перераспределения стоимости общественного продукта и части национального
богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении
государства и его предприятий и использованием государственных средств на
затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-
культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления.
Гос. финансы включают в себя фед-ые и рег-ые финансы. В состав гос.
финансов включаются: бюджеты разных уровней гос-ого управления,
внебюджетные фонды, госкредит, финансы госпредприятий. Самостоятельной
частью бюджетной системы РФ как суверенного государства являются местные
бюджеты.. За счёт местных бюджетов обеспечивается финансирование более 80%
бюджетных расходов на здравоохранение, более 60% расходов на просвещение;
крупные бюджетные средства направляются на развитие производственной и соци-
альной инфраструктуры. Местные бюджеты имеют многочисленные источники
доходов: - отчисления от налогов вышестоящего уровня; - часть налога на
имущество предприятий; - налог на имущество физ. лиц; - налог с имущества,
переходящего в порядке наследования и дарения; - земельный налог; -
госпошлина и др. Органы местного самоуправления вправе образовывать целевые
внебюджетные и валютные фонды. Средства этих фондов формируются за счёт:
а) добровольных вносов и пожертвований граждан, предприятий учреждений и
орг-ций на соотв-щие цели ; б) сумм штрафов за загрязнение окружающей среды
и нерациональное использование прир. ресурсов; в) суммы штрафов за порчу и
утрату объектов историко-культурного наследия, памятников природы г) иных
доходов внебюджетных фондов в соответствии с законодательством. Средства
внебюджетного и валютного фондов находятся на спецсчетах, открываемых
местной администрацией, изъятию не подлежат и расходуются с целевым
назначением. Расходы местных бюджетов осуществляются за счёт их доходов и
субвенций, полученных из бюджетов вышестоящего территориального уровня.
Гос. кредитные отношения возникают в связи с мобилизацией временно
свободных денежных средств предприятий, организаций и населения и их
передачей во временное пользование органам гос. власти для обеспечения
финансирования гос. расходов. Привлечение государством временно свободных
денежных средств юр.- и физлиц осуществляется путём продажи на фин.рынке
облигаций, казначейских обязательств и др. видов гос. цб. (выпуск и продажа
облигаций местных органов власти).
В последнее время местные бюджеты развиваются быстрыми темпами в связи с
повышением роли и влияния местных органов власти: растут масштабы местного
хозяйства, расширяются и усложняются функции местных органов власти.
Местные бюджеты все больше используются для регулирования экономических
процессов, влияют на размещение производительных сил, способствуют
повышению конкурентоспособности продукции, выпускаемой местными
предприятиями, созданию тер-ой инфраструктуры, финансированию затрат по
воспроизводству трудовых ресурсов. Важную роль играют местные бюджеты в
реализации социальных программ.
(26) Государственный бюджет: понятие, функции и роль в экономике страны.
Финансовые отношения, складывающиеся у гос-ва с пред-ями, орг-ями, учр-ями
и населением, называются бюджетными. Гос.бюджет - это денежные отношения,
возникающие у государства с юр. и физ. лицами по поводу перераспределения
национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного
фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-
культурных мероприятий, нужд обороны и гос. управления. Сущность гос.
бюджета как экономической категории реализуется через распределительную и
контрольную функции.С помощью распределительной функции бюджета происходит
концентрация денежных средств в руках государства и их использование с
целью удовлетворения общегос. потребностей. Контрольная функция позволяет
узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в
распоряжение государства и эффективно ли они используются. Бюджет
используется в качестве инструмента гос. регулирования экономики,
стимулирования производительных и социальных процессов. В новых условиях
хозяйствования необходимо изменить направление вложения бюджетных средств.
