Рефераты. Роль центрального банка в банковской системе

центральному банку предписывается проведение регулярных консультаций с

представителями кредитно-финансовых учреждений с целью разъяснения основных

направлений политики центрального банка, а также с целью выработки

совместными усилиями стабилизационных, антиинфляционных мероприятий.

Практика подобного рода способствует установлению хороших контактов и

взаимопониманию между двумя уровнями кредитной системы. Подобно

Центральному банку Нидерландов тесные контакты с кредитной системой

стремится поддерживать и Австрийский национальный банк.

Немецкий федеральный банк строит свои контакты с национальной

кредитной системой не только через филиальную сеть, но и через крупные

немецкие банки. Основная задача филиалов Немецкого федерального банка -

контроль за соблюдением коммерческими банками установленных требований по

минимальным резервам, обеспечение кредитных институтов, расположенных на

соответствующей территории, наличностью, а также выполнение функций контор

национального клирингового центра. Филиалы Немецкого федерального банка

выступают в качестве промежуточного звена между кредитными институтами и

центральным банком.

Большинство центральных банков ряда ведущих стран мира наиболее тесно

сотрудничают с рядом крупных институтов, которые представляют собой ядро

банковской системы.

Инструменты регулирования. Центральные банки развитых стран

располагают определенными методами воздействия на экономику. Традиционно к

ним относятся: дисконтная (учетная) и залоговая политика; политика

минимальных резервов: операции на открытом рынке; депозитная политика;

валютная политика. Однако содержание стандартного набора методов и

сочетание их применения банками разных стран зависят от ряда предпосылок.

Попытки подвести современные стратегии центральных банков разных стран под

традиционные концепции денежной политики показали, что ни монетаризм, ни

теории государственного регулирования в чистом виде не находят своего

выражения в практике воздействия на экономику страны. В перспективе можно

рассчитывать на компромиссный вариант выбора стратегии центрального банка.

При этом в настоящее время все больше приоритет отдается рыночным

механизмам по сравнению с административными методами регулирования.

Примером тому служит либерализация банковского законодательства в ряде

европейских стран в начале 90-х гг. (Австрии, Италии, Франции и др.)

Одним из основных принципов определения стратегии центральных банков

служит ориентация на регулирование темпа роста денежной массы в

национальной экономике или регулирование валютного курса национальной

денежной единицы по отношению к какой-либо стабильной иностранной валюте,

т.е. на внутренние или внешние показатели

Выбор той или иной стратегии центрального банка зависит от ориентации

экономики страны. При этом наблюдается следующая тенденция. Центральные

банки развитых стран с мощным внутренним рынком ориентируются на

регулирование темпов роста денежной массы в пределах расчетного индекса.

Такой стратегии придерживаются, например, Немецкий федеральный банк, Банк

Англии, ФРС США.

Различаются внутренняя и внешняя стабильность национальной денежной

единицы (под внутренней понимается безинфляционное развитие, под внешней -

стабильность валютного курса национальной денежной единицы по отношению к

другим валютам).

В соответствии с выбранной стратегией центральные банки осуществляют в

качестве приоритетной либо денежную, либо валютную политику и используют

соответствующие инструменты.

В целях регулирования объема денежной массы проводятся меры либо по

стимулированию роста денежной массы (экспансивная кредитная политика), либо

по сдерживанию ее увеличения (рестрикционная кредитная и антиинфляционная

политика). Однако в условиях стагфляции центральному банку приходится

искать компромиссное сочетание инструментов экономического регулирования,

как это происходит в настоящее время в ряде восточноевропейских стран, в

России и странах Ближнего зарубежья.

Регулирование валютного курса национальной денежной единицы

предпочитают европейские страны с развитой, ориентированной на экспорт,

экономикой. В качестве примера можно привести Австрию, Бельгию, Нидерланды.

Выбор и сочетание инструментов, применяемых в определенной

экономической ситуации, зависят от стратегии центрального банка. Тем не

менее можно назвать требования, предъявляемые к инструментарию центрального

банка любой развитой страны. Речь идет прежде всего об инструментах,

которые должны обладать максимальной действенностью.

