финансированию капитальных вложений в хлебопродуктовые предприятия и
организации, перешедшие к Стройбанку. Тем самым Сельхозбанк, длительное
время являвшийся отраслевым банком долгосрочных вложений, оказался
включенным в состав Госбанка, который с конца 20-х годов формировался
исключительно в качестве центра краткосрочного обслуживания народного
хозяйства. Подобный шаг, совершенный вопреки ранее проводившейся политике
четкого разграничения между Госбанком и спецбанками краткосрочных и
долгосрочных операций, теперь обосновывался необходимостью сосредоточения в
одном банке как краткосрочных, так и долгосрочных операций по обслуживанию
сельскохозяйственных предприятий и организаций.
Дело в том, что работники Госбанка на практике нередко решали
проблемы взаимоотношений с сельскохозяйственными предприятиями независимо
от состояния их сферы капитальных вложений. В свою очередь работники
Сельхозбанка не обращали внимания на состояние текущей деятельности
сельскохозяйственных предприятий и результаты их взаимоотношений с
Госбанком. Такой узковедомственный подход порождал формализм.
Кроме того, принималось во внимание, что Сельхозбанк, не имея
достаточно разветвленной сети своих низовых филиалов, поручал учреждениям
Госбанка обслуживание сельскохозяйственных предприятий в части
финансирования и кредитования капитальных вложений. Следовательно, во
многих районах работники Госбанка в той или иной степени уже совершали
долгосрочные операции с сельскохозяйственными предприятиями.
Ликвидация Торгбанка, Цекомбанка и Сельхозбанка и передача их
операций в основном Госбанку снова позволили говорить о превращении
Госбанка в “единый банк”.
Таким образом, в стране осталось три банка Госбанк СССР, Стройбанк, и
Внешторгбанк СССР. Госбанк и Стройбанк совершали операции на внутреннем
рынке, Внешторгбанк – на внешнем.
В 1962 г. Государственному банку СССР были переданы сберегательные
кассы, которые до того находились в системе Министерства финансов СССР.
Благодаря этому значительные ресурсы в форме вкладов населения перешли в
распоряжение Госбанка и стали использоваться им в интересах кредитования
народного хозяйства.
Каждый из оставшихся трех банков представлял собой сложную
централизованную систему с разветвленной сетью учреждений на местах. К
началу 1986 г. их количественные характеристики выглядели следующим
образом.
Самым крупным был Госбанк СССР. Он включал правление, конторы и
отделения (филиалы). Центральным звеном являлось правление, которое
руководило всей системой через конторы – республиканские, городские,
областные и краевые. Всего насчитывалось 185 таких контор. Им
непосредственио подчинялись 4274 отделения, функционировавшие практически в
каждом административном районе страны. Они обслуживали предприятия и
организации, расположенные на территории данного района и имевшие в этом
отделении свой расчетный или текущий счет.
Стройбанк СССР также являлся многозвенной централизованной
организацией. Правление осуществляло руководство всеми учреждениями через
республиканские и областные (краевые) конторы, число которых составляло
180. Правда, Стройбанк не имел на местах столь широкой сети отделений
(филиалов). Отделения открывались с учетом объема финансирования и
кредитования капитальных вложений в данном районе. К началу 1986 г. их
насчитывалось 908.
В районах, где в связи с незначительными объемами финансирования и
кредитования капитальных вложений было нецелесообразно открывать отделения
Стройбанка, все необходимые операции выполнялись уполномоченными Стройбанка
при отделении Госбанка. Всего было открыто около 800 пунктов уполномоченных
Стройбанка. Если же и открытие пункта уполномоченного считалось
нецелесообразным, то все операции по финансированию и кредитованию
капитальных вложений в данном районе возлагались на договорных началах на
отделение Госбанка, выполнявшее их за счет ресурсов Стройбанка.
Государственные трудовые сберегательные кассы имели к началу 1986 г.
весьма разветвленную сеть – 78,5 тыс. сберкасс. Общее руководство их
деятельностью осуществлял Госбанк СССР. В свою очередь система
Гострудсберкасс возглавлялась правлением, которому были подчинены главные
управления союзных республик. На территории автономных республик, областей
и краев руководство работой сберкасс осуществляли соответственно
республиканские, областные и краевые управления. Непосредственным рабочим
звеном в этой системе являлись сберегательные кассы – центральные, кассы 1-
го и 2-го разрядов и агентства. Центральные сберегательные кассы руководили
работой сберкасс на территории города или района и совершали все виды
операций, возложенных на сберкассы. Сберкассы 1-го и 2-го разрядов, а также
агентства различались по количеству штатных работников.
