каналов обращения деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом
товарной массы. Однако цены могут повышаться не только в результате
превышения спроса под предложением, но и в результате улучшения качества
товаров и услуг, ухудшения условий топливно-сырьевых ресурсов,
изменение общественных потребностей. Это, в определенной мере,
оправданный рост цен на отдельные виды товаров.
В качестве основного показателя, характеризующего уровень
инфляции, используется – индекс потребительских цен (ИПЦ), он
рассчитывается на ежемесячной основе и позволяет оперативно принимать
решения о мерах, направленных на сокращение инфляции. В странах с
рыночной экономикой ИПЦ применяется для проведения индексации.
Индекс потребительских цен измеряет отношение стоимости фиксированного
набора основных товаров и услуг для населения (потребительской
корзины) в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде. В
Кыргызстане потребительская корзина состоит из 305 товаров и услуг-
представителей. В набор товаров и услуг, разработанный для наблюдения
за ценами, включены говоры и услуги массового потребительского спроса.
Отбор видов товаров и услуг осуществлен с учетом их важности для
потребления населением, устойчивого наличия их в продаже. Однако,
поскольку данный индекс рассчитывается на базе постоянный удельных весов
Для каждой группы товаров и услуг, он не учитывает эффектов замещение
подорожавших товаров более дешевыми, а также улучшение качества и появления
новых товаров и услуг.
Высокая инфляция является общей проблемой стран с переходной
экономикой и снижение ее темпов – одна из основных задач
макроэкономической политики. В период централизованного управления
экономической инфляция проявлялась в форме дефицита товаров, цены, на
которые устанавливались государством значительно ниже мирового уровня
(так называемая подавленная инфляция). В Кыргызстане либерализация цен,
начатая в 1992 году, к настоящему временив основном завершена, однако наряд
товаров и услуг (электроэнергия, общественный транспорт, услуги жилищного
хозяйства) цены все еще остаются под контролем Правительства и местных
органов власти. Либерализация цен обычно сопровождается также открытием
внешней торговли, что в свою очередь, может вести к девальвации обменного
курса. В большинстве стран переходного периода связь внутренних цен с
обменным курсом более тесная, чем в развитых промышленных странах, т.к.
экономика этих стран зависит от импорта либо от экспорта монопродукции
(нефть, газ, золото и др.). В частности, в нашей республике степень
открытости экономики высокая, принят режим плавающего регулируемого
обменного курса, и, поскольку многие потребительские товары
импортируются, то изменение цен на внутреннем рынке во многом зависит от
цен стран-торговых партнеров и обменного курса. Ограничительная денежно-
кредитная политика, проводимая в Кыргызстане в начальном периоде
реформ, способствовала значительному спаду темпов инфляции ( с 87,2 % в
1994 до 32 % в 1995 году). Однако, в 1996 году темп роста
денежной массы снизился более чем в 3,5 раза, а темп инфляции –
повысился до 35%. Это указывает на возрастающее влияние немонетарных
факторов.
Таким образом в нашей республике можно выделить следующие группы
инфляционных факторов:
13. монетарные (рост денежной массы);
14. немонетарные (административное повышение цен на ряд товаров и
услуг, колебание цен на продукцию предприятий-монополистов,
введение новых налогов и пошлин;
15. колебание обменного курса;
16. объективный процесс приближения внутренних цен к уровню мировых.
Одной из внутренних причин инфляции в период структурных реформ
являются рост бюджетного дефицита, который возникает из-за того, что в
большинстве стран переходного периода в процесс проведения реформ не
удаётся сократить государственные расходы и увеличить налоговые
поступления, так как обычно происходит процесс реорганизации и ликвидации
убыточных государственных предприятий, частный сектор недостаточно развит.
Вследствие этого дефицит бюджета покрывается за счет кредиторов
центрального банка и внешних займов.
Остановимся теперь на основных мероприятиях, которые предпринимаются
для сокращения темпов инфляции:
1. Поддержание стабильности национальной валюты, так как падение
обменного курса может служить причиной инфляционного давления на общий
уровень цен и инфляционные ожидания населения.
2. Для сокращения бюджетного дефицита необходимо приведение
правительственных расходов в соответствие с доходной частью бюджета. Одной
из таких мер является совместное определение с Министерством финансов
объемов кредита НБКР на покрытие текущего превышения расходов
государственного бюджета над доходами.
