Рефераты. Система валютного регулирования в республике Беларусь

механизма Валютного Совета).

Валютный режим в форме механизма Валютного Совета и единой валютной

зоны полностью исключает возможность финансирования расходов государства

кредитной или бюджетной эмиссией центральным банком и правительством.

Валютное обеспечение режима Валютного Совета и единой валютной зоны

означает, что государству необходимы достаточные иностранные резервы для

обеспечения свободной внутренней конвертируемости национальной валюты.

Данное условие является основным при выборе валютного режима в форме

Валютного Совета и единой валютной зоны. [5]

Принимая валютный режим в форме механизма Валютного Совета и единой

валютной зоны, страны привязывают курс своей валюты к курсу валюты более

крупной страны. До тех пор, пока денежно-кредитная политика этой крупной

страны является стабильной, малая страна будет выигрывать от этого.

Механизм Валютного Совета устанавливает фиксированный обменный курс по

отношению к той иностранной валюте, к которой привязывается внутренняя

валюта, а иностранные резервы внутренней валюты полностью обеспечены при

конвертации внутренней валюты. Такой валютный режим означает, что эмиссия

национальной валюты осуществляется только лишь в обмен на резервы в

иностранной валюте, к которой привязана внутренняя валюта.

Для стран с высоким уровнем инфляции и длительным ее периодом, в

результате чего правительство потеряло доверие общества, пересмотр валютных

курсов становится чрезмерно обременительным. Достаточно эффективным режимом

для таких стран может стать режим вхождения в Валютный Совет и единую

валютную зону.

2.1.2. Фиксированные курсы обязывают органы финансового регулирования

к проведению более жестокой денежно-кредитной политики и «дисциплине цен»,

что помогает в сжатые сроки снизить темпы инфляции с меньшими потерями для

экономики. Фиксация курса может в среднесрочном плане способствовать

ограничению роста инфляции издержек в экономиках, находящихся под влиянием

импорта.

Фиксирование обменного курса в пределах утвержденного размера

допускает бюджетную и кредитную эмиссии без соответствующего обеспечения

резервами в иностранной валюте. Такая гибкость может привести к серьезным

осложнениям в состоянии резервов государства в иностранной валюте. При

фиксированном обменном курсе и мобильном капитале Центральный банк не может

одновременно регулировать предложение денег и обменный курс, так как

хозяйствующие субъекты имеют возможность обращать национальную валюту в

иностранные активы. Денежная экспансия снижает ставку процента, и капитал

устремляется за границу. При значительном увеличении объема денежной массы,

фиксированный обменный курс, по мере истощения иностранных резервов, будет

испытывать возросшее давление. Центральный банк будет вынужден принять меры

по ужесточению денежно-кредитного регулирования и повысить краткосрочные

проценты ставки по депозитам для удержания фиксированного уровня обменного

курса.

Удержать фиксированный обменный курс становится достаточно

проблематично. Центральный банк может попытаться устранить воздействие

изменений в валютных резервах на денежную массу посредством девальвации

обменного курса. Если такая корректировка не производится, обменный курс

может потенциально испытывать еще большее давление.

Как показывает мировой опыт, фиксированный валютный курс наиболее

эффективно действует в стране со следующими условиями в экономике [6]:

небольшая и открытая экономика, находящаяся под влиянием сильной

валюты (или валюты основного торгового партнера);

значительная часть внешней торговли осуществляется со страной, к

валюте которой привязана национальная валюта (для создания стабильных

условий торговли для национальных производителей);

макроэкономическая политика ориентирована на поддержание инфляции на

уровне страны, к валюте которой предполагается осуществлять привязку (при

условии низких уровней инфляции);

в стране осуществляются структурные реформы, и обеспечивается реальная

независимость Центрального банка.

При этом фиксированный валютный курс без проведения ощутимых реформ не

может обеспечить длительной макроэкономической стабилизации. Поэтому с

введением фиксированного курса правительству необходимо одновременно

уравновесить такие макроэкономические показатели, как объем денежной массы,

объем товаров и услуг и уровень цен. Очень важно не допустить роста

номинальной заработной платы, так как иначе ее рост будет съедать прибыли

предприятий-экспортеров, которые не смогут соответственно повысить свои

цены ввиду необходимости сохранения конкурентоспособности на мировом рынке.

