Рефераты. Управление кредитным риском

выданных одному заемщику.

Во всех случаях по дебету ссудного счета отражается сумма выданной

ссуды, по кредиту – ее возврат (погашение). Режим счета определяется в

кредитном договоре. В соответствии с ним сумма кредита может быть либо

перечислена на расчетный (корреспондентский) счет заемщика, либо выдана ему

«живыми» деньгами (с учетом принятых ограничений на расчеты наличными),

либо кредитор может оплачивать затраты заемщика по кредитуемой сделке,

постепенно «выбирая» определенную договором сумму.

1.2. ПОНЯТИЕ И СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ.

Кредитная политика – это стратегия и тактика банка в области кредитных

операций. Не существует единой кредитной политики для всех банков. Каждый

банк формирует свою собственную кредитную политику, учитывая экономические,

политические, географические, организационные и иные факторы, оказывающие

влияние на его деятельность. Считается, что риски банка повышаются, если он

не имеет своей кредитной политики; если он ее имеет, но не довел до

сведения всех исполнителей; если он имеет противоречивую или неконкретную

политику.

Кредитная политика в части стратегии вбирает в себя приоритеты,

принципы и содержательные цели конкретного банка на кредитном рынке, а в

части тактики - финансовый и иной инструментарий, используемый данным

банком для реализации его целей при осуществлении кредитных сделок, правила

их совершения, порядок организации кредитного процесса. Таким образом,

кредитная политика создает необходимые общие предпосылки эффективной работы

персонала кредитного подразделения банка (понимания приоритетов, целей,

инструментов, методов организации кредитных сделок), объединяет и

организует усилия персонала, уменьшает вероятность ошибок и принятия

нерациональных решений.

В зарубежной банковской практике формирование кредитной политики

включает, во-первых, определение стратегии, утверждаемой советом директоров

(правлением); во-вторых, разработку подробного руководства по осуществлению

кредитных операций, призванного обеспечить реализацию стратегических

направлений деятельности банка в данной сфере. Подготовкой такого

руководства обычно занимается специальное подразделение, в чьи

функциональные обязанности входит также контроль за выполнением требований

данного документа. Руководство является конфиденциальным документом и даже

внутри банка доводится до сведения лишь тех служащих, которые участвуют в

кредитном процессе.

Разумеется, каждый банк в той или в иной форме приходит к собственной

кредитной политике. Рассмотрим для примера Инкомбанк, имеющий солидные

кредитные вложения в экономику. Какой политикой они обусловлены?

Этот банк, как считают его руководители, всегда ориентировался на

максимальное удовлетворение потребностей клиентов в заемных средствах при

самом широком выборе форм и методов предоставления ссуд. До 1992 г. он

кредитовал только в рублях, в дальнейшем стал активно предоставлять ссуды в

СКВ. Одному заемщику способен выдавать ссуду до 10-15 млн. долларов сроком

на 2-3 года. При необходимости может предоставить консорциальный кредит в

сумме более 15 млн. долларов. Размер рублевых кредитов юридическим лицам,

как правило, не превышает 1 млрд. руб. со сроком в 3-4 месяца.

Механизм предоставления ссуд включает в себя подробный анализ

планируемой к кредитованию операции, финансового состояния заемщика.

Предоставляя кредит, банк требует полной информации об условиях заключенных

заемщиком договоров, о реальности поступления выручки, рентабельности

операции. Как правило, кредиты выдаются под залог недвижимости, товарных

запасов, ценных бумаг, поручительства банков. В отношении клиентов,

неоднократно кредитовавшихся и имеющих значительные обороты по счетам в

Инкомбанке, режим кредитования может быть существенно смягчен.

Заявки на кредит рассматриваются в среднем в течение 7 банковских дней с

момента предоставления клиентом всех необходимых документов. По просьбе

клиента заемные средства могут быть перечислены как на его расчетный счет,

так и непосредственно на расчетные счета его партнеров в оплату продукции

или услуг. При необходимости заемщику открывается кредитная линия.

Другой вариант кредитной политики представляет, например, (банк скорее

средней по масштабам).

В 1993 г. кредитные операции занимали в активах банка 49%, и они же

обеспечили 84% его прибыли (при относительно умеренной процентной ставке).

Разработав собственную концепцию кредитной политики, банк строго

придерживался ее. Один из основных ее элементов - диверсификация сфер

приложения ссудного капитала банка и размеров выдаваемых кредитов.

Практически это означает, что максимальный кредит, предоставляемый Дисконт-

банком одному заемщику, был всегда ощутимо ниже допустимого по нормативу

Центрального банка, а его кредиты «рассыпались» по разным отраслям.

