применения маркетинга. Однако в каждой конкретной отрасли может происходить
слияние нескольких направлений; некоторые из них признаются менее важными и
могут быть исключены. В результате формируется комплекс приоритетных
направлений, который для разных отраслей может быть различным.
В банковском маркетинге при проведении исследований основными, как
правило, являются три направления:
V исследование рынка;
V исследование потребителей;
V исследование конкурентов.
В результате их применения банк выбирает целевой рынок для
продвижения своего продукта, уровень взаимоотношений с клиентами и способы
создания конкурентных преимуществ банковского продукта.
Рассмотрим технологию проведения маркетинговых исследований. Это
довольно неопределенное понятие. К ней можно отнести как методологические
основы, так и процедуру проведения исследований. Разберем оба этих понятия.
К методологии маркетинговых исследований относят различные методы и
методические приемы, многие из которых заимствованы из других областей
знаний. Они применяются как перед проведением исследований- для их
планирования, так и после- для анализа полученных результатов. Рассмотрим
некоторые из них.
V Системный анализ позволяет рассматривать рыночную ситуацию в
контексте ее внутренних и внешних причинно- следственных связей.
V С помощью комплексного подхода рыночная ситуация исследуется с
разных точек зрения, изучается весь комплекс направлений ее
развития.
V Метод программно- целевого планирования является основой
маркетинговой деятельности предприятия и, в частности, процедуры
проведения маркетинговых исследований.
V Линейное программирование позволяет выбрать оптимальный вариант из
числа альтернативных решений.
V Методы теории вероятностей помогают принимать решения, которые
сводятся к определению вероятности наступления какого- либо
события и выбору наиболее предпочтительного из возможных действий.
V Метод сетевого планирования дает возможность регулировать
проведение отдельных видов работ в рамках какой- либо программы.
V Экономико- статистические методы играют важную роль в проведении
маркетинговых исследований. В частности, они используются для
формирования выборки и экстраполяции полученных результатов на
весь объем данных.
V Экономико- математическое моделирование позволяет оценить
перспективы развития рынка, определить стратегию предприятия,
направление исследований и т.п.
V Методические приемы заимствуются обычно из других областей знаний.
Чаще всего это психология, социология, эстетика и другие науки.
Большинство из этих методов являются общими и применяются во всех
сферах маркетинга. Для маркетинговых исследований их смысл заключается в
том, что они позволяют определить ситуацию на рынке и направление
исследований, проанализировать их результаты и смоделировать дальнейшее
развитие событий.
Процедура маркетингового исследования состоит из нескольких этапов.
V Выявление проблем и формирование целей исследования. Проблематика
маркетингового исследования может вытекать из вида и специфики
товаров, уровня насыщенности рынка, действий конкурентов, уровня
цен, определения потенциальных потребителей. Главной целью
маркетингового исследования является снижение уровня
неопределенности в принятии управленческих решений. Объем
исследований зависит от степени необходимости информации, затрат
на ее получение и целей организации.
V Классификация источников информации. Это могут быть реальные и
потенциальные потребители, организации, средства массовой
информации- в зависимости от способа проведения исследования.
V Сбор информации. Может осуществляться несколькими способами,
которые перечислены ниже.
Почтовый опрос. В этом случае опросный лист рассылается по почте
тем лицам, которые, как ожидается, заполнят его и пришлют обратно.
Этот способ довольно дорогостоящий и малоэффективный, так как люди
склонны скрывать личную информацию и не желают тратить время на
заполнение письменной анкеты.
Опрос по телефону более эффективен, хотя по телефону трудно
получить обширную информацию, так как у многих людей не хватает
терпения отвечать на вопросы.
Наблюдение- важный метод проведения маркетинговых исследований. Он
предполагает изучение поведения потенциальных или реальных
потребителей и внешних обстоятельств, способных повлиять на него.
Чаще всего этот метод используется при выборе места расположения
организации- при этом принимаются во внимание людские потоки,
интенсивность дорожного движения, наличие общественного транспорта
и т.п.
Изучение публикаций заключается в рассмотрении опубликованных в
средствах массовой информации результатов различных исследований
(например социологических опросов) и использование их в своих
целях.
Выборочный маркетинг считается специалистами самым эффективным
способом исследования. Он заключается в том, что реализация
опытной партии продукции осуществляется на ограниченном
«среднестатистическом» участке, а затем результаты
экстраполируются на всю область действия фирмы.