Внешторгбанк СССР имел небольшую сеть учреждений – 17 отделений на
территории страны и одно в Швейцарии. В своей работе Внешторгбанк широко
использовал корреспондентские отношения: в 131 стране он поддерживал связи
с 1835 банками-корреспондентами.
Советская банковская система включала в себя также банки за границей
с участием капитала советских организаций. Совзагранбанки и их отделения
работали в следующих странах: во Франции – Коммерческий банк для Северной
Европы в Париже; в Великобритании – Московский народный банк в Лондоне с
отделениями в Ливане (Бейрут) и Сингапуре; в ФРГ – Ост-Вест Хандельсбанк во
Франкфурте-на-Майне; в Люксембурге – Ист-Вест Юнайтед бэнк; в Австрии –
Донау банк в Вене.
Вышеназванные банки были созданы для расчетно-кредитного обслуживания
предприятий и организаций СССР и других социалистических стран. Основной
задачей этих банков была поддержка развития внешнеэкономических связей
страны. Банки выполняли депозитные, кредитные, расчетные, валютные и прочие
операции на международных финансовых рынках.
Функционировавшие в стране банки в полной мере отвечали требованиям
командно-административной системы управления экономикой. Банки стремились
контролировать весь процесс производства обслуживаемых предприятий и
организаций, наблюдая за правильностью накопления и расходованием сырья,
оплатой труда, состоянием собственных оборотных средств, формированием и
использованием средств на капитальные вложения и т.д.
Так как приспособленные к потребностям административно-командной
системы правила оформления банковских операций строго регламентировались
подробными инструкциями и циркулярами, вся деятельность банков превратилась
в мелочную опеку, сковывающую любую инициативу обслуживаемых
предприятий и организаций. В итоге банковская система оказалась крайне
неповоротливой, мало учитывала специфику тех или иных отраслей и сфер
экономики.
Крайне неэластичная, лишенная необходимой оперативности, банковская
система служила "зеркалом" функционировавшего в стране хозяйственного
механизма. Длительное господство командно-административной системы вызывало
все большее отставание экономики страны от стран с развитой рыночной
экономикой. Отчетливо вырисовывалась неутешительная перспектива превращения
СССР во второразрядное и даже третьеразрядное государство.
В середине 80-х годов в обстановке поиска путей более интенсивного
развития экономики стали предприниматься попытки реорганизации банковской
системы. После длительных дискуссий в 1987 г. было решено провести в стране
радикальную экономическую реформу, стержнем которой предполагалось сделать
идею полного хозрасчета и самофинансирования. В свою очередь это требовало
перестройки банковской системы. В целях усиления воздействия банков на
ускорение экономического развития страны было решено реорганизовать
действующие и образовать новые специализированные банки с учетом
особенностей деятельности народнохозяйственных комплексов. В результате
была создана система банков в следующем составе:
. Государственный банк СССР.
. Агропромышленный банк (Агропромбанк).
. Промышленно-строительный банк (Промстройбанк).
. Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк).
. Банк внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк).
. Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сберегательный банк).
Вся низовая сеть Госбанка (отделения) была передана
специализированным банкам. За Госбанком сохранились: в центре – Правление,
в союзных республиках – республиканское звено (Госбанк республики), в
областях, краях и автономных республиках – управления Госбанка.
Вновь созданные специализированные банки (Промстройбанк, Агропромбанк
и Жилсоцбанк) образовали в центре правления, в союзных республиках –
соответствующие республиканские банки, а в областях, краях и автономных
республиках, как и Госбанк, – управления. Каждое из управлений спецбанков
получило в свое подчинение ряд бывших отделений Госбанка, причем
прикрепление отделений к тому или иному управлению осуществлялось в
зависимости от того, клиентура какого банка преобладала в даннном отделении
– Промстройбанка, Агропромбанка или Жилсоцбанка.
Благодаря проведенной реорганизации в одном отделении (филиале) банка
сосредоточивалось обслуживание и текущей, и инвестиционной деятельности
предприятий. В целом же реорганизация только усугубила недостатки в работе
банков. Далеко идущие замыслы остались невыполненными.
Одним из существенных недостатков реформы банковской системы является
тот факт, что любое бывшее отделение Госбанка, переданное в состав одного
из специализированных банков, продолжало обслуживать и предприятия других
отраслей в соответствии с нормативными документами этих банков. Таким
образом, отделение, получившее статус подразделения одного из
специализированных банков, по-прежнему оставалось универсальным
учреждением. Деление же клиентуры на “профильную” и “непрофильную”, “свою”
и “чужую” способствовало возникновению нездоровых отношений между банком и
хозяйствами и вместо ожидаемого партнерства приводило к серьезным
конфликтам.