Основные клиенты данного банка – представители малого бизнеса, прежде всего

торговые дома, магазины, предприятия бытового обслуживания.

Для принятия банком решений по выбору собственных целей в сфере

кредитования важное значение имеют:

а) постановка общих целей деятельности банка на предстоящий период, в

частности в отношении доходности и ликвидности;

б) адекватный анализ кредитного рынка (спроса и предложения кредитных

услуг), включая отношения централизованных кредитных ресурсов к общей массе

кредитных вложений по стране в целом или региону;

в) ясность перспектив развития ресурсной базы банка;

г) верная оценка качества своего кредитного портфеля;

д) учет динамики уровня квалификации персонала.

Существует ряд принципов организации кредитного процесса.

1. ПРИНЦИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С КЛИЕНТАМИ. Имеется в виду прежде всего

предпочтительный для данного банка курс либо на долгосрочный, либо на

разовые кредитные сделки с клиентами. Банки, думающие о перспективе,

стремятся к установлению долговременных связей, позволяющих на основе

хорошего знания клиента оперативнее решать возникающие вопросы.

Одновременно такой подход предполагает повышение качества обслуживания

клиентов, знание и удовлетворение их запросов, развитие комплексного

обслуживания.

2. ПРИОРИТЕТЫ, которых придерживается банк в кредитном деле. Они могут

касаться как назначения и видов выдаваемых ссуд, так и форм обеспечения их

возвратности.

3. СИСТЕМА МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, которых должны придерживаться участники

кредитных операций. Это такие ценности, как честность, порядочность,

откровенность с обеих сторон.

Руководство по кредитной политике, регламентирующие все аспекты работы

банка на кредитном рынке, концентрирует в себе весь накопленный банком

инструктивный и методический материал по организации кредитного процесса.

Оно должно содержать следующие основные разделы:

а) функциональные звенья, участвующие в кредитном процессе, и их

полномочия;

б) порядок разрешения ссуды;

в) инструкции по организации кредитования;

г) методические указания по анализу кредитоспособности клиентов;

д) методические указания по анализу кредитного портфеля;

е) методические указания по анализу выполнения кредитных договоров.

Важным элементом кредитной политики банка является используемый им

инструментарий для удовлетворения потребностей клиентов в заемных

средствах, выраженный в видах, выдаваемых банком ссуд (кредитов). Чем

разнообразнее этот инструментарий, тем полнее могут быть удовлетворены

индивидуальные потребности клиентов. Вместе с тем на выбор банком

кредитного инструментария оказывают влияние не только потребности клиента,

но и его особенности (финансовая надежность и другие характеристики), а

также, разумеется, возможности и интересы самого банка.

Ссуды классифицируются по разным признакам (см. приложение 2)

Глава 2.КРЕДИТНЫЙ РИСК И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ИМ.

2.1. ПОНЯТИЕ РИСКОВ, И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.

Принятие рисков - основа банковского дела. Банки имеют успех тогда,

когда принимаемые ими риски разумны, контролируемы и находятся в пределах

их финансовых возможностей и компетенции.

Банки стремятся получить наибольшую прибыль. Но это стремление

ограничивается возможностью понести убытки. Риск банковской деятельности и

означает вероятность того, что фактическая прибыль банка окажется меньше

запланированной, ожидаемой. Чем выше ожидаемая прибыль, тем выше риск.

Связь между доходностью операций банка и его риском в очень упрощенном

варианте может быть выражена прямолинейной зависимостью.

Уровень риска увеличивается, если:

проблемы возникают внезапно и вопреки ожиданиям;

поставлены новые задачи, не соответствующие прошлому опыту банка;

руководство не в состоянии принять необходимые и срочные меры, что может

привести к финансовому ущербу (ухудшению возможностей получения необходимой

и\или дополнительной прибыли);

существующий порядок деятельности банка или несовершенство законодательства

мешает принятию некоторых оптимальных для конкретной ситуации мер.

Последствия неверных оценок рисков или отсутствия возможности

противопоставить действенные меры могут быть самыми неприятными. Приведем

несколько соответствующих примеров из практики западных банков.

В 1989 г. Британский Midland Bank потерял 116 млн.ф.ст. в результате

ошибочного прогноза в отношении уровня ссудного процента по кредитам.

В феврале 1990 г. После неудачной попытки найти финансовую поддержку

рухнул крупный американский банк Drexel Burnham Lambert ,который

доминировал на рынке так называемых сомнительных облигаций небольших и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.