заботиться о положительной репутации банка.
В соответствии с Инструкцией Банка России от 14.09.2004г. №109-И «О
порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации
кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских
операций», юридические лица – учредители кредитной организации или банка
должны иметь:
. устойчивое финансовое положение;
. достаточно средств для внесения в уставный капитал кредитной
организации;
. действовать в течение последних трех лет;
. выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта
РФ и местным бюджетом за последние три года;
. кредитные организации – учредители должны быть финансово устойчивыми в
течение последних шести месяцев, предшествующих дате подачи документов
для государственной регистрации кредитной организации;
. юридические лица – учредители, не являющиеся кредитными организациями,
в течение последних шести месяцев, предшествующих дате подачи
документов для государственной регистрации кредитной организации и
получения лицензии на осуществление банковских операций, должны иметь
прибыль и своевременно выполнять обязательства перед кредиторами[1].
При этом юридические лица, имеющие задолженность перед федеральным
бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, независимо от
имеющейся отсрочки по ее уплате, не могут являться учредителями банков и
иных кредитных организаций.
Риск финансовой устойчивости вновь создаваемого банка может быть разрешен
на основе определения минимального размера его уставного капитала, который
может обеспечить обязательства банка по принимаемым на себя рискам в ходе
осуществления им активных операций.
Как отмечено в ст.62 п.1 Закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»,
минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемых кредитных
организаций устанавливается Банком России и равен 5млн. Евро в рублевом
эквиваленте. ЦБ РФ ежеквартально публикует рублевые эквиваленты уставного
капитала для вновь создаваемых банков. На третий квартал 2004 года рублевый
эквивалент равен 176 457 500руб.
В соответствии с положениями Инструкции №109-И от 14.09.2004г. уставный
капитал кредитной организации составляется из вкладов (номинальной
стоимости акций) ее учредителей (участников). Вклады в уставный капитал
могут быть в виде:
. денежных средств в валюте РФ;
. материальных активов[2] (банковского здания (помещения), в котором
располагается кредитная организация, за исключением незавершенного
строительства).
Материальные активы должны быть оценены и отражены в балансе кредитной
организации в валюте РФ. Денежная оценка материальных активов, вносимых в
оплату части уставного капитала кредитной организации при ее создании,
утверждается общим собранием учредителей и независимым оценщиком. Денежная
оценка материальных активов, вносимых в оплату части уставного капитала
действующей в форме акционерного общества кредитной организации,
производится советом директоров.
В случае внесения в уставный капитал банка материальных активов
представляются документы, подтверждающие право учредителей на их внесение
в уставный капитал. В настоящее время предельный размер (норматив)
неденежной части уставного капитала создаваемого банка не должен превышать
20%.
Для формирования уставного капитала банка не могут быть использованы:
. средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;
. свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся
в ведении федеральных органов государственной власти;
. привлеченные денежные средства;
. нематериальные активы (в том числе права аренды помещения) и ценные
бумаги.
Денежные средства и материальные активы, внесенные в уставный капитал банка
в установленном порядке, становятся его собственностью.
В результате перечисленных требований нормативных документов к
величине уставного капитала вновь создаваемой кредитной организации учтены
все возможные факторы, обеспечивающие снижение риска неплатежеспособности
«молодого» банка.
3. Документы, представляемые в Банк России для государственной регистрации
кредитной организации.
При создании кредитной организации должны оформить учредительные
документы, представить их в лицензионный комитет ЦБ РФ, получить лицензию
на проведение банковских операций и пройти государственную регистрацию.
В Законе «О банках и банковской деятельности», ст.14, и в Инструкции
ЦБ РФ от 14.09.2004 №109-И «О порядке принятия Банком России решения о
государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на
осуществление банковских операций» указано, что для государственной
регистрации и получения лицензии на осуществление банковских операций в
территориальное учреждение Банка России по месту предполагаемого нахождения
вместе с сопроводительным письмом на имя руководителя данного подразделения
ЦБ РФ представляются след документы:
заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной
организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций на имя
руководителя Банка России;
учредительный договор (в случае создания кредитной организации в форме
общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной
ответственностью двумя и более лицами), который должен содержать:
обязанность учредителей создать кредитную организацию;
порядок совместной деятельности по созданию кредитной организации;
состав учредителей кредитной организации;
условия передачи учредителями (участниками) своего имущества кредитной
организации и их участия в ее деятельности;
условия и порядок распределения прибыли между учредителями (участниками)
кредитной организации;
порядок выхода учредителей (участников) из кредитной организации;
размер уставного капитала кредитной организации;
размер доли каждого учредителя кредитной организации в ее уставном
капитале;
размер и состав вкладов;
порядок и сроки внесения вкладов в уставный капитал кредитной организации
при ее учреждении;
сведения о составе органов управления кредитной организации и их
компетенции, порядке принятия ими решений (с указанием вопросов, решения по
которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством
голосов);
иные сведения, предусмотренные федеральными законами;
Учредительный договор подписывают все учредители.
3) устав кредитной организации, утвержденный общим собранием
учредителей, который должен содержать:
фирменное (полное официальное) и сокращенное наименования кредитной
организации на русском языке;
организации на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных
языках (в случае наличия таких наименований);
сведения о местонахождении (адресе) органов управления кредитной
организации и ее обособленных подразделений;
перечень осуществляемых кредитной организацией банковских операций и
сделок;
сведения о размере уставного капитала, о порядке его формирования, а также
(для кредитной организации в форме акционерного общества) сведения о
размере резервного фонда (в процентах к уставному капиталу) и размере
ежегодных отчислений для его формирования;
сведения о системе органов управления кредитной организации, в том числе ее
исполнительных органов, и органов внутреннего контроля кредитной
организации, о порядке их образования и их полномочиях;
положения, касающиеся обеспечения учета и сохранности документов, а также
своевременной передачи их на государственное хранение в установленном
порядке при реорганизации или ликвидации кредитной организации;
положения, определяющие порядок реорганизации и ликвидации кредитной
иные положения, предусмотренные федеральными законами.
4) бизнес-план утвержденный общим собранием учредителей кредитной
5) протокол общего собрания учредителей, содержащий следующие
решения:
о создании кредитной организации;
об утверждении ее наименования;
об утверждении устава кредитной организации;
об утверждении кандидатур для назначения на должности единоличного
исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального
исполнительного органа кредитной организации (далее - руководители
кредитной организации), главного бухгалтера, заместителей главного
бухгалтера кредитной организации;
об утверждении бизнес-плана кредитной организации;
об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной
об утверждении денежной оценки вкладов учредителей в уставный капитал
кредитной организации в виде имущества в неденежной форме;
о назначении лица, уполномоченного подписывать документы, представляемые в
Банк России для государственной регистрации кредитной организации.
В дополнение к протоколу общего собрания учредителей кредитной организации
представляется протокол заседания совета директоров (наблюдательного
совета) кредитной организации, содержащий решение об избрании председателя
совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации;
6) документы, подтверждающие уплату государственной пошлины за
государственную регистрацию кредитной организации (в размере 2 000 рублей)
и лицензионного сбора за рассмотрение вопроса о выдаче лицензии на
осуществление банковских операций (в размере 0,1 процента от размера
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7