Личный опрос проводится следующим образом. В людном месте
интервьюер останавливает прохожих и просит их поучаствовать в
опросе. В случае согласия он задает ряд вопросов и записывает
ответы. Опрашиваться могут не только случайные прохожие, но и
покупатели, приобретающие исследуемый товар. Это наиболее
дорогостоящий вид сбора информации, однако он и наиболее
эффективный. При личном общении люди, как правило, стараются быть
честными; кроме того, к ним можно обратиться за дополнительной
информацией.
V Анализ собранной информации. Первым шагом является выявление и
отсев неправильно заполненных, а следовательно непригодных, анкет.
Далее путем сведения полученных данных в таблицы выявляются общие
тенденции. Затем после тщательной проверки переходят к третьему
этапу.
V Представление результатов исследования. Они представляются
руководству в виде отчета, который содержит следующие данные:
цель исследования;
для кого и как оно проводилось;
характеристики выборки, время проведения, методы сбора
информации;
анкету (при различных формах опроса);
результаты;
сведения об исполнителях.
По результатам исследования компания предпринимает определенные
действия, а дальнейший мониторинг показывает, насколько они были успешны, а
значит, и насколько верно маркетинговое исследование отразило реальное
положение дел.
Применим эти положения конкретно к банковскому маркетингу.
Как уже упоминалось, существует три основных направления
маркетинговых исследований на рынке банковских продуктов. Рассмотрим каждое
из них.
Изучение рынка банковских продуктов и услуг частично затрагивает и
остальные направления. Оно предполагает получение следующих данных
(полностью или частично):
V определение общих тенденций развития рынка;
V определение характеристик банковских продуктов, выпуск которых
наиболее целесообразен;
V выявление клиентов банка (наиболее общий анализ клиентуры);
V выявление приоритетного направления развития деятельности банка;
V конкурентная ситуация на рынке;
V действие экономических, политических, технологических, культурных
и других факторов, влияющих на рынок банковских продуктов и услуг;
V маркетинговая инфраструктура рынка, то есть наличие в достаточном
количестве посредников для продажи банковских продуктов, филиалов
банка в различных регионах и т.п.;
V средний уровень цен на банковские услуги.
Для получения этих сведений используются различные методы
исследований. В некоторых случаях необходим опрос потребителей (в основном
при анализе клиентуры), но чаще рынок изучается по различным публикациям,
документам и т.п. Банк может обращаться за информацией в специальные
организации, изучающие и анализирующие финансовые процессы на банковском
рынке. Немаловажную роль также играет самостоятельное наблюдение за
поведением потребителей, банков- конкурентов и протеканием рыночных
процессов.
На основе полученной информации руководство банка оценивает
привлекательность рассматриваемого рынка исходя из его размеров, темпов
роста, наличия входных барьеров и других критериев. В результате
принимается или не принимается решение о внедрении на этот рынок.
Исследование потребителей частично пересекается с изучением рынка в
общем, конкретизируя его. Оно включает:
V более подробный анализ клиентуры и ее сегментирование по
географическому, демографическому, психографическому и
поведенческому признакам;
V изучение стимулов, заставляющих покупателей приобретать продукт,
производимый рассматриваемым банком. При этом учитывается удобство
его приобретения, цена, предоставление дополнительных услуг и
т.п.;
V изучение возможностей воздействия на клиентов и их информирования
путем использования рекламы, публикаций в СМИ, участия в выставках
и т.п.;
V изучение реакции потребителей на выпускаемые товары и тенденций
развития спроса.
Для получения такой информации наиболее эффективным является личный
опрос клиентов; могут использоваться и другие формы опросов. Применяется
также метод наблюдения (например, при сегментировании потребителей в
пределах микрорайона с учетом наличия общественного транспорта,
интенсивности дорожного движения и т.п.).
В результате банк определяет профиль своего сегмента потребителей и,
ориентируясь на него, выстраивает свою дальнейшую маркетинговую стратегию,
стараясь сохранить прежних клиентов и привлечь новых.
Несколько в стороне при изучении клиентуры находится анализ
кредитоспособности физических лиц. При этом используются способы и методы
маркетинговых исследований, хотя этот анализ относится скорее к финансовой
стороне деятельности банка. Сбор, обработку и анализ информации о
финансовом состоянии заемщика осуществляет кредитный отдел банка. Как
правило, заемщики- физические лица оцениваются по нескольким критериям,
после чего каждому из них присваивается рейтинг. Ниже приведены критерии,
используемые для анализа кредитоспособности заемщиков западными банками.
