сокращений, чтобы облегчить анализ и повысить его
эффективность.
Эти базовые принципы привели к формированию двухступенчатой структуры
анализируемых материалов статистико-аналитического направления. Первую
ступень составляет отчет о положении в стране (краткая характеристика
экономической ситуации). Объем этой части сводки жестко ограничен двумя
страницами. В самом начале приводится наиболее существенная часть анализа,
т.е. вывод относительно степени странового риска и конечные данные по
стране с приведением избранных ключевых сведений. Эти сводки выполняются по
стандартному образцу, с учетом политического положения, национальной
экономики, внешнего баланса и внешней задолженности.
На основании этого анализа статистико-аналитическое управление
предлагает свое суждение относительно классификации степени странового
риска в применении к анализируемой стране.
Во второй части анализа проводится конкретная экономико-политическая
ситуация и уровень суммарного странового риска с помощью Схемы факторов
риска. В процессе анализа и сопоставления СФР с данными маркетинговых
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23