Рефераты. Учет в КБ

приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения

счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки

информации и иные соответствующие способы, методы и приемы.

Согласно п.1.3 части I Правил, кредитная организация разрабатывает и

утверждает учетную политику, основанную на Плане счетов и Правилах

бухгалтерского учета, положениях, инструкциях и других нормативных актах ЦБ

РФ. Она включает следующие составные части, которые подлежат обязательному

утверждению руководителем кредитной организации:

. рабочий план счетов бухгалтерского учета в кредитной организации,

ее филиалах и подведомственных учреждениях, основанный на

утвержденном ЦБ РФ Планом счетов;

. формы первичных учетных документов, применяемых для оформления

операций, включая формы документов для внутренней бухгалтерской

отчетности, по которым не предусмотрены в альбомах Госкомстата РФ

типовые формы первичных учетных документов;

. порядок проведения отдельных учетных операций, не противоречащих

действующему законодательству и нормативным актам ЦБ РФ (в редакции

Указания от 25 сентября 1998 г. № 360-У);

. порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и

обязательств;

. правила документооборота и технология обработки учетной информации;

. порядок контроля за совершаемыми внутрибанковскими операциями;

. порядок и периодичность вывода на печать документов аналитического

и синтетического учета (в редакции Указания от 25 сентября 1998 г.

№ 3бО-У).

Содержание учетной политики кредитной организации должно определять

конкретные варианты учета тех или иных операций, по которым предусмотрено

альтернативное решение в рамках системы нормативного регулирования

бухгалтерского учета. В то же время формирование учетной политики тесно

связано с налоговым планированием, оптимизацией налогообложения кредитной

организации. Выбирая тот или иной вариант, банк должен оценить "налоговые

последствия" их применения. Вот почему в последние годы наряду с

организационно-техническими и методологическими аспектами учетной политики

принято рассматривать и ее налоговые аспекты.

Учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-

распорядительной документацией (приказом, распоряжением и т.п.).

Выбранная кредитной организацией учетная политика применяется

последовательно от одного отчетного года к другому. Изменения в учетной

политике банка могут иметь место в случае: реорганизации кредитной

организации (слияния, разделения, присоединения), смены собственников,

изменений законодательства Российской Федерации или в системе нормативного

регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации, разработки новых

способов бухгалтерского учета.

Изменение в учетной политике должно быть обоснованным и оформляться

приказом или распоряжением. Последствия изменений в учетной политике, не

связанные с изменением законодательства Российской Федерации, должны быть

оценены в стоимостном выражении.

Как было сказано выше, определяя те или иные элементы учетной политики,

необходимо предвидеть их налоговые последствия. Налоговый аспект учетной

политики выражается еще и в том, что банкам дано право самостоятельно

выбирать варианты расчетов с бюджетом по таким налогам, как налог на

прибыль, налог на добавленную стоимость. Выбор того или иного варианта

следует закрепить в учетной политике банка. Существует еще один важный

налоговый аспект учетной политики. Это деление всех расходов (доходов)

банка на расходы (доходы), учитываемые и не учитываемые для целей

налогообложения.

Определение периодичности расчетов с бюджетом по налогу на прибыль.

Согласно п. 5.2. инструкции ГНС РФ от 10 августа 1995 г. № 37 "О порядке

исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций"

начиная с 1 января 1997г. организации (за исключением бюджетных и малых

предприятий) имеют право сами выбирать периодичность уплаты налога на

прибыль: ежемесячно, не позднее 20 числа месяца следующего за отчетным,

исходя из фактически полученной прибыли, либо ежеквартально, с уплатой

ежемесячных авансовых платежей. Порядок уплаты в бюджет налога на прибыль

определяется организацией и действует без изменения до конца календарного

года, что следует предусмотреть в учетной политике. Ежемесячная уплата

налога предусматривает и ежемесячное представление в ГНИ "Расчета налога от

фактической прибыли" и "Справки определения данных, отраженных по строке 1

"Расчета", а следовательно, и представление "Отчета о прибылях и убытках".

В этом случае, по всей видимости, следует предусмотреть и ежемесячное

формирование финансового результата.