Не менее важным требованием является равномерность воздействия на

конкурентоспособность отдельных групп или всех кредитных институтов. В

связи с этим мероприятия центрального банка подразделяются на две группы. К

первой из них относятся меры воздействия на часть коммерческих банков.

Вторая группа включает мероприятия, касающиеся всех кредитных институтов. В

качестве примера можно привести проведение центральным банком

рестрикционной учетной политики. Инструменты, относящиеся к обеим группам,

соответствуют требованию нейтральности центрального банка, поскольку они

одинаково влияют на конкурентоспособность кредитных институтов по отношению

друг к другу внутри различных групп или всех банков в целом. Это не

исключает различных последствий таких мер для различных банков (например,

крупных и мелких).

Все инструменты можно охарактеризовать с помощью следующих критериев:

• традиционные или нетрадиционные;

• административные или рыночные;

• общего действия или селективной направленности;

• прямого или косвенного воздействия;

• краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные. Целесообразно различать

прямое и косвенное воздействие того или иного механизма. Например, при

проведении учетной политики осуществляется прямое регулирование на денежном

рынке и одновременно оказывается косвенное воздействие на рынок капиталов.

Под долгосрочными целями денежно-кредитной политики понимается

стратегия центрального банка, рассчитанная на период от одного года до

нескольких десятилетий. Так, стратегия стабилизации Немецкого федерального

банка длится с начала 60-х гг. по настоящее время.

Эффективность комбинирования применяемых одновременно инструментов

денежно-кредитной политики зависит от успешного их сочетания при достижении

разных по срокам целей. Примером инструментов долгосрочного регулирования

служат традиционные инструменты денежной политики (например, политики

минимальных резервов, политики рефинансирования и др.). Осуществлению

краткосрочных целей служат как нетрадиционные инструменты, например

операции "своп" в рамках валютной политики, арбитраж в рамках политики

открытого рынка, так и некоторые традиционные инструменты (в Германии -

операции с федеральными ценными бумагами).

Дисконтная (учетная) и залоговая политика центрального банка.

Кредитные институты имеют возможность получать при необходимости кредиты

центрального банка путем переучета векселей или под залог ценных бумаг.

Смысл дисконтной и залоговой политики заключается в том, чтобы методом

изменения условий рефинансирования коммерческих банков влиять на ситуацию

на денежном рынке и рынке капиталов. Практически во всех странах

Европейского Сообщества кредитные институты имеют возможность

рефинансирования непосредственно в национальном банке. Исключение

составляют Италия и Португалия. При этом рефинансирование может происходить

как под залог ценных бумаг, так и без залога.

Рефинансирование в рамках дисконтной политики определяется следующими

параметрами: требованиями к качеству принимаемых к переучету векселей;

контингентом переучета, т.е. максимально возможным объемом переучета

векселей для одного кредитного института; учетной ставкой центрального

банка. В рамках залоговой политики к таким параметрам относятся требования

к качеству принимаемых в залог ценных бумаг, ставка по залоговым кредитам;

при необходимое количественное ограничение или временное приостановление

выд, чи залоговых кредитов.

При осуществлении дисконтной и залоговой политики центральны банк

может селективно воздействовать на определенные отрасли народного

хозяйства путем поощрения или ограничения приема к переучету или в залог

векселей определенного рода путем изменения требований к качеству

принимаемых в залог и к переучету векселей. Селективное воздействие нередко

сопровождается общеэкономически ми последствиями. Так, при ограничении

объема определенных ценных бумаг, принимаемых в залог или к переучету,

центральный бан снижает в целом кредитный потенциал коммерческих банков.

Поэтому в настоящее время общеэкономический эффект воздействи путем

проведения дисконтной или залоговой политики выступает по своему значению

на первый план. Макроэкономический эффект регу лирования учетной ставки

подтверждается наличием определенной взаимосвязи между изменением ее

величины и темпом роста валового на ционального продукта.

Изменение контингента рефинансирования позволяет центральному банку

достигать следующего эффекта. При ограничении континген та коммерческие

банки вынуждены обращаться к более дорогим источ никам кредитования,

например к залоговым кредитам, что означаем снижение объема их кредитного

потенциала и удорожание кредитов Ставка по залоговым кредитам центрального

банка обычно выше став ки переучета.

В Бельгии, Германии, Дании и Нидерландах кредитные институть имеют

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.