Рефераты. Российская банковская система после Октябрьской революции 1917г

финансированию капитальных вложений в хлебопродуктовые предприятия и

организации, перешедшие к Стройбанку. Тем самым Сельхозбанк, длительное

время являвшийся отраслевым банком долгосрочных вложений, оказался

включенным в состав Госбанка, который с конца 20-х годов формировался

исключительно в качестве центра краткосрочного обслуживания народного

хозяйства. Подобный шаг, совершенный вопреки ранее проводившейся политике

четкого разграничения между Госбанком и спецбанками краткосрочных и

долгосрочных операций, теперь обосновывался необходимостью сосредоточения в

одном банке как краткосрочных, так и долгосрочных операций по обслуживанию

сельскохозяйственных предприятий и организаций.

Дело в том, что работники Госбанка на практике нередко решали

проблемы взаимоотношений с сельскохозяйственными предприятиями независимо

от состояния их сферы капитальных вложений. В свою очередь работники

Сельхозбанка не обращали внимания на состояние текущей деятельности

сельскохозяйственных предприятий и результаты их взаимоотношений с

Госбанком. Такой узковедомственный подход порождал формализм.

Кроме того, принималось во внимание, что Сельхозбанк, не имея

достаточно разветвленной сети своих низовых филиалов, поручал учреждениям

Госбанка обслуживание сельскохозяйственных предприятий в части

финансирования и кредитования капитальных вложений. Следовательно, во

многих районах работники Госбанка в той или иной степени уже совершали

долгосрочные операции с сельскохозяйственными предприятиями.

Ликвидация Торгбанка, Цекомбанка и Сельхозбанка и передача их

операций в основном Госбанку снова позволили говорить о превращении

Госбанка в “единый банк”.

Таким образом, в стране осталось три банка Госбанк СССР, Стройбанк, и

Внешторгбанк СССР. Госбанк и Стройбанк совершали операции на внутреннем

рынке, Внешторгбанк – на внешнем.

В 1962 г. Государственному банку СССР были переданы сберегательные

кассы, которые до того находились в системе Министерства финансов СССР.

Благодаря этому значительные ресурсы в форме вкладов населения перешли в

распоряжение Госбанка и стали использоваться им в интересах кредитования

народного хозяйства.

Каждый из оставшихся трех банков представлял собой сложную

централизованную систему с разветвленной сетью учреждений на местах. К

началу 1986 г. их количественные характеристики выглядели следующим

образом.

Самым крупным был Госбанк СССР. Он включал правление, конторы и

отделения (филиалы). Центральным звеном являлось правление, которое

руководило всей системой через конторы – республиканские, городские,

областные и краевые. Всего насчитывалось 185 таких контор. Им

непосредственио подчинялись 4274 отделения, функционировавшие практически в

каждом административном районе страны. Они обслуживали предприятия и

организации, расположенные на территории данного района и имевшие в этом

отделении свой расчетный или текущий счет.

Стройбанк СССР также являлся многозвенной централизованной

организацией. Правление осуществляло руководство всеми учреждениями через

республиканские и областные (краевые) конторы, число которых составляло

180. Правда, Стройбанк не имел на местах столь широкой сети отделений

(филиалов). Отделения открывались с учетом объема финансирования и

кредитования капитальных вложений в данном районе. К началу 1986 г. их

насчитывалось 908.

В районах, где в связи с незначительными объемами финансирования и

кредитования капитальных вложений было нецелесообразно открывать отделения

Стройбанка, все необходимые операции выполнялись уполномоченными Стройбанка

при отделении Госбанка. Всего было открыто около 800 пунктов уполномоченных

Стройбанка. Если же и открытие пункта уполномоченного считалось

нецелесообразным, то все операции по финансированию и кредитованию

капитальных вложений в данном районе возлагались на договорных началах на

отделение Госбанка, выполнявшее их за счет ресурсов Стройбанка.

Государственные трудовые сберегательные кассы имели к началу 1986 г.

весьма разветвленную сеть – 78,5 тыс. сберкасс. Общее руководство их

деятельностью осуществлял Госбанк СССР. В свою очередь система

Гострудсберкасс возглавлялась правлением, которому были подчинены главные

управления союзных республик. На территории автономных республик, областей

и краев руководство работой сберкасс осуществляли соответственно

республиканские, областные и краевые управления. Непосредственным рабочим

звеном в этой системе являлись сберегательные кассы – центральные, кассы 1-

го и 2-го разрядов и агентства. Центральные сберегательные кассы руководили

работой сберкасс на территории города или района и совершали все виды

операций, возложенных на сберкассы. Сберкассы 1-го и 2-го разрядов, а также

агентства различались по количеству штатных работников.

