спрос и предложение на банковские услуги, оценить значение кредита в
развитии экономики. Банковский менеджмент – система управленческих
воздействий, производимых соответствующими организационными структурами,
обеспечивающих непрерывность и своевременность движения кредитных ресурсов
с целью достижения как микро-, так и макроэкономических приоритетов. К
микроэкономическим целям могут относиться устойчивость банковского
учреждения, сохранность и доходность ресурсов банка и его клиентов.
Макроэкономические лежат в сфере стабилизации национальной денежной
единицы, максимальной активизации использования материальных и денежных
ресурсов в экономике. В соответствии с формируемыми целями в банковском
менеджменте определяется ряд сфер:
- банковская политика;
- финансовые сферы – управление пассивами, управления активами, управление
активами против пассивов ( ликвидностью), управление прибылью;
- риск-менеджмент;
- правовые сферы – управление налогами, управление юридическими
обязательсвами;
- организационные сферы – организационные структуры, надзор и
регулирование.
Качественный, эффективный и адекватный банковский менеджмент способен не
только противостоять негативным макро- и микроэкономическим факторам,
которые скорее всего приведут к банкротству, краху банк с некачественным
менеджментом, не только их нейтрализовать, но и часто даже использовать в
своих целях. Поэтому наличие в банке такого менеджмента является основным
условием и гарантией его устойчивости и эффективной работы. В связи с чем
возникает вопрос оценки менеджмента, наличия соответствующей системы
показателей. Показатели, по которым оценивается банковский менеджмент
разделяется на ряд групп:
- количественные и качественны;
- объективные и субъективные;
- формализуемые и не формализуемые.
Количественные показатели оценки банковского менеджмента могут применяться
только соотносительно размерам банка, его политике и специализации. К ним
относятся:
- размер капитала банка;
- количество учредителей;
- объемы активных и пассивных операций;
- количество клиентов;
- количество сфер экономики и отраслей работы;
- география работы;
- наличие и разветвленность филиальной сети;
- корреспондентские отношения;
- количество банковских продуктов в портфеле.
В числе качественных показателей банковского менеджмента выделяют ряд
групп:
1. Качественные показатели (состояния и работы) оценивают менеджмент банка
с позиций профессиональных требований кредитного предпринимательства:
- достаточность капитала, качество активов, прибыльность, ликвидность (в
рамках безопасности и устойчивости);
- скорость совершения операций, обработки документов;
- комплексность предоставляемых банковских продуктов;
- степень удовлетворения запросов клиентов по видам, характеристикам,
объемам и качеству предлагаемых банковских продуктов;
- адекватность принимаемых рисков и степень их управляемости.
2. Качественные показатели менеджмента (персонала) характеризуют его
соответствие нормативным требованиям экономики к предпринимательским
структурам:
- состав и компетентность администрации (квалификация, опыт работы,
наличие и качество надзора);
- характер, адекватность и соблюдение внутренней политики (соответствие
базовым положениям и направлениям банковской политики, кадровая политика,
внутренний контроль и аудит);
- выполнение регулятивных норм и соблюдение законов, инструкций и иных
подзаконных актов по банковской деятельности;
- способность администрации и персонала планировать и реагировать на
изменение окружающей среды и обстановки (воздействие спадов, инфляции,
умение признавать и исправлять ошибки).
3. Качественные показатели (социальные) их применение связано с особым
социальным, общественным статусом кредитного предпринимательства:
- отношение персонала к труду;
- соотношение квалификации, ответственности и вознаграждений;
- степень и адекватность решения социальных проблем.
В противоположность качественному менеджменту некачественный менеджмент
банков - мисменеджмент – играет роль главного элемента банковских кризисов
и инициатора убытков банка и клиентов. Мисменеджмент приводит к углублению
кризисов через умножение убытков, неправильное размещение ресурсов,
повышенный риск операций и усиление инфляции за счет сверхвысоких
процентных ставок. Мисменеджмент формирует 4 категории поэтапно
характеризующие углубление кризиса банка:
- технический мисменеджмент;
- косметический мисменеджмент;
- авантюрный мисменеджмент;
- мошенничество.
Однако несмотря на определенную последовательность часто встречаются
сочетания категорий.
Технический менеджмент характерен для случаев, когда:
- банк "молодой", только организован и обладает, с одной стороны,
агрессивной политикой, а, с другой, относительно неопытным руководством;
- банк меняет владельцев и руководство, что вызывает и изменение его
политики;
- банк, управляемый ранее успешно, по ряду причин оказывается неспособным
предвидеть изменения или сориентироваться в ухудшившейся ситуации и
сформировать и предпринять оздоровительные меры.
