Рефераты. Стратегическое планирование в банке

специальной информации и такой ее обработки, которая способствует принятию

более качественных решений.

Подсистема информационного обеспечения. Многие неудачи в планировании

обусловлены отсутствием необходимой плановой информации (“баз данных”, на

основе которых можно принять решение). Часто информация, обрабатываемая в

информационных системах банков, носит преимущественно

описательно–исторический характер, относящийся к прошлой деятельности его

подразделений. Многое из такой информации устарело и связано лишь с ним

самим. Чтобы быть полезной для стратегического планирования, информация

должна показывать перспективы и быть сосредоточена на тех аспектах

окружающей среды и конкуренции, которые в наибольшей мере влияют на будущее

банка.

Схематично показать содержание базы данных ее связь с элементами

процесса планирования, а также с различными источниками плановой информации

можно следующим образом (схема “Информационная основа стратегического

планирования”).

[pic]

схема “Информационная основа стратегического планирования”

Естественно, что переработать столь большие объемы разнообразной

плановой информации без ее предварительной систематизации невозможно.

Систематизация плановой информации не означает необходимости разрабатывать

дорогостоящие вычислительные системы. Скорее, она означает необходимость

получения ответов на вопросы типа следующих: Что необходимо знать? Где

можно получить об этом данные? Кто будет их собирать? Как будут собирать

эти данные? Кто их будет анализировать и интерпретировать? Как наиболее

экономично хранить собранную информацию, с тем чтобы ее столь же экономично

находить и извлекать впоследствии? Как своевременно распределить

извлеченную информацию между ее пользователями?

Подсистема организационного обеспечения. Функции стратегического

планирования могут по–разному распределяться между подразделениями банка, в

различных сочетаниях формируя один из следующих профилей:

Сильная центральная служба планирования, разрабатывающая долгосрочные

стратегии.

Центральная служба планирования, обеспечивающая долгосрочное планирование

путем оказания помощи организационным подразделениям, участвующим в

планировании.

Децентрализация полномочий по долгосрочному планированию: возложение

ответственности за составление долгосрочных планов на тех руководителей

подразделений банка, которые отвечают за их реализацию.

Большинство вопросов, связанных с “организацией, адекватной

стратегическому планированию”, обычно сводятся к одному из следующих:

должно ли такое подразделение быть линейным или штабным и должна ли служба

долгосрочного планирования относиться к уровню корпорации, ее отделений или

быть привязана к ним обоим одновременно. К решению этих вопросов следует

подходить творчески.

Подсистема управления стратегическим планированием. Стратегическое

планирование не возникает само по себе; оно нуждается в мотивации. Важными

элементами мотивации являются отношение к нему руководителей и климат в

банке. Поскольку именно функции планирования осуществляют люди, сам процесс

планирования должен быть формализован, и им следует руководить. Точно так

же, как процесс планирования требует разработки стратегии реализации

планов, введение либо радикальное изменение стратегического планирования

требует стратегии внедрения планирования. Таким образом, само планирование

должно планироваться, и этим процессом следует руководить.

Планирование — вид организационной деятельности, требующей

значительных затрат времени и ресурсов. Как таковое, оно деградирует, если

не будет понята его важность, если не стимулировать должное к нему

отношение работников и если им не руководить столь же тщательно, как и

другими видами деятельности в банке.

Частично это “управление планированием” включает должное внимание к

организационному климату, необходимому для того, чтобы планирование было

творческим. Действенным методом создания такого климата является поощрение

широкого участия в планировании работников всех уровней. Работников можно

поощрять, с тем чтобы они предлагали свои соображения об улучшении

планирования новых услуг, модификации выпускаемых услуг, изменение

организационной структуры, выработке новой стратегии и т.д. Такие

предложения должны быть достаточно аргументированы и документально

обоснованы, чтобы плановые работники могли их оценивать и видеть, насколько

каждое предложение заслуживает дальнейшего изучения.

3. Содержание стратегического плана.

Стратегический план банка довольно сложно определить с точки зрения

рода информации, включаемой в него. Его содержание не у всех банков

совпадает. Однако, несмотря ни на что, стратегический план должен включать

следующие компоненты:

А) миссия банка определяется на самом первом этапе осуществления

маркетинговых мероприятий и служит отправной точкой при стратегическом

планировании. Она устанавливает то, к чему банк стремится, и затрагивает

уровень организационных подразделений, очерчивая круг их деятельности.

Миссия банка, или его основная задача представляет собой четко

сформулированную причину его существования. Исходя из основной задачи

организации, строится целая иерархическая лестница задач банка. Миссия

формулируется на различных организационных уровнях банка, но здесь всегда

прослеживается четкая подчиненность задач структурных подразделений общей

задаче организации. Общебанковская миссия должна описывать направление

деятельности организации с точки зрения предоставляемых ею услуг,

обслуживаемых групп потребителей.

Вот как Сберегательный банк России определяет свою миссию: содействие

социально-экономическому развитию страны и благосостоянию обслуживаемого им

населения путем предоставления качественных банковских услуг на розничном

сегменте рынка.

Выбор миссии банка — очень ответственный этап стратегического

планирования, на котором важно подойти к масштабности установления задачи,

не опуститься до частностей. Очень сильное сужение рамок задачи

деятельности банка ограничивает возможности высшего руководства

рассматривать варианты при принятии решений.

Б) цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии банка и

определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее

руководство. Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны

обладать рядом характеристик:

- конкретностью и измеримотстью

- ориентацией во времени

- достижимостью.

Например, главной стратегической целью деятельности Сберегательного банка

является упрочение достигнутых им позиций универсального коммерческого

банка, сохраняющего специализацию и лидерство на розничном рынке банковских

услуг, активно расширяющего свое присутствие на других секторах рынка при

минимизации рисков, адекватно условиям рыночной экономики и занимающего

достойное место в международных рейтингах крупнейших кредитных институтов

мира.

