Рефераты. Роль центрального банка в банковской системе

Размеры ставок по минимальным резервам существенно колеблются по

странам. Наивысшие ставки установлены в Италии и Испании. На

противоположном полюсе находится Япония, где ставка по минимальным резервам

обычно не превышает 2,5%. Банк Англии, который практически не использует

минимальные резервы как инструмент денежной политики, требует от кредитных

институтов лишь 0,45% обязательств, подлежащих учету в минимальных

резервах. Такую существенную разницу между ставками по минимальным резервам

можно объяснить тем, что в странах, где установлена высокая резервная

ставка, обязательства по минимальным резервам обычно не являются

беспроцентными.

В большинстве развитых стран в последние годы активность использования

политики минимальных резервов в качестве инструмента регулирования

банковской ликвидности и для контроля рентабельности банковских операций

снизилась. В Японии резервные ставки претерпели последнее существенное

колебание после первого нефтяного кризиса середины 70-х гг., однако они

остались после этого практически на том же уровне. В США резервная система

уже давно отказалась от механизма изменения ставок минимальных резервов,

однако Немецкий федеральный банк успешно использует данный инструмент, хотя

и значительно реже, чем во времена функционирования Бреттонвудской валютной

системы.

Стремление центральных банков добиться четкого выполнения требований

по соблюдению минимальных резервов наталкивается на попытки коммерческих

банков уклониться в рамках закона от платежей по поддержанию обязательных

резервов. Так, в США в конце 70-х гг. многие банки вышли из ФРС в связи с

тем, что в то время предписания по минимальным резервам касались только

банков-членов. Развитие новых финансовых операций и появление свободных от

резервного бремени еврорынков дало новые возможности коммерческим банкам

США, так как депозиты, размещенные на еврорынке, остаются не охваченными

национальными минимальными резервами. Происходит это по следующей причине:

центральный банк отдельной страны либо вообще не использует механизм

минимальных резервов (Люксембург), либо от обязательств по минимальным

резервам освобождаются депозиты нерезидентов (во Франции и Испании), либо

учету в минимальных резервах не подлежат те депозиты нерезидентов, которые

компенсируются кредитами нерезидентам (в Германии).

С появлением новых путей обхода предписаний по минимальным резервам

руководителям денежно-кредитной политики приходится все чаще изменять

условия их взимания. В начале 80-х гг. США выступили с инициативой ввести

единую систему минимальных резервов на еврорынке. Тогда данное предложение

не нашло достаточной поддержки и поэтому не имело успеха.

Механизм обязательных резервов используется как инструмент кредитной

политики практически во всех развитых странах. При этом страны,

придерживающиеся твердого валютного курса, применяют данный инструмент в

рамках политики гибкого регулирования. С развитием международных

экономических связей, в том числе в банковском секторе, при создании

свободных экономических зон, крупных региональных экономических объединений

(например, таких, как ЕЭС) использование политики минимальных резервов

требует постоянной адаптации к изменяющимся условиям.

Политика открытого рынка. Такая политика представляет собой выполнение

операций по покупке или продаже твердопроцентных ценных бумаг центральным

банком за свой счет на открытом рынке. Здесь к основным ценным бумагам

относятся: казначейские векселя, беспроцентные казначейские обязательства,

облигации государственного займа, промышленные облигации, первоклассные

краткосрочные ценные бумаги и др.

Традиционными средствами проведения политики открытого рынка являются

операции с государственными ценными бумагами на вторичном рынке,

характерные для Великобритании, Германии, Греции, Италии и Франции.

Операции на первичном рынке с государственными ценными бумагами

осуществляются в строго определенных рамках в Великобритании. Для Банка

Англии политика открытого рынка выступает ведущим инструментом

экономического регулирования. Прочие инструменты используются нерегулярно.

При проведении политики открытого рынка Банк Англии концентрируется на двух

основных операциях: в рамках долгосрочной политики - на операциях с

облигациями государственного займа, а в краткосрочной - на операциях с

казначейскими векселями. Эта политика осуществляется через дисконтные дома

путем установления для них твердых ставок по купле-продаже ценных бумаг.

Таким образом, на денежном рынке создается дефицит ликвидных ресурсов, что

способствует успешному проведению учетной политики. Операции на первичном

рынке с негосударственными ценными бумагами не находят широкого

распространения в рамках политики открытого рынка.

Для оживления экономики центральный банк увеличивает спрос на ценные

бумаги. Он либо фиксирует курс, при достижении которого он скупает любой

предлагаемый объем, либо приобретает определенное количество ценных бумаг

данного типа независимо от курса предложения.

Напротив, если целью центрального банка является уменьшение резервов

банковского сектора, то он выступает на открытом рынке на стороне

предложения, проводя контрактивную политику. В этом случае у центрального

банка есть две возможности реализации своей цели:

либо объявить курс, при достижении которого центральным банком будет

предложено любое количество ценных бумаг, либо предложить определенное

количество ценных бумаг дополнительно.

