Рефераты. Роль национальной валюты в переходный период

безусловно ведет к инфляции. Необходимо на каждом этапе достижения

сбалансированности между денежной массой и товарными ресурсами.

Количество денег определяется следующей формулой:

М=PY

V

где: М – денежная масса

Р - средний индекс цен

Y - реальный объем пр-ва (ВП)2

V - скорость обращения

Сегодня уровень монетаризации в Кыргызстане составляет = 16% ВНП.

Мало это или много? Например, в восточноевропейских странах уровень

монетаризации составляет около 25 % , приблизительно таким же он был и

в бывших союзных республиках. Он более высокий в странах, где

наблюдается экономический рост и развитые финансовые

1. Предложенное лауреатом Нобелевской премии математиком Ивингом

Фишером (1867-1947) отношения, например, в Индии – 40 %, а в Китае 100

%.

В Кыргызстане уровень монетаризации, естественно, низкий из-за

неразвитости финансовых отношений. Нам, по-видимому, не следует спешить с

повышением уровня монетаризации и делать это поэтапно, постепенно вместе с

увеличением товарной массы и улучшением деятельности финансовой машины -

банковской системы, налоговой и таможенной служб. Иначе государство

потеряет контроль под операциями в сфере торговли и услуг, а бюджет –

львиную долю налоговых поступлений.

Дефицит бюджета республики в текущем году ожидается на уровне 7,9%

ВНП и превышает 33 % расходной части. Дефицит покрывается приблизительно

на 2/3 кредитами НБК, а на 1/3 - иностранными кредитами. На 1994 г.

планом прогнозом прогнозировался дефицит в 7 % ВНП или почти половина

расходной части (=48%), и предполагается, что он будет покрыт на 1/3 за

счет кредита НБК, а на 2/3 – за счет иностранных займов и кредитов, т.е.

за счет наращивания внутреннего и внешнего государственных долгов.

Какие есть пути снижения дефицита бюджета и какие цели здесь

реальны?

Реальность такова, что в ближайшей перспективе мы не сможем

добиться бездефицитного бюджета, но мы можем ставить задачу снижения

бюджетного дефицита до уровня 4-5 % ВНП, что считается вполне нормальным

пределом в соответствии с современной экономической теорией и

подтверждается практикой многих стран мира.

Если же говорить о путях снижения бюджетного дефицита, то следовало

бы начать с того, что нам необходимо ввести режим строжайшей экономии

денежных средств во всех сферах, урезать все государственные расходы и

начать с сокращения расходов на бюрократические структуры управления.

Но здесь я особо хотел бы остановиться на взаимоотношениях

государства и предприятий.

Развитие производства в рыночной экономике основано на свободе

цен и заработной платы при государственном контроле под совокупными

расходами народного хозяйства и денежной эмиссий. Только так возможно

создать оптимальное равновесие спроса и предложения, стимулирующее

безинфляционный рост производства. Поэтому пришло время и нам разделить

финансы государства и предприятий, т.е. отделить затраты предприятий

от государственных расходов.

Сегодня же наше государство все еще принимает на себя долги

предприятий автоматически оказываются государственным долгом. Это

происходит либо путем прямого льготного кредитования производств и

взаимных поставок предприятий, либо на базе самовольного накопления

взаимных долгов, навязываемых затем для приплаты государству. Более того,

рост взаимных неплатежей является корпоративной части директорского

корпуса на жесткую денежно-кредитную политику Правительства.

В конечном счете финансовое оздоровление является не самоцелью,

а фактором экономического роста. Только разделение финансов предприятий

и государств и необходимость зарабатывания на рынке заставят предприятия

перепрофилироваться по технологическим цепочкам.

Государство должно целенаправленно и быстро помочь запуску этого

процесса, взяв приоритетные конечные отрасли, такие, как сельское

хозяйство, пищевую и лёгкую промышленность и т.д.

Крайне важно, чтобы это поняли руководители предприятий,

управленческий персонал и немедленно обратились к изучению передового

зарубежного опыта управления предприятиями в условиях дефицита

финансовых ресурсов, методов снижения издержек производства, поиска новых

рынков, обновления товарной номенклатуры, как наращивать производство

на кредиты коммерческих банков на нормальных рыночных условиях.

Многие, к сожалению, еще не ведают, откуда берутся кредитные

ресурсы. До сих пор мы брали их в странах СНГ, в первую очередь в России,

Казахстане и Узбекистане. Наш долг этим странам, зафиксированный в момент

перехода к национальной валюте, составил 114 млрд. 251 млн. рублей.

