приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения
счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки
информации и иные соответствующие способы, методы и приемы.
Согласно п.1.3 части I Правил, кредитная организация разрабатывает и
утверждает учетную политику, основанную на Плане счетов и Правилах
бухгалтерского учета, положениях, инструкциях и других нормативных актах ЦБ
РФ. Она включает следующие составные части, которые подлежат обязательному
утверждению руководителем кредитной организации:
. рабочий план счетов бухгалтерского учета в кредитной организации,
ее филиалах и подведомственных учреждениях, основанный на
утвержденном ЦБ РФ Планом счетов;
. формы первичных учетных документов, применяемых для оформления
операций, включая формы документов для внутренней бухгалтерской
отчетности, по которым не предусмотрены в альбомах Госкомстата РФ
типовые формы первичных учетных документов;
. порядок проведения отдельных учетных операций, не противоречащих
действующему законодательству и нормативным актам ЦБ РФ (в редакции
Указания от 25 сентября 1998 г. № 360-У);
. порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и
обязательств;
. правила документооборота и технология обработки учетной информации;
. порядок контроля за совершаемыми внутрибанковскими операциями;
. порядок и периодичность вывода на печать документов аналитического
и синтетического учета (в редакции Указания от 25 сентября 1998 г.
№ 3бО-У).
Содержание учетной политики кредитной организации должно определять
конкретные варианты учета тех или иных операций, по которым предусмотрено
альтернативное решение в рамках системы нормативного регулирования
бухгалтерского учета. В то же время формирование учетной политики тесно
связано с налоговым планированием, оптимизацией налогообложения кредитной
организации. Выбирая тот или иной вариант, банк должен оценить "налоговые
последствия" их применения. Вот почему в последние годы наряду с
организационно-техническими и методологическими аспектами учетной политики
принято рассматривать и ее налоговые аспекты.
Учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-
распорядительной документацией (приказом, распоряжением и т.п.).
Выбранная кредитной организацией учетная политика применяется
последовательно от одного отчетного года к другому. Изменения в учетной
политике банка могут иметь место в случае: реорганизации кредитной
организации (слияния, разделения, присоединения), смены собственников,
изменений законодательства Российской Федерации или в системе нормативного
регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации, разработки новых
способов бухгалтерского учета.
Изменение в учетной политике должно быть обоснованным и оформляться
приказом или распоряжением. Последствия изменений в учетной политике, не
связанные с изменением законодательства Российской Федерации, должны быть
оценены в стоимостном выражении.
Как было сказано выше, определяя те или иные элементы учетной политики,
необходимо предвидеть их налоговые последствия. Налоговый аспект учетной
политики выражается еще и в том, что банкам дано право самостоятельно
выбирать варианты расчетов с бюджетом по таким налогам, как налог на
прибыль, налог на добавленную стоимость. Выбор того или иного варианта
следует закрепить в учетной политике банка. Существует еще один важный
налоговый аспект учетной политики. Это деление всех расходов (доходов)
банка на расходы (доходы), учитываемые и не учитываемые для целей
налогообложения.
Определение периодичности расчетов с бюджетом по налогу на прибыль.
Согласно п. 5.2. инструкции ГНС РФ от 10 августа 1995 г. № 37 "О порядке
исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций"
начиная с 1 января 1997г. организации (за исключением бюджетных и малых
предприятий) имеют право сами выбирать периодичность уплаты налога на
прибыль: ежемесячно, не позднее 20 числа месяца следующего за отчетным,
исходя из фактически полученной прибыли, либо ежеквартально, с уплатой
ежемесячных авансовых платежей. Порядок уплаты в бюджет налога на прибыль
определяется организацией и действует без изменения до конца календарного
года, что следует предусмотреть в учетной политике. Ежемесячная уплата
налога предусматривает и ежемесячное представление в ГНИ "Расчета налога от
фактической прибыли" и "Справки определения данных, отраженных по строке 1
"Расчета", а следовательно, и представление "Отчета о прибылях и убытках".
В этом случае, по всей видимости, следует предусмотреть и ежемесячное
формирование финансового результата.