Т.о., при использовании механизма Валютного Совета и единой валютной

зоны, фиксированного обменного курса, стране необходимы значительные

иностранные резервы для завоевания, а затем поддержания доверия к

национальной валюте, а также обеспечения полной конвертируемости

национальной валюты в иностранную валюту, с которой она объединена в случае

режима Валютного Совета.

Механизм валютных ограничений предусматривает ускорение валютных

поступлений на корреспондентсткие счета Центрального банка и уполномоченных

банков, сдерживание вывоза валютных ценностей из страны, так как механизм

валютных ограничения, как правило, распространяется на движение капитала.

Основанная на этом режиме экономическая политика руководящих органов страны

обеспечивает постепенность экономического подъема и перехода к рыночной

экономике, стабилизацию потоков сбережений резидентов на стадии, когда

доверие к валютной стратегии руководства еще не вполне установилось.

Фиксированный валютный курс эффективен [6]:

при значительных резервах иностранной валюты у центрального

регулирующего органа;

при отсутствии неожиданных ценовых шоков;

в случае привязки к корзине валют.

В странах с переходной экономикой использование номинального валютного

курса ограничено тем, что в этих странах инфляция имеет не только

монетарное происхождение, но также связана с деформацией механизма

ценообразования, сильным монополизмом в экономике и кризисом неплатежей.[6]

Фиксированный валютный курс, как правило, не является эффективным при

кризисе платежного баланса ввиду неизбежности макроэкономической

корректировки. При фиксированных валютных курсах эффективность фискальной

политики относительно выше, чем монетарной, так как весь эффект от

изменения объема денежной массы уходит на цели поддержания валютного курса

и не затрагивает уровней занятости и выпуска.

2.2. Влияние теневого валютного рынка на выбор валютного режима

Неотъемлемым сегментом официального валютного рынка при данном

валютном режиме обменного курса является наличие теневого валютного рынка.

Оптимальность валютного режима и механизма валютного регулирования

проявляется в следующем[3]:

минимизации спекулятивных факторов, влияющих на динамику валютно-

обменного курса национальной валюты, как на сегментах внутреннего валютного

рынка, так и на внешнем валютном рынке «FOREX»;

в повышении конкурентоспособности экспортной отечественной продукции,

выражающейся как в сокращении дефицита текущего счета платежного баланса,

так и минимизации оттока капитала.

Валютно-обменные котировки теневого рынка ориентируются на котировки

неорганизованного рынка нерезидентов, на котором используется механизм

валютного режима свободного плавания обменного курса. В конечном итоге

валютно-обменные котировки теневого рынка окончательно подрывают доверие

субъектов хозяйствования (резидентов и нерезидентов) и физических лиц к

национальной валюте. По этим причинам с середины 70-х годов развивающиеся

страны начали постепенно менять системы методов расчета обменного курса. От

привязывания валютно-обменного курса национальной валюты к одной валюте

они переходят к ориентации курса национальной валюты к корзине валют, либо

к применению более гибкой системы расчета валютных курсов, при которой курс

национальной валюты часто пересматривается.

Решение возрастающего числа развивающихся стран перейти от привязки к

отдельной валюте к методу корзины валют, частично, вызвано желанием

максимально снизить неблагоприятное воздействие на экономику колебаний

валютного курса основных валют, которые происходят с момента всеобщего

признания плавающих валютных курсов в 1973 году и особенно в 80-е годы.

Курсовые колебания создали для развивающихся стран массу проблем, начиная

от неопределенности доходов от инвестиций в сектор от экспортируемых

товаров, до управления государственными финансами, внешним долгом и

резервами в иностранной валюте.

Развивающиеся страны стали также все более активно обращаться к режиму

с более гибким установлением обменного курса национальной валюты, при

котором валютный курс часто пересматривается. Эти системы именуются в

официальных документах как «приспособление к индексам», «управляемое

плавание» или «независимое плавание», но эти термины не соответствуют

действительности, так как в большинстве случаев валютный курс

устанавливается органами государственного валютного регулирования, хотя его

достаточно часто пересматривают. Одна из проблем для развивающихся и не

слишком стабильных экономик состоит в том, что внешние обменные рынки

многих таких стран слишком слабы, чтобы предотвратить чрезмерную

изменчивость курсов.

2.3. Использование свободно плавающего валютного курса

Своевременно учитывающим соотношение спроса и предложения на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.