Рефераты. Роль национальной валюты в переходный период

|денежной массы (м2)| | | | | | |

Национальный статистический комитет.

На одном из встреч с журналистами Председателя правления НБКР

М.Султанова, был задан ему следующий вопрос.

Вопрос.

Год – полтора назад доллар стоил 10-13 сомов. Сегодня 29-31 сома.

Инфляция растет. Почему?

- Прежде всего, необходимо ответить: ответит М. Султанов - инфляция и

снижение обменного курса сома к доллару – не одно и тоже. Под инфляцией

понимается снижение уровня цен в экономике, сопровождающееся снижением

стоимости национальной денежной единицы. Разумеется, уровень цен зависит

от обменного курса, поскольку, во первых, в потребительскую корзину

включены импортные товары, в во вторых, снижение обменного курса может

увеличить инфляционные ожидания и привести к росту цен и на отечественные

товары. Девальвация обменного курса сома в 1996 году была выше, а в 1997

году – ниже темпа инфляции.

В результате разумного сочетания политики сокращения эмиссии и

бюджетных расходов удалось добиться значительного уровня сокращения

инфляции с 1366% в 1993 до 14,8% в 1997 году. С 1998 года прекращено

прямое кредитование Нацбанком дефицита госбюджета, т.е. ликвидирован

один из основных инфляционных источников. В настоящее время рост наличных

денег ниже роста инфляции (за 8 месяцев он составил всего 0,7 % при

инфляции 5,4%) т.е. роль денежных факторов в формировании инфляции

постоянно сокращается. Помимо роста денежной массы, инфляция в

краткосрочном периоде вызвала ростом цен на энергосистем, тарифов на

жилищно-коммунальные услуги и других затратных факторов, находящихся за

пределами сферы деятельности Нацбанка».

Причем, большая часть прироста темпа инфляции 1993 года приходится

на период, когда республика находилась в рублевой зоне. Введя собственную

валюту, Кыргызстан получил возможность для разработки и проведения

собственной денежно-кредитной политики, хотя экономическая цена этого

шага, в отличие от цены политической, была очень высока – это спад

экономики, который был следствием разрыва хозяйственных связей

предприятий в тот период.

Эта Макроэкономическая обстановка определяет направленность и меры

проводимой НБКР денежно-кредитной политики. В связи с этим, обратите

внимание на динамику темпа инфляции по кварталам 1997-1998 года.

Изменение потребительских цен

(в процентах за период)

| |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |

|За I |285,1 |154,6 |41,6 |16,2 |11,8 |7,2 |4,9 |

|квартал | | | | | | | |

|За II кв. |29,4 |65,8 |12,4 |3,1 |8,3 |6,0 | |

|За III кв. |43,9 |86,0 |4,8 |2,6 |-1,1 |-2,9 | |

|За IV кв. |89,5 |87,7 |12,3 |7,3 |12,7 |3,9 | |

|За год |1258,7 |1366,0 |87,2 |31,9 |35,0 |14,8 | |

Источник: Национальный статистический, комитет.

Журнал банковский вестник Б-6, 98 стр. 3.

Первый квартал 1997 года – 72 %, первый квартал 1998 года – 4,9%.

Учитывая, что в прошлом году темп инфляции в годовом исчислении составил

14,8%, мы предполагаем, что и в этом году сумеем добиться темпа,

уровень, которого не превысит прошлогодней. Этот прогноз строится с

учетом того, что спрос на валюту на наших рынках имеет ярко выраженный

сезонный характер, а структура текущего счета платежного баланса пока не

дает оснований предполагать возможность динамики не изменится. Поэтому,

учитывая летнее снижение спроса на валюту, мы планируем и

соответствующее снижение темпов инфляции. Естественно, эти предложения

основаны на том, что пока наша экономика в значительной степени зависит

от импорта.

Также о состоянии инфляции в Кыргызстане подробно рассказал в своем

докладе Э. Абдуманапов зам. председателя НБКР 26 мая 1998 года на пресс

семинаре МВФ для представителей СМИ Центральной Азии.

В отличии от других стран Центрального региона Кыргызстан не

обладает запасами стратегических ресурсов, и при этом в структуре его

хозяйства значительную долю занимает сельскохозяйственное производство,

в то время как структура промышленности деформирована наличием большого

количества предприятий ВПК, которые как с точки зрения

производственных ресурсов, так и поставок готовой продукции, были

полностью ориентированы на другие республики бывшего союза. Эта

ситуация и определила необходимость реализации предельно жесткой и

быстрой стратегии реформ, стратегической задачей которых были и остается

глубокая перестройка структуры хозяйств и реформ собственности, это

большая и трудная задача, требующая привлечение значительных ресурсов.

