безусловно ведет к инфляции. Необходимо на каждом этапе достижения
сбалансированности между денежной массой и товарными ресурсами.
Количество денег определяется следующей формулой:
М=PY
V
где: М – денежная масса
Р - средний индекс цен
Y - реальный объем пр-ва (ВП)2
V - скорость обращения
Сегодня уровень монетаризации в Кыргызстане составляет = 16% ВНП.
Мало это или много? Например, в восточноевропейских странах уровень
монетаризации составляет около 25 % , приблизительно таким же он был и
в бывших союзных республиках. Он более высокий в странах, где
наблюдается экономический рост и развитые финансовые
1. Предложенное лауреатом Нобелевской премии математиком Ивингом
Фишером (1867-1947) отношения, например, в Индии – 40 %, а в Китае 100
%.
В Кыргызстане уровень монетаризации, естественно, низкий из-за
неразвитости финансовых отношений. Нам, по-видимому, не следует спешить с
повышением уровня монетаризации и делать это поэтапно, постепенно вместе с
увеличением товарной массы и улучшением деятельности финансовой машины -
банковской системы, налоговой и таможенной служб. Иначе государство
потеряет контроль под операциями в сфере торговли и услуг, а бюджет –
львиную долю налоговых поступлений.
Дефицит бюджета республики в текущем году ожидается на уровне 7,9%
ВНП и превышает 33 % расходной части. Дефицит покрывается приблизительно
на 2/3 кредитами НБК, а на 1/3 - иностранными кредитами. На 1994 г.
планом прогнозом прогнозировался дефицит в 7 % ВНП или почти половина
расходной части (=48%), и предполагается, что он будет покрыт на 1/3 за
счет кредита НБК, а на 2/3 – за счет иностранных займов и кредитов, т.е.
за счет наращивания внутреннего и внешнего государственных долгов.
Какие есть пути снижения дефицита бюджета и какие цели здесь
реальны?
Реальность такова, что в ближайшей перспективе мы не сможем
добиться бездефицитного бюджета, но мы можем ставить задачу снижения
бюджетного дефицита до уровня 4-5 % ВНП, что считается вполне нормальным
пределом в соответствии с современной экономической теорией и
подтверждается практикой многих стран мира.
Если же говорить о путях снижения бюджетного дефицита, то следовало
бы начать с того, что нам необходимо ввести режим строжайшей экономии
денежных средств во всех сферах, урезать все государственные расходы и
начать с сокращения расходов на бюрократические структуры управления.
Но здесь я особо хотел бы остановиться на взаимоотношениях
государства и предприятий.
Развитие производства в рыночной экономике основано на свободе
цен и заработной платы при государственном контроле под совокупными
расходами народного хозяйства и денежной эмиссий. Только так возможно
создать оптимальное равновесие спроса и предложения, стимулирующее
безинфляционный рост производства. Поэтому пришло время и нам разделить
финансы государства и предприятий, т.е. отделить затраты предприятий
от государственных расходов.
Сегодня же наше государство все еще принимает на себя долги
предприятий автоматически оказываются государственным долгом. Это
происходит либо путем прямого льготного кредитования производств и
взаимных поставок предприятий, либо на базе самовольного накопления
взаимных долгов, навязываемых затем для приплаты государству. Более того,
рост взаимных неплатежей является корпоративной части директорского
корпуса на жесткую денежно-кредитную политику Правительства.
В конечном счете финансовое оздоровление является не самоцелью,
а фактором экономического роста. Только разделение финансов предприятий
и государств и необходимость зарабатывания на рынке заставят предприятия
перепрофилироваться по технологическим цепочкам.
Государство должно целенаправленно и быстро помочь запуску этого
процесса, взяв приоритетные конечные отрасли, такие, как сельское
хозяйство, пищевую и лёгкую промышленность и т.д.
Крайне важно, чтобы это поняли руководители предприятий,
управленческий персонал и немедленно обратились к изучению передового
зарубежного опыта управления предприятиями в условиях дефицита
финансовых ресурсов, методов снижения издержек производства, поиска новых
рынков, обновления товарной номенклатуры, как наращивать производство
на кредиты коммерческих банков на нормальных рыночных условиях.
Многие, к сожалению, еще не ведают, откуда берутся кредитные
ресурсы. До сих пор мы брали их в странах СНГ, в первую очередь в России,
Казахстане и Узбекистане. Наш долг этим странам, зафиксированный в момент
перехода к национальной валюте, составил 114 млрд. 251 млн. рублей.