Для технического менеджмента характерны различные неудовлетворительные
меры и решения, но самые значительные из них – это неумеренный рост, плохая
политика, недостатки внутреннего контроля и плохое планирование.
Неумеренный рост – часто следствие чрезмерно агрессивной политики молодых
или стремящихся выйти из кризиса банков. Он означает рост кредитных
вложений непропорционально капиталу банка, резкий разрыв сроков привлечения
и размещения средств, распространение деятельности на регионы и отрасли, в
те сферы, с которыми персонал банка недостаточно или вообще плохо знаком
или где объемы кредитных вложений оказываются неадекватны ресурсам.
Плохая кредитная политика, не гарантирующая получения дохода и обеспечения
возврата размещаемых средств, привлекаемых на депозиты. Она включает ряд
практических мер:
- переконцентрация риска, то есть выдача кредитов, равных излишне высокой
части банковского капитала, одному или группу взаимосвязанных заемщиков,
а также одному сектору экономики, отрасли, территории. Это следствие
излишней доверительности, отсутствия или упрощения схем и процессов
оценки кредитоспособности, непреодолимого давления на персонал банка со
стороны лиц и структур, обладающих соответствующими возможностями;
- связанное кредитование в виде ссуд персоналу банка, а также компаниям,
частично или полностью принадлежащим банку или отдельным членам его
персонала. Кредитование заемщиков, связанных с банком, зачастую сопряжено
с коррупцией, но чаще, главное, в большинстве случаев высокий риск здесь
обусловлен тем, что банкир использует банк как инструмент для
финансирования своего собственного личного бизнеса, не принимая во
внимание кредитоспособность последнего и переконцентрируя на этом
кредитный портфель. Для связанного кредитования характерны
переконцентрация, неуплаты и постоянные отсрочки возврата займов.
- несоответствие сроков выдаваемых кредитов и депозитов, принятых банком.
Это ужесточает процентный риск и риск ликвидности, хотя на достаточно
высоком уровне менеджмента "ГЭП"ы (разрыв) – расхождение или
несбалансированность активов и пассивов банка по срокам, по видам ставок
и др. – создаются специально. Однако в случае, если несоответствие
депозитов и кредитов по срокам является результатом неспособности банка
адекватно структурировать кредиты и депозиты, а также из-за постоянных
возобновлений и отсрочек кредитов, из-за неспособности заемщиков
обслуживать свой долг, финансирование подобных кредитов способно привести
к убыткам;
- несвоевременный возврат ссуд, точнее его допущение, часто возникающее из-
за конфликтов интересов между банком и компаниями, принадлежащими или
связанными с банком, а также политического давления на банк или
потенциальных проблем с персоналом как в вопросах компетентности,
профессионализма, актуальности, так и в случаях мошенничества;
- излишне оптимистичная оценка состояния и перспектив заемщиков, в том
числе неспособность оценить и зафиксировать для дальнейшего управления
все риски их бизнеса, а также проектов, где они (риски) проявляются. Это
может включать и неадекватную оценку политических, экономических,
социальных и экологических параметров окружающей среды, а также качества
менеджмента на фирме заемщика.
Недостатки внутреннего контроля, его слабость проявляется наиболее
негативно, если затрагивает следующие сферы:
- развития кредитного портфеля;
- систему концентрации и анализа внутренней информации;
- структуризацию активных и пассивных банковских продуктов;
- внутренний аудит.
Плохое планирование проявляется в неспособности или нежелании по причине
возраста, недобросовестности, личных интересов предвидеть будущую
экономическую ситуацию, адаптировать свою стратегию так, чтобы
минимизировать ущерб от неблагоприятных факторов, возмущающих воздействий
окружающей среды и выжить даже в условиях пика кризиса, чтобы извлечь
возможную выгоду от изменений окружающей экономической, политической и
социальной обстановки.
Несмотря на потенциальные и реальные негативные последствия,
технический мисменеджмент все же находится в соответствии с законами,
юридическими требованиями, нормами надзора, и цели и политика такого
менеджмента, хоть и чрезмерно агрессивны и рискованны, но здоровы. Однако
снижение реальной прибыли, скрытые убытки, в конце концов приводящие к
уменьшению капитала, а также к падению дивидендов акционеров банка – важный
сигнал рынку о том, что банк ухудшил свое положение. В такой ситуации
руководство и персонал банка могут и должны объявить о реальном состоянии
дел, изменить стиль менеджмента, выправить структуры кредитного и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24