При этом надо отметить, что Кыргызстан был вынужден уйти из рублевой зоны

после того, как Россия по существу ввела собственную валюту, перейдя на

расчеты через центральные банки и введя в оборот новые банкноты рубля

1992 году. Эта ситуация особенно ярко видна по данным, характеризующим

динамику темпов инфляции, наиболее высокий уровень которых отмечен в 1992-

1993 годах.

Изменение потребительских цен

(в процентах к предыдущему году)

Схема

Национальный статистический комитет.

Журнал «Банковский вестник» 5-6, 98

«Кыргызстан: последние достижения» стр. 5.

Финансовая стабилизация.

Первостепенной задачей Правительства и Национального банка

Кыргызстана является финансовая стабилизация, включающая:

1. Эффективное управление денежным обращением, стабилизацию денежной

эмиссии и инфляционных процессов, поддержание на необходимом уровне

обменного курса национальной валюты по отношению к рублю и доллару.

2. Создание современной банковской системы со сбалансированным

развитием всех важнейших банковских функций, таких как сберегательные и

кредитные, коммерческие и инвестиционные, устранение дефицита

банковских услуг.

3. Обеспечение жесткого контроля за соблюдением законодательства о

налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения

в бюджет государственных налогов и других платежей, чтобы обеспечить

стабильность бюджета и финансирование неотложных экономических и

социальных программ.

Рассмотрим подробнее проблемы первого компонента финансовой

стабилизации.

Наиважнейшей проблемой является стабилизация денежного обращения,

для чего требуется:

а) укрепить сом и сделать его надежной валютой, привязанной к доллару;

б) снизить инфляцию до однозначных цифр и удержать ее;

в) следовать строгому, но разумному ограничению эмиссии денег.

Как бороться с инфляцией?

Одна из главных причин инфляции – это дефицит государственного

бюджета. Поэтому переход к сбалансированному бюджету за счет ликвидации

субсидий и дотаций, льготного государственного финансирования отраслей и

общего сокращения непроизводительных расходов является основным способом

борьбы с инфляцией во всем цивилизованном мире.

Мы должны культивировать именно такой подход к формированию бюджета,

ибо отношение к бюджету есть показатель экономической грамотности

общества.

Правительство и НБК должны сделать для правилом жесткую бюджетную и

кредитную акции. Надо отказаться от всех непредусмотренных дотаций

предприятием и отраслям, которые покрывают непроизводительные и

непроизводственные затраты. Законодательная независимость НБК позволит

ему сопротивляться любому инфляционному финансированию дефицита

госбюджета.

Аскар Акаев.

1. О стратегии социально-экономического развития Кыргызской Республики и

неотложных действиях.

Бишкек – 1993.

Мы должны поставить цель и добиться снижения ежемесячных темпов

инфляции к концу текущего года до 10%, а в 1994 г. – до 3-5 % !

Если Кыргызстану удастся стабилизировать инфляцию, доверие к сому

возрастет как внутри республики, так и за рубежом. Станет возможной

реальная экономическая оценка работы предприятий, прогнозирование из

прибыльности, возрастет экономическая активность.

Итак, стабильность денег - первооснова для будущего динамичного

развития экономики. Полновесные деньги – самый необходимый инструмент

рынка, мощный стимул к развитию производства, к более производительному

труду.

Правительство и НБК должны принять меры против искусственного

поддержания курса сома и идти по пути унификации режима обменных курсов

постепенным снятием всяких ограничений на участие в валютных аукционах.

Но уже сегодня надо добиваться, чтобы разница между официальным курсом

национальной валюты и параллельным рыночным курсом не превышала 10 %.

Для укрепления доверия к сому очень важно стимулировать население

вкладывать свои сбережения в банки. Это будет дополнительным

стабилизирующим фактором. Рост банковских депозитов в свою очередь

обеспечит антиинфляционные инвестиционные средства для структурной

перестройки экономики. Но для этого банки должны выплачивать достаточно

высокие процентные ставки по вкладам граждан, что могло бы государство

компенсировать проведением либеральной налоговой политики по отношению к

банкам.

Немаловажным является также вопрос о количестве денег, находящихся

в обращении, так называемый уровень монетаризации. Рост денежной массы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.