Большое значение приобретают гос.инвестиции в прогрессивные отрасли эк-ки,
в обеспечение стратегических направлений её развития. Через налоги,
налоговые льготы, V и направление бюджетного финансирования можно влиять на
различные стороны хозяйствования, ускоренному обновления производственных
фондов, быстрейшему внедрению в произ-во научно-технич. достижений,
повышению рентабельности. В перспективе роль государственного бюджета в
социальных процессах будет усиливаться. Обусловлено это тем, что именно
бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются
финансовой базой осуществления социальных преобразований. Расходы
госбюджета. Расходы федерального бюджета РФ классифицируются: 1) по своей
роли в процессе воспроизводства: - затраты, связанные с финансированием
материального производства; - затраты на содержание непроизводственной
сферы;
2) по функциональному назначению:- расходы на финансирование народного
хозяйства; - на социально-культурные мероприятия; - оборона страны; -
содержание аппарата управления; - правоохранительная деятельность и
обеспечение безопасности; - фундаментальные исследования и НТ; - расходы
по обслуживанию госдолга. Расходы бывают текущие (з/п, закупка товаров и
услуг, платежи по гос.долгу) и капитальные (вложения в строительство,
ремонт, ОФ).
Налоговая система и её структура. Налоговая политика. (27)
Налоговая система - это совокупность налогов, установленных законодательной
властью и взимаемых исполнительной властью, а также методы и принципы
построения налогов. Налоговая система является одним из важнейших рычагов,
регулирующих фин. взаимоотношения предприятия с гос-вом в условиях перехода
к рыночному хозяйству. Структура налоговой системы определяется социально-
экономическим устройством общества. Состав налоговой системы разнообразен и
включает большое количество налогов. В основу их классификации положены
разные принципы: 1) По использованию налоги подразделяются на общие и
специальные (целевые). Общие налоги обезличиваются и поступают в единую
кассу государства. Они предназначены для общегосударственных мероприятий.
Специальные налоги имеют строго определённое назначение и обычно формируют
внебюджетные фонды. 2) В зависимости от органа, который взимает налог и в
распоряжение которого он поступает налоги бывают: федеральные, налоги
субъектов федерации, местные. 3) По объектам обложения налоги можно
классифицировать на прямые и косвенные. Прямые устанавливаются
непосредственно на доход и имущество. К косвенным относятся налоги на
товары и услуги, входящие в цену или тариф. Принципы построения налоговой
системы: - равномерность - жёсткое обложение для богатых и щадящее для
бедных; - определённость - т.е. плательщик должен точно знать место, время,
способ и сумму платежа; - удобство - упростить акт уплаты налога; -
экономность - расходы по сбору налогов должны быть минимальными; -
однократность обложения одного и того же объекта за определённый срок; -
стабильность налоговой системы в течение длительного времени и т.д.
Налоговая политика - это система мероприятий государства в области налогов
и является составной частью фин. политики. Задачи налоговой политики: 1)
Обеспечение гос-ва фин. ресурсами; 2) Создание условий для регулирования
хозяйства страны в целом; 3) Сглаживание возникающего в процессе рыночных
отношений неравенства в уровнях доходов населения. 3 типа налоговой
политики:
1. Политика максимальных налогов - характеризуется принципом “взять всё,
что можно”. При этом возникает ситуация, когда повышение налогов не
сопровождается приростом государственных доходов. 2. Политика разумных
доходов - способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему
благоприятный налоговый климат. Но поступления в гос. уменьшаются. 3.
Политика достаточно высокого уровня обложения при значительной социальной
защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных
фондов. Для РФ характерно сочетание второго и третьего типов.
Методы денежно-кредитного регулирования экономики. (28)
Ден.-кред-ая политика ЦБ, направлена либо на стимулирование денежно-
кредитной эмиссии - кредитная экспансия, т. е. оживление конъюнктуры в
условиях падения производства, либо на ограничение денежно-кредитной
эмиссии в периоды экономических подъемов, сопровождаемых “перегревами”
конъюнктуры - кредитная рестрикция. Достижение этих целей происходит с
помощью нескольких методов денежно-кредитного регулирования: I.
Установление верхнего и нижнего пределов денежной массы, находящейся в
обращении. Введение таких пределов позволяет контролировать пропорции
воспроизводства общественного продукта и предпринимательскую активность
рыночных хоз.структур. В РФ возникла уникальная система централизованного
регулирования денежного обращения, разработанная отечественными
экономистами. Эта система основывается на кассовом планировании оборота
наличных денег рыночных хоз.структур и банковских органов. 1) На первом
этапе предприятия и организации представляют заявки на наличные деньги
(кассовые заявки) в обслуживающий банк. 2) На втором этапе низовые банки и
их вышестоящие звенья на основе кассовых заявок предприятий составляют свои
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27