Внешторгбанк СССР имел небольшую сеть учреждений – 17 отделений на

территории страны и одно в Швейцарии. В своей работе Внешторгбанк широко

использовал корреспондентские отношения: в 131 стране он поддерживал связи

с 1835 банками-корреспондентами.

Советская банковская система включала в себя также банки за границей

с участием капитала советских организаций. Совзагранбанки и их отделения

работали в следующих странах: во Франции – Коммерческий банк для Северной

Европы в Париже; в Великобритании – Московский народный банк в Лондоне с

отделениями в Ливане (Бейрут) и Сингапуре; в ФРГ – Ост-Вест Хандельсбанк во

Франкфурте-на-Майне; в Люксембурге – Ист-Вест Юнайтед бэнк; в Австрии –

Донау банк в Вене.

Вышеназванные банки были созданы для расчетно-кредитного обслуживания

предприятий и организаций СССР и других социалистических стран. Основной

задачей этих банков была поддержка развития внешнеэкономических связей

страны. Банки выполняли депозитные, кредитные, расчетные, валютные и прочие

операции на международных финансовых рынках.

Функционировавшие в стране банки в полной мере отвечали требованиям

командно-административной системы управления экономикой. Банки стремились

контролировать весь процесс производства обслуживаемых предприятий и

организаций, наблюдая за правильностью накопления и расходованием сырья,

оплатой труда, состоянием собственных оборотных средств, формированием и

использованием средств на капитальные вложения и т.д.

Так как приспособленные к потребностям административно-командной

системы правила оформления банковских операций строго регламентировались

подробными инструкциями и циркулярами, вся деятельность банков превратилась

в мелочную опеку, сковывающую любую инициативу обслуживаемых

предприятий и организаций. В итоге банковская система оказалась крайне

неповоротливой, мало учитывала специфику тех или иных отраслей и сфер

экономики.

Крайне неэластичная, лишенная необходимой оперативности, банковская

система служила "зеркалом" функционировавшего в стране хозяйственного

механизма. Длительное господство командно-административной системы вызывало

все большее отставание экономики страны от стран с развитой рыночной

экономикой. Отчетливо вырисовывалась неутешительная перспектива превращения

СССР во второразрядное и даже третьеразрядное государство.

В середине 80-х годов в обстановке поиска путей более интенсивного

развития экономики стали предприниматься попытки реорганизации банковской

системы. После длительных дискуссий в 1987 г. было решено провести в стране

радикальную экономическую реформу, стержнем которой предполагалось сделать

идею полного хозрасчета и самофинансирования. В свою очередь это требовало

перестройки банковской системы. В целях усиления воздействия банков на

ускорение экономического развития страны было решено реорганизовать

действующие и образовать новые специализированные банки с учетом

особенностей деятельности народнохозяйственных комплексов. В результате

была создана система банков в следующем составе:

. Государственный банк СССР.

. Агропромышленный банк (Агропромбанк).

. Промышленно-строительный банк (Промстройбанк).

. Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк).

. Банк внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк).

. Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сберегательный банк).

Вся низовая сеть Госбанка (отделения) была передана

специализированным банкам. За Госбанком сохранились: в центре – Правление,

в союзных республиках – республиканское звено (Госбанк республики), в

областях, краях и автономных республиках – управления Госбанка.

Вновь созданные специализированные банки (Промстройбанк, Агропромбанк

и Жилсоцбанк) образовали в центре правления, в союзных республиках –

соответствующие республиканские банки, а в областях, краях и автономных

республиках, как и Госбанк, – управления. Каждое из управлений спецбанков

получило в свое подчинение ряд бывших отделений Госбанка, причем

прикрепление отделений к тому или иному управлению осуществлялось в

зависимости от того, клиентура какого банка преобладала в даннном отделении

– Промстройбанка, Агропромбанка или Жилсоцбанка.

Благодаря проведенной реорганизации в одном отделении (филиале) банка

сосредоточивалось обслуживание и текущей, и инвестиционной деятельности

предприятий. В целом же реорганизация только усугубила недостатки в работе

банков. Далеко идущие замыслы остались невыполненными.

Одним из существенных недостатков реформы банковской системы является

тот факт, что любое бывшее отделение Госбанка, переданное в состав одного

из специализированных банков, продолжало обслуживать и предприятия других

отраслей в соответствии с нормативными документами этих банков. Таким

образом, отделение, получившее статус подразделения одного из

специализированных банков, по-прежнему оставалось универсальным

учреждением. Деление же клиентуры на “профильную” и “непрофильную”, “свою”

и “чужую” способствовало возникновению нездоровых отношений между банком и

хозяйствами и вместо ожидаемого партнерства приводило к серьезным

конфликтам.