Контрактивная политика открытого рынка приводит к возрастанию доходов от

государственных ценных бумаг и к потере кредитными институтами части своих

резервов.

При всех существующих различиях в осуществлении политики открытого

рынка можно определить общую тенденцию, которая выражается в том, что

центральные банки разных стран уделяют все большее внимание развитию

данного инструмента; это связано со стремлением к регулированию экономики

рыночными, а не административными методами.

Депозитная политика регулирует движение потоков денежных средств между

коммерческими банками и центральным банком и тем самым оказывает влияние на

состояние резервов кредитных институтов.

Если проводится экспансивная депозитная политика, денежные средства

государственного сектора экономики, размещенные в центральном банке,

уменьшаются (например, на величину Ь). Соответственно на эту величину

возрастают резервы второго уровня банковской системы. При проведении

экспансивной депозитной политики необходимо учитывать и обратный эффект,

который вызывает рост резервов кредитных институтов. Если допустить, что

размещенные в результате проведения депозитной политики в кредитных

институтах денежные средства государственного сектора состоят на долю с из

наличных денег, то общий объем резервов коммерческих банков увеличивается

на (1 - с) • Ь. При увеличении резервов коммерческих банков путем притока

депозитов из государственного сектора сумма минимальных резервов при ставке

г возрастет на г • (1 - с) • Ь. Тогда резервы кредитных институтов

увеличатся на разницу между двумя вышеприведенными данными.

При увеличении резервов возрастает кредитный потенциал коммерческих банков,

что при уравновешенном рынке ведет к снижению процентных ставок и росту

инфляции. При проведении контрактивной депозитной политики достигается

обратный результат - уменьшение банковских резервов, сокращение кредитного

потенциала, рост процентных ставок, снижение темпов инфляции.

Валютная политика. Направление и формы валютной политики, проводимой

центральным банком, зависят от внутриэкономического положения данной страны

и ее места в мировом хозяйстве. Цели валютной политики меняются в

зависимости от исторического периода. Одним из важнейших средств реализации

валютной политики является валютное регулирование.

Центральный банк обычно использует две основные формы валютной политики:

дисконтную и девизную.

Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения

условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда

направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса. Однако в

современных условиях в странах с развитой и устойчивой экономикой, как

правило, превалируют внутренние интересы. Довольно часто внутренние и

внешние цели не совпадают, что приводит к необходимости решения спорных

вопросов между центральным банком и правительственными структурами в лице

Минфина и т.п.

Центральный банк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы),

воздействует в нужном направлении на изменение курса национальной денежной

единицы - девизная политика. Подобные операции получили название "валютных

интервенций". Приобретая за счет официальных золото-валютных резервов (или

путем соглашений "своп") национальную валюту, он увеличивает спрос, а

следовательно, и ее курс. Напротив, продажа центральным банком крупных

партий национальной валюты приводит к снижению ее курса, так как

увеличивается предложение. Влияние валютной политики центрального банка в

форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в

стимулировании экспорта или импорта капитала. Направление желаемого

движения капиталов зависит от приоритета политики центрального банка в

данной экономической ситуации, что может выражаться либо в стимулировании

товарного экспорта (демпинговая политика), либо в поддержании курса

национальной валюты по отношению к иностранной.

Заключение

Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами

концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным

денежным системам.

Во всех развитых странах действует несколько законов, в которых

сформулированы и закреплены задачи и функции центрального банка, а также

определены инструменты и методы их осуществления. В некоторых государствах

главная задача центрального банка излагается в конституции. Как правило,

основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка,

служит закон о центральном банке страны; он устанавливает организационно-

правовой статус последнего, процедуру назначения или выборов его

руководящего состава, статус во взаимоотношениях с государством и

национальной банковской системой. Данным законом закрепляются полномочия

центрального банка как эмиссионного центра страны.

Наряду с законом о центральном банке взаимодействия между центральным

банком и банковской системой регулируются законом о банковской

деятельности. Такой закон определяет основные права и обязанности кредитных

институтов по отношению к центральному банку.

Литература

Банковское дело / под ред. О. И. Лаврушина, М. 1998

Уткин Э. А., Морозова Г. И. "Нововведения в банковском бизнесе России",

М. 1999

Деньги, кредит, банки / под ред. О. И. Лаврушина

Постатейный комментарий к Федеральному закону "О Центральном банке

Российской Федерации (Банке России)" (Фомина О.Е.)

Постатейный комментарий к Закону "О валютном регулировании и валютном

контроле" (Фомина О.Е.)

Комментарий к Закону "О банках и банковской деятельности" (Фомина О.Е.)

"Соответствует ли Конституции Федеральный закон о Банке России?" (С.Кашкин,

"Российская юстиция", 1999, N 10)

"Финансово-правовые отношения с участием банков" (Карасева М., "Хозяйство и

право", 1997, N 11)

"Гражданский кодекс и банковское законодательство" (В.Белых,

М.Скуратовский, "Хозяйство и право", 1997, N 4)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.