3. На основе анализа и управления факторами, влияющими на рост
денежной массы, применяется регулирование темпа её прироста в определенных
пределах.
Конечной целью таких мероприятий является достижение финансовой
стабилизации, без которой проведение институциональных реформ
(демонополизации, приватизации) было бы неэффективным.
Далее рассмотрим основные тенденции, сложившиеся в текущем году.
Как известно, в начале 1997 года был объявлен целевой показатель
инфляции, равный 17%. За 7 месяцев текущего года изменение уровня инфляции
составило 12,2%, что ниже уровня того же периода 1996 года – 18,6%. В I
полугодии 1997 года влияние монетарных факторов объясняет около 6%
изменения уровня цен. Около 47% инфляции этого периода связано с тем, что
во II квартале повысились цены на проезд в городском транспорте Бишкека,
что повлекло за собой аналогичное повышение в других регионах республики. В
этот период также произошёл резкий рост цен на бензин и жилищно-
коммунальные услуги.
В июле произошло сезонное снижение цен на продовольственные товары, и,
поскольку они составляют большую часть потребительской корзины,
используемой при расчете ИПЦ, то это явилось главной причиной снижения цен
на 1,2%. Следует отметить, что изменение цен в течении короткого периода
значительно подвержено сезонному воздействию.
Новые денежные банкноты – достоинством 5 и 10 сомов Национальный банк
Кыргызской Республики с 17 декабря 1997 года вводят в обращение банкноты
достоинством 5 и 10 сомов выпуска 1997 года. Это мероприятие связано с
необходимостью пополнения запасов наличности и влечет за собой увеличение
денежной массы в обращение.
Банкноты нового образца достоинством 5 и 10 сомов обладают улучшенным
защитными характеристиками. Денежные знаки нового и старого образца
равнозначны по своей стоимости и будут находиться в обращении параллельно.
Банкноты выполнены на специальной бумаге, содержащей разноцветные
защитные волокна, цветное решение банкнот остается прежним.
Новые защитные свойства элементы банкнот 5 и 10 сомов выпуска 1997 г.
1. Водяной знак.
Водяной знак повторяет портрет на банкноте и индивидуален для каждого
номинала.
2. Защитная нить.
Серебристая защитная нить в нескольких местах выступает над
поверхностью бумаги. На просвет она видна как сплошная темная полоса с
надпись «Кыргыз Банкы».
3. Сквозной регистр.
Расположен на лицевой и оборотной сторонах банкноты в виде отдельных
фрагментов, которые на просвет образует единый логический завершенный
орнамент.
4. Микрошрифт.
Указывающий на номинал банкнот («Беш сом и Он сом).
5. Серебристая краска.
Внутри орнаментальной розетки, расположенной в центре банкнот
размещено выполненное серебристой краской изображение номинала.
6. Рельефная часть.
Портреты и надписи на лицевой стороне банкнот шероховаты на ощупь.
7. Серийный номер расположенный на лицевой стороне, причём размер цифр
расположенного вертикально серийного номера возрастает сверху вниз.
8. Код для людей с ослабленным зрением.
На белом поле расположены рельефные метки в виде геометрических фигур
(треугольник – для 5 сомов, круг - для 10 сомов), позволяющий установить
достоинство на ощупь.
9. Год выпуска.
Наиболее значительно сезонность проявляется в январе, феврале, июле и
августе. В то же время в июле произошло повышение цен на промышленные
товары на 0,6%, что связано, очевидно с введением в Бишкеке налога, ставка
которого составляет 2% от объёма розничного товарооборота и платных услуг.
Таким образом, достижение целевого показателя инфляции предоставляется
вполне реальным, при условии умеренного роста денежной массы и отсутствия
резкого роста цен, вызванного внутренним регулированием и какими либо
внешними шоками. Темпы инфляции в период 93-98.
Таблица №5
| |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1 |
| | | | | | |полугодие |
| | | | | | |98 года |
|Инфляция, % за |1366.0|87.2 |31.3 |35.0 |17.0 |13.6 |
|период | |-20.1 |-5.4 |-5.6 |7.7 |6.8 |
|Темп прироста |-15.5 | | | | | |
|реального ВВП | |117.8 |77.8 |21.0 |17.0 |9.8 |
|Темп прироста |40.8 | | | | | |
|широкого показателя| | | | | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12