В) исходное положение рынка. Оно должно отражать состояние среды в целом и

в отдельных сегментах, в которых действует банк. Исследование каждого

сегмента с использованием так называемых рыночно–производственных

характеристик, осуществляемое при анализе исходного положения рынка,

позволяет отразить в стратегическом плане факторы, характеризующие степень

привлекательности рынка, и сделать соответствующие выводы относительно

качества тех или иных сегментов и целесообразности их обслуживания.

Г) оценка факторов, воздействующих на стратегию банка, чрезвычайно важный

компонент стратегического плана, в котором основное внимание уделяется

оценке конкурентоспособности. Эта оценка производится на этапе анализа

рыночных возможностей, а еще более конкретно — при анализе микросреды

банка. В плане должна содержаться объективная оценка сильных и слабых

сторон банка (а говорить о силе или слабости можно только, имея базу

сравнения: в данном случае конкурентов) в отношении доли обслуживаемого

рынка, качества и цен на оказываемые услуги.

Д) оценка опасностей и возможностей. Стратегический план должен содержать

оценку рыночных опасностей, а также возможностей достижения целей и задач в

каждом из сегментов, в которых банк действует или только намеревается

действовать. Эта оценка базируется на анализе исходного положения рынка и

относительной конкурентоспособности.

Е) стратегия развития хозяйственного портфеля. Она для каждого участка

рынка, где действует банк, определяет приоритетные направления инвестиций.

Однако само по себе направление вложения средств без его обоснования мало

что значит, поэтому стратегический план должен отражать четко

сформулированные цели для каждого из таких участков рынка и размер средств,

необходимых для их достижения.

Ж) стратегические изменения в регулируемых факторах. Рыночные условия

меняются довольно часто и неожиданно, поэтому все предусмотреть в

стратегическом плане не представляется возможным. В связи с этим в нем

отражается набор переменных, которые могут корректироваться в процессе

выполнения указанного плана. На осуществление данных изменений направлены

цели и задачи планов действий, выбор которых производится особенно

тщательно для достижения желаемых результатов. В развитие планов действий

могут разрабатываться специальные программы со своими задачами, конкретными

мероприятиями и временными рамками.

З) ожидаемые финансовые результаты — возможный результат деятельности

банка за год, выраженный в стоимостной оценке.

4.Стратегическое планирование в России.

Сделать реальный анализ практики стратегического планирования

российских коммерческих банков, к сожалению, крайне сложно, так как, такое

планирование только начинает внедряться. Вместе с тем, стратегические

подходы в развитии банковского сектора нашей экономики в самое последнее

время стали серьезно изменяться. Экспансия, лежавшая в основе стратегии

развития крупных российских банков, заменяется ориентацией на укрепление

позиций посредством решения внутренних проблем. Имеются в виду изменения в

кредитном портфеле, трансформация организационных структур в соответствии с

новыми задачами, отказ от клиентуры, которая не вписывается в новую

стратегию банка.

Сошлюсь на стратегию развития на 1995-1996 гг., разработанную

Инкомбанком. Основные ее особенности: отказ от дальнейшей экспансии;

стратегия развития вширь заменяется стратегией развития вглубь. Инкомбанк

предполагает перестройку структуры активов, намечается использование новых

возможностей для размещения средств, прежде всего на отечественном и

международном рынках ценных бумаг.

Инкомбанк планирует преобразовать кредитный портфель за счет

существенного сокращения удельного веса рискованных кредитов.

Предполагается географическая диверсификация активов для сбалансирования

политических аспектов риска. Система принимаемых мер должна укрепить

позиции банка в соответствии с международными стандартами на основе

Базельской конвенции. Намечено также преобразование организационной

структуры Инкомбанка с целью отхода от жесткого централизованного

иерархического подхода.

В пассивных операциях стремление привлечь максимально возможное

количество клиентов заменяется серьезным анализом клиентской базы,

выявлением перспективных групп партнеров, на которых и будет сделана

ставка. Речь идет о крупных и средних корпорациях, состоятельных частных

клиентах. В стратегии развития Инкомбанка намечено формирование серьезной

основы для сотрудничества с международными финансовыми организациями.

Запланированы ограничения в развитии сети филиалов исходя из их

экономической целесообразности.

Пример Инкомбанка свидетельствует о новых тенденциях в развитии

российских коммерческих банков, направленных на укрепление рыночных

позиций, преобразование всей деятельности на основе международных

стандартов и требовантй.

Заключение.

Стратегическое планирование — это то звено, ухватившись за которое

можно вытянуть всю банковскую цепь России, включая средние и небольшие

банки. Главное — использовать его последовательно, сообразуясь как с

внешними обстоятельствами, так и внутренней средой ее особенностями. Но при

этом нельзя забывать, что банки не существуют вне экономики и в

значительной мере определяют ее состояние. В свою очередь и экономика

предъявляет к банкам все более серьезные требования. Будущее любого

коммерческого банка прямо и непосредственно зависит от того, насколько

адекватно отвечают его действия потребностям рыночной экономики. Вовремя и

правильно ответить на эти запросы и есть главная задача банков и, в то же

время гарантия их преуспевания.

Список литературы:

Управление банком: организационные структуры, персонал и внутренние

коммуникации.—2-е издание, испр. и доп. — М.: “МЕНАТЕП–ИНФОРМ”,1995

Уткин Э.А. / Стратегический менеджмент: способы выживания российских

банков. —М.1996

Клиланд У. / Стратегическое планирование в организациях.—М.1994

Деньги и кредит №9, 1996

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.