Ежеквартальная уплата налога с уплатой ежемесячных авансовых платежей,
как это было и раньше, предусматривает доплату в бюджет разницы между
суммой, подлежащей взносу в бюджет исходя из фактически полученной прибыли
за квартал и уплаченными авансовыми платежами, проиндексированную на ставку
рефинансирования ЦБ РФ за квартал. Это, естественно, влечет за собой
дополнительное отвлечение оборотных средств банка, хотя и уменьшает объем
работы по составлению отчетности. В случае принятия решения о
ежеквартальной уплате налога на прибыль, на наш взгляд, следует
предусмотреть и ежеквартальное формирование финансового результата.
Определение варианта расчетов с бюджетом по НДС.
В соответствии с инструкцией ГНС РФ от 11 октября 1995 г. № 39 "О порядке
исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость" кредитным
организациям предлагается два варианта исчисления НДС, подлежащего взносу в
бюджет.
Использование первого варианта согласно п.46 инструкции № 39
предусматривает ведение раздельного учета операций, участвующих и не
участвующих в получении доходов, подлежащих обложению НДС. Это относится не
только к доходам, но и к расходам по таким операциям. В случае ведения
такого учета сумма налога, подлежащего взносу в бюджет, определяется как
разница между суммами налога, полученного по доходам от налогооблагаемых
операций, и суммами налога, уплаченного в расходах по налогооблагаемым
операциям. Сумма НДС, уплаченного в расходах по необлагаемым налогом
операциям, относится на себестоимость оказанных банком услуг (при
соблюдении общих условий зачета по этому налогу).
При невозможности ведения раздельного учета облагаемых и необлагаемых НДС
операций согласно п. 47 инструкции № 39 сумма налога, подлежащего взносу в
бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученного по
доходам от налогооблагаемых операций, и суммами налога, уплаченного в
расходах, в части, определяемой удельным весом доходов, полученных по
операциям, облагаемым НДС, в общей сумме доходов банка. Оставшаяся часть
уплаченного в расходах НДС относится на себестоимость оказанных банком
услуг. Зачет уплаченного НДС производится, если в отчетном периоде удельный
вес доходов, полученных по операциям, облагаемым НДС, в общей сумме доходов
банка превышает 5%. В противном случае весь уплаченный в расходах НДС
относится на себестоимость оказанных банком услуг.
Исходя из вышеизложенного, в учетной политике, вероятнее всего, следует
отразить второй вариант порядка исчисления НДС.
Кроме того, п. 47 инструкции дает банкам право определить в учетной
политике один из двух вариантов учета НДС по приобретаемым основным фондам
и нематериальным активам. Согласно первому варианту НДС при постановке на
учет основных средств и нематериальных активов, используемых при проведении
операций, облагаемых НДС, подлежит отнесению на расчеты с бюджетом, а
неиспользуемых - подлежит оприходованию в составе балансовой стоимости с
последующим отнесением на расходы через износ. Но поскольку, как уже
упоминалось выше, вести учет основных средств, участвующих и не участвующих
в проведении операций, облагаемых НДС, невозможно, долю НДС, подлежащую
возмещению из бюджета, следует определять в таком же порядке, как и при
возмещении налога по расходам, т.е. пропорционально доле облагаемых налогов
в общей сумме доходов и при условии, что эта доля превышает 5%. Для
определения доли НДС, подлежащей зачету, следует произвести в учете или
внесистемно следующие операции:
. выделить НДС из стоимости основных средств и нематериальных
активов, приобретенных в отчетном периоде;
. определить долю доходов, облагаемых НДС. в общей сумме доходов
банка;
. определить долю НДС, подлежащую зачету из бюджета;
. оставшуюся часть НДС вновь присоединить к стоимости основных
средств.
Поскольку производить такие операции как с отражением по учету, так и
внесистемно каждый отчетный период, особенно при большом объеме
приобретаемых основных средств, довольно сложно, по нашему мнению,
целесообразнее остановиться на втором варианте учета НДС по приобретаемым
основным фондам и нематериальным активам.
Согласно второму варианту приобретенные основные средства и
нематериальные активы приходуются вместе с уплаченной суммой НДС с
последующим списанием в установленном порядке через суммы износа на расходы
банка независимо от доли облагаемых доходов в общей сумме доходов в целом
по банку. Хотя это и приводит к некоторому незначительному завышению суммы
НДС, перечисляемой в бюджет, но позволяет сократить объем осуществляемых
операций, тем более, что редко в каком банке объем операций, облагаемых
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14