цб. Существование вторичного рынка само по себе стимулирует деятельность
первичного рынка. По организационным формам: биржевой рынок (фондовая или
валютная биржа) и внебиржевой рынок. Биржевой рынок представляет собой
рынок цб, осуществляемый фондовыми биржами. Порядок участия в торгах для
эмитентов, инвесторов и посредников определяется биржами. Внебиржевой рынок
- это сфера обращения цб, не допущенных к котировке на фондовых биржах.
Организац. структуры фин.рынка включают различ. фин.институты: финансово-
банковские учреждения, страх. компании и др., но ключевыми среди них
являются фондовые биржи, постоянное функционирование которых оказывает
существенное влияние на сферу финансово-кредитных отношений. Хотя биржи
значит. уступают по V совершаемых сделок внебирж. обороту цб, они, тем не
менее, играют огромную роль в перераспред. финресурсов и эффективном их
использовании.
Значение фин.рынка: 1) инвестировать денежные средства в производство, что
позволяет увеличить производственные мощности страны, накапливать ресурсный
потенциал; 2) с помощью фин.рынка облегчается развитие предприятий и
отраслей, обеспечивающих максимальную прибыль инвесторам; 3) перелив
капиталов, осуществляемый на фин.рынках, способствует ускорению НТП,
быстрейшему внедрению научно-технических достижений; 4) финрынок позволяет
цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит, ибо именно на
фин.рынке изыскиваются свободные денежные средства для покрытия растущих
госрасходов.
Финансовая система: понятие, элементы, основы построения. (24)
ФС – совок-ть различных сфер (звеньев) фин. отношений, каждая из которых
хар-ся особенностями в формировании и использовании фондов ден.ср-в,
различной ролью в обществ. воспр-тве. Фин.система состоит из:
а) общегос.Ф. – фед., регион., местн. бюджеты, гос. кред. система, система
гос.страха, пенс.фонд, внебюд. фонды и т.п.
б) финансы хозсубъектов - финансы п\п, АО, комм. банк.система, комм. кредит-
е и страх-е, залоговая, биржевая системы.
Общегос. централиз. фонды ден. рес-в созд-ся путём распред-я и перерасп-я
нац.дохода, соз-го в отраслях матер. произ-ва. Формами их использования
явл. бюдж. и внебюд. фонды, обеспеч-щие потребности гос-ва в решении эк.,
полит. и соц. задач. Иные формы и методы образования и использования
денежных фондов применяются кред. и страх. звеньями фин.системы.
Децентрализ. фонды ден.ср-тв образуются из ден. фондов и накоплений самих
п\п.
Основой фин.системы явл. Ф. п\п - они непосред. участв. в процессе мат.
произ-ва. Источником централиз. гос.фондов ден. ср-в явл. нац. доход, созд-
мый в сфере мат.пр-ва.
Общегос. Ф. - ведущая роль: в обеспечении определённых темпов развития всех
отраслей народного хозяйства; перераспределении фин.ресурсов между
отраслями эк-ки и регионами страны, производ. и непроизв. сферами, а также
формами соб-ти, отдельными группами и слоями нас-я.
Госбюджет – главн. звено фин.системы - форма образ-я и использ-я
централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов
гос.власти. С помощью бюджета происходит перераспределение национального
дохода, что создаёт возможность маневрировать денежными средствами и
целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного
производства, что позволяет влиять на единую экономическую и финансовую
политику страны. В современных условиях средства госбюджета направляются на
осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий,
финансирование конверсии оборонных отраслей, что способствует формированию
рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-техн.
потенциала, обновлению материально-технич. базы. Расходы бюджета на
соцкультсферу имеют не только социальное, но и экономическое значение, т.к.
представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и
служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа.
Внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных
органов власти, связанные с финансированием расходов, не включаемых в
бюджет. Формирование этих фондов происходит за счёт обязательных целевых
отчислений, которые установлены в % к фонду оплаты труда и включаются в с/с
продукции. Имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование
средств в полном V. Обособленное функционирование внебюджетных фондов
позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных
мероприятий.
Гос.кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством
временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на
началах возвратности для финансирования гос.расходов. Кредитором выступают
физ.- и юрлица, заёмщиком - государство. Дополнительные фин.ресурсы
государство привлекает путём продажи на финансовом рынке облигаций,
казначейских обязательств и других видов государственных цб. Данная форма
кредита позволяет заёмщику направлять мобилизованные дополнительные
фин.ресурсы на покрытие дефицита госбюджета без осуществления для этих
целей эмиссии. Гос.кредит используется также в целях стабилизации денежного
обращения в стране.
Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных
бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.
Финансы предприятий различной формы собственности, являясь основой единой
фин.системы страны, обслуживают процесс создания и распределения
общественного продукта и национального дохода. От состояния финансов
предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов
фин.ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в
процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом
процессе бюджета, банковского кредита, страхования. В условиях рынка
предприятия самостоятельно распределяют выручку, формируют и используют
фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые им
средства для расширения производства продукции, используя кредитные ресурсы
и возможности финансового рынка.
Фин. механизм хоз. структуры, его состав и содержание. (40)
Финансы выступают инструментом воздействия на производственно-торговый
процесс хозяйствующего субъекта. Это воздействие осущ. через финмеханизм.
ФМ - это система действия финансовых рычагов, выражающаяся в организации,
планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.
В структуру финмеханизма входят 5 взаимосвязанных элементов:
1) Фин. методы - способ воздействия финансовых отношений на хозпроцесс.
Действуют в 2-х направлениях: по линии управления движением финресурсов и
по линии рыночных коммерческих отношений (планирование, прогнозирование,
самофинансирование, инвестирование, н/обложение, страхование, аренда,
лизинг). Действие финметодов проявляется в образовании и использовании
денежных фондов.
2) Фин. рычаг - приём действия финметода (прибыль, доход, амортизация,
арендная плата, % ставки, котировка $-курсов, формы расчётов).
3) Правовое обеспеч-е - законы, указы, постановления, приказы министерств,
устав.
4) Нормативное обеспеч-е - инструкции, нормативы, нормы, методические
указания.
Сущность, цели и методы фин. анализа(41)
ФА - метод оценки и прогнозирования фин.состояния п\п на основе его бух.
отчётности. ФА - это способ накопления, трансформации и использования inf
фин. хар-ра. Содержание и осн. цель ФА - оценка фин.состояния и выявление
возможностей повышения эфф-сти п\п с пом. рациональной фин.пол-ки.
2 вида фин.анализа: 1) Внутр. проводится работниками п\п. Инфор. база
такого анализа гораздо шире и вкл. любую inf внутри п\п и полезную для
принятия управленческих решений. Соответственно расширяются и возможности
анализа. 2) Внеш. анализ проводится аналитиками, явл. посторонними лицами
для п\п и поэтому не имеющими доступа к внутр. inf-базе п\п. Внеш. анализ
менее детализирован и более формализирован.
Цели ФА: 1) оценка текущего и перспективного финсостояния п\п; 2)оценка
возможных и целесообразных темпов развития п\п; 3) выявление доступных
источников ср-в и оценка возможности их мобилизации; прогнозирование
положения п\п на рынке кап-лов.
Методы ФА: 1) Неформализир. - это методы,кот. основанны на описании
аналитических процедур на логическом уровне (метод экспертных оценок).
2) Формализованные - основаны на формализованных аналитических зависимостях
(прим. расчет фин.коэф-ов).
Методы ФА:
1) чтение отчетности - изучение абсолютных показ-лей отчетности;
2) вертик. анализ - оценка удельного веса отдельных статей отчетности по
сравнению с общим итогом;
3) гориз. - это анализ изменений различных статей отчётности по сравнению с
предыдущим периодом;
4) трендовый - расчёты относительных отклонений показ-лей отчётности за ряд
лет по сравнению с базисным периодом
5) расчёт финансовых показ-лей - описание финпропорций между разл. статьями
отчётности. Состоит из 2 этапов: расчёт коэф-та и сравнение его с каким-
либо критерием.
В ФА 3 группы моделей:
1. Описательные вкл. гориз. и вертик. анализ, расчёт финансовых коэф-тов и
т.д. 2. Прогностические основаны на прогнозе и планировании финсостояния
п\п и вкл. в себя анализ критических показ-лей (порог рентабельности, точка
безубыточности), регрессивные модели и т.д. 3. Нормативные позволяют
сравнивать фактические или планируемые результаты финдеятельности с
определёнными нормативами.
Фин. анализ на п\п вкл. анализ:
1) Предварительный - общая оценка финсостояния п\п, а также определение
платёжеспособности и удовлетворительной структуры баланса. Анализ. динамика
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27