Общая сумма прогнозируемого на 1994 г. отрицательного сальдо торгового
баланса со странами СНГ, без учета ожидаемого с 1 января 1994 г. нового
повышения цен на нефтепродукты, составляет 1 млрд. 323 млн. сомов! МЫ
сегодня живем верой и надеждой, что мы получили на эту сумму кредиты у
братских стран СНГ. Но смогут ли они выделить Кыргызстану такие кредиты и
в дальнейшем? Ведь у каждого их них сегодня свои, не менее трудные, чем у
нас, проблемы. К тому же кредиты мы получаем в странах СНГ на весьма не
льготных условиях. Показатель кредитной безопасности Кыргызстана сегодня
составляет 444%, т.е. в 44 раза превышает допустимую грань!
Поэтому Правительству необходимо ввести жёсткие ограничения на
величину сальдо в торговле со странами СНГ. Мы обязаны приспосабливать нашу
экономику к более низкому уровню притока ресурсов, резко уменьшить дефицит
платежного и торгового баланса и строго следить за тем, чтобы не выходить
за рамки этих средств. Торговый дефицит составлял в 1989-1999 гг.
На сегодняшний день наиболее важными задачами для Нац. банка КР яв-
ся:
- развитие банковской системы, регулирование ден-го обращения, сдерживание
инфляции, ускорение расчетов, устранение дефицита банковских услуг,
усиление надзора за деятельностью коммерческих банков и др. кредитных
учреждений.
Финансовый кризис.
Системный финансовый кризис, поразивший Россию, продолжает
оказывать свое негативное влияние на экономику Кыргызстана.
Обменный курс национальной валюты достиг в ноябре отметки 31.2022
сом за доллар США, ухудшается торговый платежный баланс республики.
Состояние экономики, испытывающей тяжелые последствия влияние внешних
факторов, стало, в очередной раз, кредитом обсуждения парламентом страны.
После начала кризиса В России Национальный банк Кыргызской
Республики сделан прогноз относительно степени его влияния на
Кыргызстан, но по словам М. Султанова, на самом деле масштабы как
самого кризиса, так и его негативных последствий оказались намного
глубже. Произошло резкое увеличение спроса на иностранную валюту.
Население стало лихорадочно конвертировать сомы в доллары, переводить
сомовые счета в валютные, или просто забирать вклады. Пытаясь смягчить
психологический фактор начавшейся паники, НБКР предпринял валютные
интервенции. В августе на сумму 9,4 млн. долларов, а сентября 9,0 млн.
в октября – на 5,5 млн., за 2 недели ноября – 0,47 млн. долларов, в общей
стоимости на сумму 24 млн. долларов, хотя потери резервов
прогнозировались в сумме 36,5 млн. долларов.
Постепенное уменьшение объема интервенций не было связано с
отсутствием у Нацбанка резервов: «У нас их достаточно, - подчеркнул М.
Султанов; - потери Нацбанка составили 12% резервов со времени начала
кризиса, в то время как Украина потеряла 70%; Россия – почти 50%;
Казахстан – 33% своих резервов. Если бы Нацбанк захотел привязать сом к
доллару, то легко мог бы это сделать на отметке, и примерно 16,8 сома за
доллар. Но мы этого не делаем. Во-первых, очень большая проблема с
бюджетом - необходимо сделать корректировку приблизительного в 3% ВВП
(около 1 млрд. 250 млн. сомов) без этой корректировки невозможно
осуществлять экономическую политику. Необходимо сократить расходы и
увеличить доходную часть. Только после корректировки бюджета мы
сможем обратиться в международные организации, чтобы получить
соответствующую помощь».
Сентябрьские параметры договоренности с МВФ из-за Российского
кризиса были нарушены, поэтому пришлось провести дополнительные
переговоры. В результате пришли к соглашению, что 50% потерь
1. Журнал «Банковский вестник» - 11, 98 стр. 4
Кыргызстан покроет сам, а 50% МВФ и другие международные финансовые
институты.
В III квартале текущего года торговый баланс ухудшился, на то есть
веские причины: во первых, в России уровень девальвации достиг 160%, в
то время как у нас он составил 30%, то есть реальный эффективный курс
рубля значительно ослаб относительно кыргызского сома, это привело к тому,
что российские товары стали конкурентоспособными на кыргызском рынке, за
счет увеличился импорт из России, в первую очередь, нефтепродуктов. В
кризисный момент, казалось бы, должно было уменьшится потребления,
однако, этого не произошло. В связи с этим ИБКР предложил ограничить
импорт тех товаров, которые не являются инвестиционными составляющими,
а носят потребительский характер.
Объявленный Россией мораторий на выплату долгов заканчивается,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12