Существенный недостаток заключался и в том, что над каждым бывшим

отделением Госбанка, переименованным в отделение одного из

специализированных банков, возникло четыре управленческие структуры в виде

областных управлений Госбанка, Агропромбанка, Промстройбанка и Жилсоцбанка.

Каждое из них, руководствуясь указаниями из своего центра, направляло в

отделение соответствующие указания и рекомендации. В свою очередь отделения

банков должны были направлять отчетную документацию в четыре вышестоящих

адреса.

Вследствие такой “перестройки” значительно возросло управленческое

звено банковской системы на уровне области, края и автономной республики.

Поскольку реорганизация проводилась в пределах имевшейся штатной

численности Госбанка и Стройбанка, а областное звено потребовало

существенного увеличения числа работников, то нередко это обеспечивалось

путем сокращения штатной численности отделений, которые и без того были

перегружены работой.

Реорганизация системы банков не затронула системы безналичных

расчетов с помошью межфилиальных оборотов (МФО). Безналичные расчеты между

предприятиями и организациями продолжали осуществляться так, будто в стране

сохранился единый банк с разветвленной сетью своих учреждений (филиалов). В

этой ситуации разукрупнение Госбанка СССР и создание нескольких

специализированных банков привело к тому, что расчеты значительно

замедлились, резко возросли остатки по счетам невыясненных сумм (что было

вызвано несовершенством безналичных расчетов в тех случаях, когда поставщик

и покупатель обслуживались учреждениямп различных специализированных

банков), существенно увеличилось время обработки данных и составления

сводного баланса как по каждому из банков, так и по системе банков страны в

целом.

Специализированные банки приступили к операциям с 1 января 1988 г. И

довольно быстро стало ясно, что механизм управления системой банков

усложнился, разросшийся административный аппарат своей ложной активностью

подмял низовое звено – отделения, лишив их возможности самостоятельно

решать вопросы кредитно-расчетного обслуживания клиентуры. Ведомства, творя

реформу по своему образу и подобию, так увлеклись созданием удобных кресел,

что не заметили, как управленческая пирамида стала на "голову": внизу одно

отделение, а вверху 12 бюрократических структур. В итоге получился

"аппаратный" вариант перестройки банковской системы. Реорганизация,

проведенная, казалось бы, с целью ликвидации монопольного положения

Госбанка и Стройбанка в сфере кредитных отношений, привела на смену одним

монополистам других. Очень скоро стало ясно, что настоящая реорганизация

банковской системы еще впереди.

На рубеже 80-х и 90-х годов в общественном мнении стала утверждаться

мысль о необходимости перехода к рыночной экономике. На фоне ожесточенной

идеологической дискуссии вокруг данной проблемы стали создаваться первые

негосударственные коммерческие и кооперативные банки. Тем самым возникло

качественно новое направление формирования банковской системы.

Идеологически и экономически была подготовлена почва для возрождения

коммерческих банков, судьба которых, казалось бы, бесповоротно определилась

в момент их полной ликвидации при переходе к командным методам управления

экономикой.

Численность вновь созданных коммерческих и кооперативных банков

быстро возрастала. На 1 января 1989 г. в СССР насчитывалось всего 43

коммерческих и кооперативных банка, а через 2 года их число возросло до

1357, в том числе в России – до 1215. В дальнейшем количество коммерческих

банков продолжало быстро возрастать, в том числе за счет образовавшихся на

базе не оправдавших себя государственных специализированных банков.

К этому времени Госбанк СССР стал выполнять функции Центрального

банка. Одновременно те же функции постепенно обретал Центральный банк РСФСР

(Банк России). Тем самым в стране началось формирование двухуровневой

банковской системы.

В этих условиях возникла необходимость в соответствующей

законодательной базе, юридически закрепляюшей статус как центрального

банка, так и коммерческих банков. Необходимые законы были приняты в декабре

1990 г. На союзном уровне Верховным Советом СССР 11 декабря 1990 г. были

приняты законы “О Государственном банке СССР” и "О банках и банковской

деятельности "; в Российской Федерации – законы "О Центральном банке РСФСР

(Банке России)" и "О банках и банковской деятельности в РСФСР" (2 декабря

1990 г.). С принятием этих законов развитие сети коммерческих банков

характеризовалась еше более быстрыми темпами и определенной уверенностью.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.