Ежеквартальная уплата налога с уплатой ежемесячных авансовых платежей,

как это было и раньше, предусматривает доплату в бюджет разницы между

суммой, подлежащей взносу в бюджет исходя из фактически полученной прибыли

за квартал и уплаченными авансовыми платежами, проиндексированную на ставку

рефинансирования ЦБ РФ за квартал. Это, естественно, влечет за собой

дополнительное отвлечение оборотных средств банка, хотя и уменьшает объем

работы по составлению отчетности. В случае принятия решения о

ежеквартальной уплате налога на прибыль, на наш взгляд, следует

предусмотреть и ежеквартальное формирование финансового результата.

Определение варианта расчетов с бюджетом по НДС.

В соответствии с инструкцией ГНС РФ от 11 октября 1995 г. № 39 "О порядке

исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость" кредитным

организациям предлагается два варианта исчисления НДС, подлежащего взносу в

бюджет.

Использование первого варианта согласно п.46 инструкции № 39

предусматривает ведение раздельного учета операций, участвующих и не

участвующих в получении доходов, подлежащих обложению НДС. Это относится не

только к доходам, но и к расходам по таким операциям. В случае ведения

такого учета сумма налога, подлежащего взносу в бюджет, определяется как

разница между суммами налога, полученного по доходам от налогооблагаемых

операций, и суммами налога, уплаченного в расходах по налогооблагаемым

операциям. Сумма НДС, уплаченного в расходах по необлагаемым налогом

операциям, относится на себестоимость оказанных банком услуг (при

соблюдении общих условий зачета по этому налогу).

При невозможности ведения раздельного учета облагаемых и необлагаемых НДС

операций согласно п. 47 инструкции № 39 сумма налога, подлежащего взносу в

бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученного по

доходам от налогооблагаемых операций, и суммами налога, уплаченного в

расходах, в части, определяемой удельным весом доходов, полученных по

операциям, облагаемым НДС, в общей сумме доходов банка. Оставшаяся часть

уплаченного в расходах НДС относится на себестоимость оказанных банком

услуг. Зачет уплаченного НДС производится, если в отчетном периоде удельный

вес доходов, полученных по операциям, облагаемым НДС, в общей сумме доходов

банка превышает 5%. В противном случае весь уплаченный в расходах НДС

относится на себестоимость оказанных банком услуг.

Исходя из вышеизложенного, в учетной политике, вероятнее всего, следует

отразить второй вариант порядка исчисления НДС.

Кроме того, п. 47 инструкции дает банкам право определить в учетной

политике один из двух вариантов учета НДС по приобретаемым основным фондам

и нематериальным активам. Согласно первому варианту НДС при постановке на

учет основных средств и нематериальных активов, используемых при проведении

операций, облагаемых НДС, подлежит отнесению на расчеты с бюджетом, а

неиспользуемых - подлежит оприходованию в составе балансовой стоимости с

последующим отнесением на расходы через износ. Но поскольку, как уже

упоминалось выше, вести учет основных средств, участвующих и не участвующих

в проведении операций, облагаемых НДС, невозможно, долю НДС, подлежащую

возмещению из бюджета, следует определять в таком же порядке, как и при

возмещении налога по расходам, т.е. пропорционально доле облагаемых налогов

в общей сумме доходов и при условии, что эта доля превышает 5%. Для

определения доли НДС, подлежащей зачету, следует произвести в учете или

внесистемно следующие операции:

. выделить НДС из стоимости основных средств и нематериальных

активов, приобретенных в отчетном периоде;

. определить долю доходов, облагаемых НДС. в общей сумме доходов

банка;

. определить долю НДС, подлежащую зачету из бюджета;

. оставшуюся часть НДС вновь присоединить к стоимости основных

средств.

Поскольку производить такие операции как с отражением по учету, так и

внесистемно каждый отчетный период, особенно при большом объеме

приобретаемых основных средств, довольно сложно, по нашему мнению,

целесообразнее остановиться на втором варианте учета НДС по приобретаемым

основным фондам и нематериальным активам.

Согласно второму варианту приобретенные основные средства и

нематериальные активы приходуются вместе с уплаченной суммой НДС с

последующим списанием в установленном порядке через суммы износа на расходы

банка независимо от доли облагаемых доходов в общей сумме доходов в целом

по банку. Хотя это и приводит к некоторому незначительному завышению суммы

НДС, перечисляемой в бюджет, но позволяет сократить объем осуществляемых

операций, тем более, что редко в каком банке объем операций, облагаемых

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.