V Род занятий. Максимальный балл присваивается заемщикам-
бизнесменам, врачам- дантистам, преподавателям; минимальный-
таксистам.
V Стаж работы. Полученный рейтинг находится в прямой зависимости от
количества лет, отработанных на одном месте.
V Жилищные условия. Максимальный балл получают владельцы
собственного дома, минимальный- лица, арендующие комнату.
V Длительность проживания в данном месте. Чем она больше, тем выше
получаемый балл.
V Семейное положение. Наибольший рейтинг присваивается лицам,
состоящим в браке, наименьший- разведенным мужчинам.
V Месячный заработок. Предпочтение отдается клиентам с более высокой
заработной платой.
V Вид банковского счета. Максимальный балл получают владельцы и
текущего, и накопительного счетов, далее следуют владельцы только
накопительного счета и наименьший балл получают владельцы только
текущего счета.
V Кредитные гарантии. Используется следующая градация по убыванию
рейтинга: гарантии с места работы, залог имущества, поручительство
двух физических лиц.
Очевидно, что при личном опросе клиенты могут искажать данные о своем
финансовом положении, чтобы повысить свой рейтинг. Поэтому необходимо
использовать и другие методы сбора информации- запросы в официальные
учреждения и по месту работы клиента, получение информации из неофициальных
источников и другие.
В российских банках такая практика еще недостаточно развита. Это
связано, прежде всего, с дороговизной исследования, бюрократическими
затруднениями и невозможностью полного подтверждения правильности
полученных данных.
Исследование конкурентов включает в себя несколько задач:
V выявление конкурентов- представляет собой анализ банков,
занимающих рассматриваемый сектор рынка, и их продуктов;
V выявление приоритетных целей конкурентов;
V выявление стратегий конкурентов- поиск и анализ сведений о
маркетинговом комплексе конкурентов, в том числе о характерных
особенностях их банковских продуктов, особенностях обслуживания
клиентов, зоне распространения услуг и т.п.;
V преимущества и недостатки конкурентов с точки зрения потребителей.
Опрос клиентов при таком направлении исследований применяется
нечасто. В основном пользуются методами наблюдения, изучения публикаций,
получения информации у официальных организаций. Также имеют место не совсем
законные методы сбора информации о конкурентах- шпионаж, подкуп сотрудников
и прочие. Получаемая таким образом информация очень помогает банку в
конкурентной борьбе, так как она включает точные сведения о слабых сторонах
банках- конкурентов.
Результатом исследований является выработка конкурентной стратегии и
возможность занять наиболее благоприятное положение в своей рыночной нише.
Результаты всего комплекса маркетинговых исследований используются
для формирования наиболее эффективной маркетинговой стратегии банка. Она
содержит два блока информации: прогноз развития целевого сегмента рынка и
варианты изменения, в соответствии с ним, маркетингового комплекса банка
(например, внедрение новых банковских продуктов, изменение зоны
обслуживания и т.п.).
При правильной разработке стратегии работа банка становится более
эффективной и он без труда может победить конкурентов, не использующих
средства маркетинга или использующих их не в полной мере. В итоге банк
добивается увеличения прибыли, что является его основной целью.
Таким образом, маркетинговые исследования при своей кажущейся
незначительности являются важным этапом в достижении генеральных целей
банка, которым нельзя пренебрегать. Поэтому следует ожидать, что при
глобальном внедрении маркетинговых исследований в практику российских
банков произойдет значительный скачок в их развитии. При этом будет
улучшено как финансовое положение самих банков, так и уровень обслуживания
клиентов, ассортимент банковских продуктов и прочие маркетинговые
показатели.
Список использованной литературы
Маркетинг. Н. Д. Эриашвили, К. Ховард, Ю. А. Цыпкин и др.; Под ред.
Н.Д. Эриашвили.- М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2000
Маслаченков Ю.С., Дубанков А.П. Экономика банка.- М.: Издательская
группа «БДЦ- пресс», 2002
Пещанская И.В. Организация деятельности коммерческого банка.- М.:
ИНФРА- М, 2001
Страницы: 1, 2