Общая сумма прогнозируемого на 1994 г. отрицательного сальдо торгового

баланса со странами СНГ, без учета ожидаемого с 1 января 1994 г. нового

повышения цен на нефтепродукты, составляет 1 млрд. 323 млн. сомов! МЫ

сегодня живем верой и надеждой, что мы получили на эту сумму кредиты у

братских стран СНГ. Но смогут ли они выделить Кыргызстану такие кредиты и

в дальнейшем? Ведь у каждого их них сегодня свои, не менее трудные, чем у

нас, проблемы. К тому же кредиты мы получаем в странах СНГ на весьма не

льготных условиях. Показатель кредитной безопасности Кыргызстана сегодня

составляет 444%, т.е. в 44 раза превышает допустимую грань!

Поэтому Правительству необходимо ввести жёсткие ограничения на

величину сальдо в торговле со странами СНГ. Мы обязаны приспосабливать нашу

экономику к более низкому уровню притока ресурсов, резко уменьшить дефицит

платежного и торгового баланса и строго следить за тем, чтобы не выходить

за рамки этих средств. Торговый дефицит составлял в 1989-1999 гг.

На сегодняшний день наиболее важными задачами для Нац. банка КР яв-

ся:

- развитие банковской системы, регулирование ден-го обращения, сдерживание

инфляции, ускорение расчетов, устранение дефицита банковских услуг,

усиление надзора за деятельностью коммерческих банков и др. кредитных

учреждений.

Финансовый кризис.

Системный финансовый кризис, поразивший Россию, продолжает

оказывать свое негативное влияние на экономику Кыргызстана.

Обменный курс национальной валюты достиг в ноябре отметки 31.2022

сом за доллар США, ухудшается торговый платежный баланс республики.

Состояние экономики, испытывающей тяжелые последствия влияние внешних

факторов, стало, в очередной раз, кредитом обсуждения парламентом страны.

После начала кризиса В России Национальный банк Кыргызской

Республики сделан прогноз относительно степени его влияния на

Кыргызстан, но по словам М. Султанова, на самом деле масштабы как

самого кризиса, так и его негативных последствий оказались намного

глубже. Произошло резкое увеличение спроса на иностранную валюту.

Население стало лихорадочно конвертировать сомы в доллары, переводить

сомовые счета в валютные, или просто забирать вклады. Пытаясь смягчить

психологический фактор начавшейся паники, НБКР предпринял валютные

интервенции. В августе на сумму 9,4 млн. долларов, а сентября 9,0 млн.

в октября – на 5,5 млн., за 2 недели ноября – 0,47 млн. долларов, в общей

стоимости на сумму 24 млн. долларов, хотя потери резервов

прогнозировались в сумме 36,5 млн. долларов.

Постепенное уменьшение объема интервенций не было связано с

отсутствием у Нацбанка резервов: «У нас их достаточно, - подчеркнул М.

Султанов; - потери Нацбанка составили 12% резервов со времени начала

кризиса, в то время как Украина потеряла 70%; Россия – почти 50%;

Казахстан – 33% своих резервов. Если бы Нацбанк захотел привязать сом к

доллару, то легко мог бы это сделать на отметке, и примерно 16,8 сома за

доллар. Но мы этого не делаем. Во-первых, очень большая проблема с

бюджетом - необходимо сделать корректировку приблизительного в 3% ВВП

(около 1 млрд. 250 млн. сомов) без этой корректировки невозможно

осуществлять экономическую политику. Необходимо сократить расходы и

увеличить доходную часть. Только после корректировки бюджета мы

сможем обратиться в международные организации, чтобы получить

соответствующую помощь».

Сентябрьские параметры договоренности с МВФ из-за Российского

кризиса были нарушены, поэтому пришлось провести дополнительные

переговоры. В результате пришли к соглашению, что 50% потерь

1. Журнал «Банковский вестник» - 11, 98 стр. 4

Кыргызстан покроет сам, а 50% МВФ и другие международные финансовые

институты.

В III квартале текущего года торговый баланс ухудшился, на то есть

веские причины: во первых, в России уровень девальвации достиг 160%, в

то время как у нас он составил 30%, то есть реальный эффективный курс

рубля значительно ослаб относительно кыргызского сома, это привело к тому,

что российские товары стали конкурентоспособными на кыргызском рынке, за

счет увеличился импорт из России, в первую очередь, нефтепродуктов. В

кризисный момент, казалось бы, должно было уменьшится потребления,

однако, этого не произошло. В связи с этим ИБКР предложил ограничить

импорт тех товаров, которые не являются инвестиционными составляющими,

а носят потребительский характер.

Объявленный Россией мораторий на выплату долгов заканчивается,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.