Существенный недостаток заключался и в том, что над каждым бывшим
отделением Госбанка, переименованным в отделение одного из
специализированных банков, возникло четыре управленческие структуры в виде
областных управлений Госбанка, Агропромбанка, Промстройбанка и Жилсоцбанка.
Каждое из них, руководствуясь указаниями из своего центра, направляло в
отделение соответствующие указания и рекомендации. В свою очередь отделения
банков должны были направлять отчетную документацию в четыре вышестоящих
адреса.
Вследствие такой “перестройки” значительно возросло управленческое
звено банковской системы на уровне области, края и автономной республики.
Поскольку реорганизация проводилась в пределах имевшейся штатной
численности Госбанка и Стройбанка, а областное звено потребовало
существенного увеличения числа работников, то нередко это обеспечивалось
путем сокращения штатной численности отделений, которые и без того были
перегружены работой.
Реорганизация системы банков не затронула системы безналичных
расчетов с помошью межфилиальных оборотов (МФО). Безналичные расчеты между
предприятиями и организациями продолжали осуществляться так, будто в стране
сохранился единый банк с разветвленной сетью своих учреждений (филиалов). В
этой ситуации разукрупнение Госбанка СССР и создание нескольких
специализированных банков привело к тому, что расчеты значительно
замедлились, резко возросли остатки по счетам невыясненных сумм (что было
вызвано несовершенством безналичных расчетов в тех случаях, когда поставщик
и покупатель обслуживались учреждениямп различных специализированных
банков), существенно увеличилось время обработки данных и составления
сводного баланса как по каждому из банков, так и по системе банков страны в
целом.
Специализированные банки приступили к операциям с 1 января 1988 г. И
довольно быстро стало ясно, что механизм управления системой банков
усложнился, разросшийся административный аппарат своей ложной активностью
подмял низовое звено – отделения, лишив их возможности самостоятельно
решать вопросы кредитно-расчетного обслуживания клиентуры. Ведомства, творя
реформу по своему образу и подобию, так увлеклись созданием удобных кресел,
что не заметили, как управленческая пирамида стала на "голову": внизу одно
отделение, а вверху 12 бюрократических структур. В итоге получился
"аппаратный" вариант перестройки банковской системы. Реорганизация,
проведенная, казалось бы, с целью ликвидации монопольного положения
Госбанка и Стройбанка в сфере кредитных отношений, привела на смену одним
монополистам других. Очень скоро стало ясно, что настоящая реорганизация
банковской системы еще впереди.
На рубеже 80-х и 90-х годов в общественном мнении стала утверждаться
мысль о необходимости перехода к рыночной экономике. На фоне ожесточенной
идеологической дискуссии вокруг данной проблемы стали создаваться первые
негосударственные коммерческие и кооперативные банки. Тем самым возникло
качественно новое направление формирования банковской системы.
Идеологически и экономически была подготовлена почва для возрождения
коммерческих банков, судьба которых, казалось бы, бесповоротно определилась
в момент их полной ликвидации при переходе к командным методам управления
экономикой.
Численность вновь созданных коммерческих и кооперативных банков
быстро возрастала. На 1 января 1989 г. в СССР насчитывалось всего 43
коммерческих и кооперативных банка, а через 2 года их число возросло до
1357, в том числе в России – до 1215. В дальнейшем количество коммерческих
банков продолжало быстро возрастать, в том числе за счет образовавшихся на
базе не оправдавших себя государственных специализированных банков.
К этому времени Госбанк СССР стал выполнять функции Центрального
банка. Одновременно те же функции постепенно обретал Центральный банк РСФСР
(Банк России). Тем самым в стране началось формирование двухуровневой
банковской системы.
В этих условиях возникла необходимость в соответствующей
законодательной базе, юридически закрепляюшей статус как центрального
банка, так и коммерческих банков. Необходимые законы были приняты в декабре
1990 г. На союзном уровне Верховным Советом СССР 11 декабря 1990 г. были
приняты законы “О Государственном банке СССР” и "О банках и банковской
деятельности "; в Российской Федерации – законы "О Центральном банке РСФСР
(Банке России)" и "О банках и банковской деятельности в РСФСР" (2 декабря
1990 г.). С принятием этих законов развитие сети коммерческих банков
характеризовалась еше более быстрыми темпами и определенной уверенностью.
Страницы: 1, 2, 3